Нравственное воспитание якутским народным эпосом "олонхо"

Разделы: Работа с дошкольниками


В традиционном обществе наших предков воспитание детей происходило в семье в ненавязчивой форме. Например, через колыбельные и игровые песни, игрушки и детскую одежду, подвижные игры, детский фольклор, традиционные праздники и другие элементы народной жизни. В современном обществе к воспитанию в семье добавилось воспитание в дошкольном учреждении и в школе. Однако, стремительно поменявшийся общественный уклад выявил массу нравственных и социальных проблем. Выработанные механизмы научно обоснованной педагогики оказались малоэффективны. Поэтому опыт предков снова оказался востребованным.

Самые близкие человеку вещи проходят через родной язык, образующий особую атмосферу восприятия окружающего мира. Язык – как “умная” вещь, вобравшая в себя ум сотен предыдущих поколений, умел объяснить и сделать понятным абсолютно все. Так, смысл человеческой жизни человеку прошлого был абсолютно понятен. И это оттого, что им помогала эпическая духовная традиция – устное сказание этноса. У якутов таким многоуровневым этапом для понимания и приобщения человека к близкому, а также неведомому и подчас удаленному, как звезды, планеты, является якутский героический эпос - олонхо.

Олонхо – это якутская сказка древнейшего происхождения. Предметом его повествования служат приключения, битвы, удачи и неудачи богатырей, олицетворяющих доброе и злое начало.

Известный этнопедагог Геннадий Волков, не понаслышке знающий якутскую народную педагогику часто подчеркивал конструктивную роль олонхо. Он писал: “Олонхо несет на себе огромную педагогическую нагрузку: оно богато воспитательными идеями, в нем много образовательного материала, оно формирует любовь к народу и человечность, его текст развивает ум, память, внимание, наблюдательность. Сами олонхосусы являются прекрасными учителями народа. В олонхо получили отражение цели воспитания и его методы, определены черты личности и средства воздействия на чувства, сознание и поведение подрастающего поколения”.

Но как же осуществить ознакомление дошкольников с таким трудным жанром как олонхо в поликультурной среде, и приобщить их к общечеловеческим ценностям? В нашем детском саду мы при помощи организованного диалога между педагогами и родителями решили изучить олонхо П.А. Ойунского “Нюргун Боотур Стремительный”, собрать материал по этому произведению и в доступной для детского восприятия форме представить для ознакомления детям.

Сюжет олонхо состоит в следующем “Давным-давно наша земля Вселенная разделилась на три мира. В Верхнем мире жили верховные владыки – добрые духи – айыы. В Среднем мире жили люди. А в нижнем мире властвовали злые духи и бесы – абасы. Добрые духи – айыы - помогали людям, защищали, оберегали их от злых абасы. В благодарность люди устраивали им большие праздники и угощали вкусной едой.

Богатая и разнообразная мифология данного произведения представляет отражение мировоззрения, уровня развития, исторического пути пройденного народом, создавшим его. Основу конфликта составляют такие сюжеты, как борьба с чудовищами (абасы), богатырские подвиги и преодоление многочисленных препятствий в достижении целей. Образ главного героя – представитель среднего мира, племени людей Нюргун Боотур Стремительный – добрый и мужественный, готов на любые подвиги и страдания ради своего народа. Олонхо - народное сказание сказочная история о добре и зле.

Свою работу по ознакомлению дошкольников с олонхо я начала с разработки программы “Внесение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание детей” с целью заложить первоначальный интерес к героическому эпосу олонхо через слушание музыки и танцевального творчества. Для этой цели были приобретены: полное собрание аудио записей данного произведения в исполнении Г Колесова, а так же произведения из оперы “Нюргун Боотур” в постановке М Жиркова и Литинского; танцевальные композиции на тему “Народная хореография”.

Практика показала, что дошкольникам очень труден и непонятен “язык олонхо”, и поэтому мною было создано музыкально-дидактическое пособие, где рисунок выступал способом его постижения. Через яркие образы различных персонажей в рисунках дети более четко улавливали их характер, качества, настроение, душу. Зрительное восприятие усиливается словесным описанием героев и их поступков, а также музыкальным сопровождением произведения.

Каждый год в ноябре месяце в нашей республике проходит “Неделя Олонхо”. В нашем детском саду стало уже традицией проведение различных мероприятий в эти дни. Во всех возрастных группах проводится знакомство с олонхо через театрализацию якутских сказок, постановку танцев и танцевальных импровизаций, песенное творчество, викторины, конкурсы, постановки спектаклей, ознакомление с национальными играми якутов, рисование персонажей. В летнее время во время проведения национального праздника Ысыах (праздник встречи лета), дети демонстрируют знание традиций своего народа.

Если с раннего детства заложить уважение к культурным ценностям своего народа, то это будет свидетельством его нравственной культуры, желанием быть лучше, противостоять злу. А олонхо по словам И.В. Пухова “… соответствует традиционным олонхо… и является памятником народной культуры”.