Обобщение по разделу "Сказочные человечки". Урок литературного чтения. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Обобщить знания детей по изучаемому разделу.
  2. Развитие умений анализировать прочитанные произведения, а также умений ориентироваться в тексте.
  3. Совершенствовать технику чтения.
  4. Воспитывать хорошие поступки через любимых персонажей.

Оборудование: Песни из сказок, рисунки детей, диафильмы, выставки книг, ноутбук, проектор, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение», 2 класс.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».

О чем-то скрипит половица,
А спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…

III. Парад сказочных человечков.

Сегодня на наш праздничный урок пришли сказочные человечки.

Они ждут встречи с Вами. Но они войдут только тогда, когда Вы назовете их имена. Сначала послушайте подсказку, а потом говорите имя:

а) Звучит песня из сказки «Чиполлино»

б)

Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человек ириски жует.
Смешной человек скучать не привык,
Смешной человек большой озорник.

Узнали его?

в) Винни-Пух и Пятачок (исполняют песню).

г) Заходят остальные герои.

д) Буратино и Мальвина разговаривают:

– Кто Вас воспитывает, скажите пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь Вашим воспитанием, будьте спокойны.
– Вот я влип!

IV. Литературная викторина. (На экране)

Соотнести названия произведений и их авторов

Джон Р.Р. Толкин
Алан Милн

Алексей Толстой
Джанни Родари
Астрид Линдгрен
Хоббит
Пятачок
Буратино
Чиполлино
Малыш и Карлсон

V. Стихотворение из сказки «Хоббит».

Паутины вьется нить,
Мне готовят сети,
Но меня им не скрутить
Ни за что на свете.
Вот я, вот! Вам везет,
Слушайте, глядите!
Пауки, дураки!
Ну-ка догоните!

– Чьи эти слова?

– Расскажите о главном герое – Хоббите Бильбо.

(Находчивый, смелый, отважный).

VI. Анализ сказки «Винни-Пух».

1. Отгадать загадку:

– Он и весел и незлобен
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – милый Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мед особый нюх
Этот плюшевый проказник – медвежонок…
(Винни-Пух)

2. Какие характеры у Винни-Пуха и Пятачка?

Винни-Пух
любезный
мужественный
решительный
но глупенький
внимательный
Пятачок
трусливый, но хочет этого скрыть
глупенький
хороший друг

3. Выборочное чтение.

– Вы сказали, что Винни-Пух и Пятачок – друзья. Но Пятачок, испугавшись хотел Винни-Пуха оставить одного. Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Пятачок все-таки тревожится за друга (стр. 138).

– Как будут Винни-Пух и Пятачок охотиться на Буку? (по следам).

Давайте, ребята, и мы глазами отправимся по следам.

VII. Физкультминутка для глаз.

VIII. Инсценирование отрывка «Урок арифметики» из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся арифметикой. Слушайте внимательно.

– У вас в кармане два яблока…

– Врете ни одного.

– Я говорю, предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у Вас одно яблоко. Сколько у Вас осталось яблок?

– Два.

– Подумайте хорошенько.

– Два.

– Почему?

– Я же не дам Некту яблоко.

– У Вас нет никаких способностей к математике.

IX. Анализ героев сказки «Приключения Буратино».

А какой наш главный герой? (Добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях.)

– «Оживите» иллюстрацию на странице 154. (чтение по ролям)

– Каких героев этой сказки вы еще знаете?

– Чему учит сказка? (Делать добро другому, радоваться всему).

X. Анализ сказок «Чиполлино» и «Малыш и Карлсон».

Чем интересны герои сказки Дж. Родари?

(Большинство его героев – овощи и фрукты).

1. Выборочное чтение (стр. 167).

– А чем необычен герой из сказки Карлсон? (Он умеет летать. Это сказочный летающий человек).

– Чем он необычен и где он живет?

2. Выразительное чтение диалога-знакомства по ролям (стр.169)

3. Рассмотрите иллюстрации на стр.176 и «подпишите» ее одним предложением из сказки («Привет, Малыш»!)

XI. Проверка домашнего задания. Защита сказочного фантика.

Нам очень полюбились герои прочитанных сказок. Мы получили заказ с кондитерской фабрики на создание фантика и названия нового сорта конфет. Поднимите, участники, руки. Вам нужно представить фантик и рассказать, почему вы выбрали такое название.

– А некоторые дети сделали диафильмы о своих любимых сказках.

Послушаем их.

XII. Кроссворд.

По вертикали:

  1. При встречи с этим героем все тут же начинали плакать. (Чиполлино)

– По горизонтали:

  1. Этот герой ради спасения друга не пожалел своего подарка. (Пятачок)
  2. Герой, который очень любил домашний уют, но вынужден был сделаться отважным путешественником. (Хоббит)
  3. Кто от всех болезней лечится сладостями. (Карлсон)
  4. А этот человечек отлично плавает, не боится воды, но для него, нет ничего опаснее, чем огонь очага. (Буратино)
  5. Герой, который в самый неподходящий момент начинает читать стихи? (Пьеро)

(Проверка на экране).

XIII. Итог урока.

Вот у меня несколько медалей. Кому их вручить?

  • «Самый лучший друг».
  • «Смелому и отважному».
  • «Лучший поэт и исполнитель своих песен».
  • «Находчивому и сообразительному».
  • «Заступники обиженных».

(Вручение медалей).

XIV. Домашнее задание. По теме «Добро побеждает зло».

1 гр. Сочинить сказку.

2 гр. Примеры из жизни.

3 гр. Пословицы.

– СПАСИБО ЗА УРОК.