Цели:
- Закрепление правильной артикуляции звука [Р]. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях в различных позициях. Накопление и активизация словаря по теме “Птицы”.
- Развитие фонематического слуха, коррекция внимания, памяти и мышления.
- Воспитание слухового контроля за речью.
Оборудование:
Предметные картинки по теме "Птицы", фишки, семечки и фасоль, игра "Птицы полетели", раздаточный материал – воробьи (10 штук), конверт с заданием, предметные картинки со звуком [Р] и без него.
Ход занятия
I. Орг. момент.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока, а зовут ее... (сорока).Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей).
- Какой одинаковый звук ты слышишь в этих словах?
II. Постановка целей занятия.
- Сегодня мы с тобой продолжим произносить в словах звук [Р], определять его место в слове и вспомним названия зимующих и перелетных птиц.
III. Развитие моторики рук.
- Я предлагаю приготовить корм для птиц, которые остались зимовать в наших лесах. Чем их можно покормить?
- Отдели семечки от фасоли. Какое блюдце ты возьмешь на прогулку, чтобы покормить птиц? (С семечками, потому что фасоль птицы не едят.)
III. Развитие мимической мускулатуры.
- Приготовим наши губы и щеки к работе (Самомассаж).
IV. Развитие речевого дыхания.
Ребенку предлагается игра на развитие речевого дыхания "Птицы полетели".
V. Игра на изолированное длительное произнесение звука.
- Как ворона подает голос? (кар-р-р-р-р-р-р).
- Произнеси так, чтобы было понятно, что ворона улетела далеко, и вернулась обратно.
VI. Развитие фонематического слуха.
- Расскажи, что ты знаешь о звуке [Р].
- Какой фишкой его будешь обозначать.
- Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук [Р], возьми синюю фишку. Потом посчитаем, сколько раз я произнесла звук [Р].
VII. Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях.
- Назови слово со звуком [Р].
Мама ушла на работу. Ракету запустили в космос. Раскат грома напугал малыша. Ира читает смешной рассказ. У Маши новая расческа. На рубашке разноцветное пятно.
- Назови птиц, которые нарисованы на этих картинках. (Сорока, журавль, ворона, жаворонок, куропатка, дрозд, воробей, грач.)
- Назови зимующих птиц.
- Назови перелетных птиц.
Д/и "Какая птица улетела?" (ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку).
Ребенку параллельно дается задание составить предложения:
Улетел воробей.
Улетели воробей и ворона. И т.д.
IIX. Лексико-грамматические упражнения.
Д/и "Посчитай".
Ребенку предлагается посчитать воробьев, которые прилетели к кормушке (от одного до десяти и обратно).
- Сорока принесла нам конверт, давай посмотрим, что в нем?
Д/и "Предметы розового цвета".
- Перечисли картинки,
- Что их объединяет?
- Назови каждую картинку, добавив слово “розовый”.
- Закончи предложение: “Я надену розовые рукавицы, ..... и т. д.
Д/и "Найди лишнюю картинку".
Ребенку предлагается рассмотреть картинки, и определить, какие из них лишние (в которых нет звука [Р]).
Затем, закрыв глаза, вспомнить как можно больше картинок и перечислить их.
- Разложи картинки в три стопочки. В первую - картинки со звуком [Р] в начале слова, во второй – в середине слова, а в третьей в конце.
IX. Итог.
- Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался! Не забывай, следить за произношением звука [Р] дома и в детском саду.