Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Авторизация звука [р] в словах и предложениях в различных позициях. Зимующие и перелетные птицы"

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Закрепление правильной артикуляции звука [Р]. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях в различных позициях. Накопление и активизация словаря по теме “Птицы”.
  2. Развитие фонематического слуха, коррекция внимания, памяти и мышления.
  3. Воспитание слухового контроля за речью.

Оборудование:

Предметные картинки по теме "Птицы", фишки, семечки и фасоль, игра "Птицы полетели", раздаточный материал – воробьи (10 штук), конверт с заданием, предметные картинки со звуком [Р] и без него.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока, а зовут ее... (сорока).

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей).

- Какой одинаковый звук ты слышишь в этих словах?

II. Постановка целей занятия.

- Сегодня мы с тобой продолжим произносить в словах звук [Р], определять его место в слове и вспомним названия зимующих и перелетных птиц.

III. Развитие моторики рук.

- Я предлагаю приготовить корм для птиц, которые остались зимовать в наших лесах. Чем их можно покормить?

- Отдели семечки от фасоли. Какое блюдце ты возьмешь на прогулку, чтобы покормить птиц? (С семечками, потому что фасоль птицы не едят.)

III. Развитие мимической мускулатуры.

- Приготовим наши губы и щеки к работе (Самомассаж).

IV. Развитие речевого дыхания.

Ребенку предлагается игра на развитие речевого дыхания "Птицы полетели".

V. Игра на изолированное длительное произнесение звука.

- Как ворона подает голос? (кар-р-р-р-р-р-р).

- Произнеси так, чтобы было понятно, что ворона улетела далеко, и вернулась обратно.

VI. Развитие фонематического слуха.

- Расскажи, что ты знаешь о звуке [Р].

- Какой фишкой его будешь обозначать.

- Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [Р], возьми синюю фишку. Потом посчитаем, сколько раз я произнесла звук [Р].

VII. Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях.

- Назови слово со звуком [Р].

Мама ушла на работу. Ракету запустили в космос. Раскат грома напугал малыша. Ира читает смешной рассказ. У Маши новая расческа. На рубашке разноцветное пятно.

- Назови птиц, которые нарисованы на этих картинках. (Сорока, журавль, ворона, жаворонок, куропатка, дрозд, воробей, грач.)

- Назови зимующих птиц.

- Назови перелетных птиц.

Д/и "Какая птица улетела?" (ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку).

Ребенку параллельно дается задание составить предложения:

Улетел воробей.

Улетели воробей и ворона. И т.д.

IIX. Лексико-грамматические упражнения.

Д/и "Посчитай".

Ребенку предлагается посчитать воробьев, которые прилетели к кормушке (от одного до десяти и обратно).

- Сорока принесла нам конверт, давай посмотрим, что в нем?

Д/и "Предметы розового цвета".

- Перечисли картинки,

- Что их объединяет?

- Назови каждую картинку, добавив слово “розовый”.

- Закончи предложение: “Я надену розовые рукавицы, ..... и т. д.

Д/и "Найди лишнюю картинку".

Ребенку предлагается рассмотреть картинки, и определить, какие из них лишние (в которых нет звука [Р]).

Затем, закрыв глаза, вспомнить как можно больше картинок и перечислить их.

- Разложи картинки в три стопочки. В первую - картинки со звуком [Р] в начале слова, во второй – в середине слова, а в третьей в конце.

IX. Итог.

- Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался! Не забывай, следить за произношением звука [Р] дома и в детском саду.