Мастер-класс по обучению грамоте "Звукарик и его друзья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: коррекция речи у детей логопедической подготовительной группы.

Задачи:

  • закрепить навыки четкого произношения звука-с- изолированно, в слогах, словах, фразах;
  • учить выделять согласный звук “с” из начала слова;
  • учить подбирать слова- антонимы с согласным звуком “с”;
  • развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

Методические пособия:

  • картинка - Звукарик, звуковые замки, картинка-символ звука “с”,
  • кружки (красный и синий), длинная полоска, картинки (сом, самолет,
  • сыр, сапоги, сумка, сова, сахар, собака ,самокат, солнце, слон).

План занятия

Презентация.

1. Организационный момент:

Пальчиковая гимнастика ”Дружба”:

- Дружат в нашей группе (сжимаем пальцы в кулачки одновременно)
девочки и мальчики, (сжимаем пальцы в кулачки поочередно)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (все пальчики поочередно касаются больших пальцев левой и правой руки одновременно).

2. Основная часть

Логопед: - Посмотрите, кто у нас в гостях. Это - Звукарик. Он будет знакомить нас со своими друзьями-звуками.

Вопрос:

- А что мы знаем о звуках?

Ответ:

- Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки живут в красном замке, обозначаем красным кружком. Согласные звуки живут в синем замке, обозначаем синим кружком.

Логопед:

- Молодцы! Сегодня Звукарик познакомит нас с еще одним звуком. Послушайте песенку водички-ссссс. А теперь вы спойте песенку.

Замечательно! Давайте расскажем о звуке “с”.

Задания по характеристике звука по артикуляционным и акустическим признакам:

Логопед:

Вопрос:

- Какой это звук : гласный или согласный?

Ответ:- Согласный, потому что есть преграды.

Логопед:

- Давайте проверим! Споем песенку водички - ссссс. Что делают наши губки? (Улыбаются) . А зубки? (Заборчиком). А кончик язычка упирается в нижние зубки. Очень хорошо! Если в произнесении звука участвуют губы, зубы, язычок, то это согласный звук. А звук –с- глухой или звонкий? (глухой). А как вы узнали? (Тыльную сторону ладони приложить к горлу, произнести звук –с-). Наш голосок спит, значит это глухой звук. А этот звук твердый или мягкий? (твердый). Назовите его младшего братца. (с'). Какие вы молодцы! Итак, что мы узнали о звуке –с- ( Это согласный, глухой,твердый звук.) А вот портрет звука-с-. (Показываю картинку-символ).

3. Задания по развитию фонематического восприятия:

Логопед:

- Звукарик предлагает поиграть в игру ”Ловишки”. Я называю разные звуки, а вы, услышав звук –с-, хлопните в ладоши, поймайте его.(Звукоряд, на звук –с—хлопок в ладоши.)

- Вы утром зарядку делали? Наш язычок тоже любит делать зарядку. Слушайте, запоминайте, за мной повторяйте: са- сы- су , со- са- су , ос -ас- ус , ус -ас –ыс … (отраженно повторять слоговые ряды).

Упражнение “Веселые чистоговорки”: - Запоминайте и за мной повторяйте:

Са- са- са- в лесу оса Ос- ос- ос- не боимся ос
Сы- сы –сы -у осы усы Ас- ас- ас -у нас вкусный квас.
Со- со –со -у Сони колесо
Су- су- су- сумку я несу

Молодцы, правильно повторяли, ни разу не ошиблись!

4. Задание по звуковому анализу слова :выделение согласного звука “с” из начала слова. Работа со схемой.

Логопед:

Загадки умеете отгадывать? Слушайте внимательно загадки, назовите их отгадки:

- На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно.(сом)

- Гладишь- ласкается, дразнишь -кусается.(собака)

- Угадайте ,что за птица: света белого боится, клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова. Это…(сова)

- Ходит серый, пасть с клыками, ноги кажутся столбами, как гора, огромен он. Ты узнал, кто это?(слон).

- Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет.(солнце).

Логопед: -Молодцы, правильно отгадали все загадки! Давайте еще раз назовем все отгадки. С какого звука начинаются слова? Кто самый внимательный?

Ответ: -Со звука “с”.

Логопед: -Да, все слова начинаются со звука “с”. Где стоит звук?

Ответ:

- Согласный звук “с” стоит в начале слова.

Логопед:

- Представьте, что мы пришли в магазин. Что же мы там купили? Раз, два, три, картинки поверни, свою покупку назови.

Картинки: сахар, самокат, сумка, сыр, сапоги, самолет.

5. Задание на составление схемы, чтение слов, выделение согласного звука “с” в начале слова.

Ответ: -Согласный звук “с”

6. Задание на подбор слов –антонимов по картинкам

Логопед:

- Звукарик предлагает вам поиграть в игру “Наоборот”.Я называю слова, а вы подбираете к ним слова с противоположным значением:

- мокрый- сухой

- молодой- старый

- подниматься-спускаться

- надевать-снимать

- плакать-смеяться.

- Очень хорошо. Правильно подобрали слова.

6 Заключительная часть.

Логопед:

- Звукарику очень понравилось у нас в гостях.

Вопрос:

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

Ответ:

- Со звуком “с”. Он согласный, твердый, глухой.

Логопед:

- Правильно. Вы сегодня рассказывали о звуке “с”, отгадывали загадки, выделяли согласный звук “с” в начале слова.

А теперь давайте подарим Звукарику слова, которые начинаются со звука “с”.