Цели урока:
- Обобщить знания детей по изучаемому разделу.
- Развитие умений анализировать прочитанные произведения, а также умений ориентироваться в тексте.
- Совершенствовать технику чтения.
- Воспитывать хорошие поступки через любимых персонажей.
Оборудование: Песни из сказок, рисунки детей, диафильмы, выставки книг, ноутбук, проектор, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение», 2 класс.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».
О чем-то скрипит половица,
А спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
III. Парад сказочных человечков.
– Сегодня на наш праздничный урок пришли сказочные человечки.
Они ждут встречи с Вами. Но они войдут только тогда, когда Вы назовете их имена. Сначала послушайте подсказку, а потом говорите имя:
а) Звучит песня из сказки «Чиполлино»
б)
Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человек ириски жует.
Смешной человек скучать не привык,
Смешной человек большой озорник.
Узнали его?
в) Винни-Пух и Пятачок (исполняют песню).
г) Заходят остальные герои.
д) Буратино и Мальвина разговаривают:
– Кто Вас воспитывает, скажите пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь Вашим воспитанием, будьте спокойны.
– Вот я влип!
IV. Литературная викторина. (На экране)
– Соотнести названия произведений и их авторов
Джон Р.Р. Толкин Алан Милн Алексей Толстой Джанни Родари Астрид Линдгрен |
Хоббит Пятачок Буратино Чиполлино Малыш и Карлсон |
V. Стихотворение из сказки «Хоббит».
Паутины вьется нить,
Мне готовят сети,
Но меня им не скрутить
Ни за что на свете.
Вот я, вот! Вам везет,
Слушайте, глядите!
Пауки, дураки!
Ну-ка догоните!
– Чьи эти слова?
– Расскажите о главном герое – Хоббите Бильбо.
(Находчивый, смелый, отважный).
VI. Анализ сказки «Винни-Пух».
1. Отгадать загадку:
– Он и весел и незлобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – милый Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мед особый нюх
Этот плюшевый проказник – медвежонок…
(Винни-Пух)
2. Какие характеры у Винни-Пуха и Пятачка?
Винни-Пух любезный мужественный решительный но глупенький внимательный |
Пятачок трусливый, но хочет этого скрыть глупенький хороший друг |
3. Выборочное чтение.
– Вы сказали, что Винни-Пух и Пятачок – друзья. Но Пятачок, испугавшись хотел Винни-Пуха оставить одного. Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Пятачок все-таки тревожится за друга (стр. 138).
– Как будут Винни-Пух и Пятачок охотиться на Буку? (по следам).
Давайте, ребята, и мы глазами отправимся по следам.
VII. Физкультминутка для глаз.
VIII. Инсценирование отрывка «Урок арифметики» из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся арифметикой. Слушайте внимательно.
– У вас в кармане два яблока…
– Врете ни одного.
– Я говорю, предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у Вас одно яблоко. Сколько у Вас осталось яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
– Два.
– Почему?
– Я же не дам Некту яблоко.
– У Вас нет никаких способностей к математике.
IX. Анализ героев сказки «Приключения Буратино».
– А какой наш главный герой? (Добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях.)
– «Оживите» иллюстрацию на странице 154. (чтение по ролям)
– Каких героев этой сказки вы еще знаете?
– Чему учит сказка? (Делать добро другому, радоваться всему).
X. Анализ сказок «Чиполлино» и «Малыш и Карлсон».
– Чем интересны герои сказки Дж. Родари?
(Большинство его героев – овощи и фрукты).
1. Выборочное чтение (стр. 167).
– А чем необычен герой из сказки Карлсон? (Он умеет летать. Это сказочный летающий человек).
– Чем он необычен и где он живет?
2. Выразительное чтение диалога-знакомства по ролям (стр.169)
3. Рассмотрите иллюстрации на стр.176 и «подпишите» ее одним предложением из сказки («Привет, Малыш»!)
XI. Проверка домашнего задания. Защита сказочного фантика.
– Нам очень полюбились герои прочитанных сказок. Мы получили заказ с кондитерской фабрики на создание фантика и названия нового сорта конфет. Поднимите, участники, руки. Вам нужно представить фантик и рассказать, почему вы выбрали такое название.
– А некоторые дети сделали диафильмы о своих любимых сказках.
Послушаем их.
XII. Кроссворд.
– По вертикали:
- При встречи с этим героем все тут же начинали плакать. (Чиполлино)
– По горизонтали:
- Этот герой ради спасения друга не пожалел своего подарка. (Пятачок)
- Герой, который очень любил домашний уют, но вынужден был сделаться отважным путешественником. (Хоббит)
- Кто от всех болезней лечится сладостями. (Карлсон)
- А этот человечек отлично плавает, не боится воды, но для него, нет ничего опаснее, чем огонь очага. (Буратино)
- Герой, который в самый неподходящий момент начинает читать стихи? (Пьеро)
(Проверка на экране).
XIII. Итог урока.
– Вот у меня несколько медалей. Кому их вручить?
- «Самый лучший друг».
- «Смелому и отважному».
- «Лучший поэт и исполнитель своих песен».
- «Находчивому и сообразительному».
- «Заступники обиженных».
(Вручение медалей).
XIV. Домашнее задание. По теме «Добро побеждает зло».
1 гр. Сочинить сказку.
2 гр. Примеры из жизни.
3 гр. Пословицы.
– СПАСИБО ЗА УРОК.