Цели:
- Изучить особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.
- Продолжить формирование умений выделять главное работать с текстом, картой, наглядными пособиями.
- Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и углубить знания по теме «Древний Восток»;
- обобщить и закрепить знания по теме «Китай в древности»;
- обобщение и систематизация ранее полученного материала.
Развивающие: способствовать развитию
- творческих способностей
- познавательного интереса;
- коммуникативных умений и навыков;
- личностных качеств.
Воспитательные: воспитывать у учащихся
- уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока;
- устойчивый интерес к истории;
- чувство осуждения некоторых сторон жизни Китая;
- одобрение стремления к ЗОЖ.
Здоровьесберегающие:
- профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
- снятие психологического напряжения;
- проведение физкультминуток на основе материала истории Древнего мира.
Учебное оборудование:
- Карта «Индия и Китай в древности»;
- «История Древнего мира», 5 класс, В.И. Уколова, Л.П. Маринович, под редакцией А.О. Чубарьяна – 1-е изд. - Издательство «Просвещение», 2001.
- Цифровые образовательные ресурсы (анимации, интерактивные задания, таблицы, современные рисунки, фотографии)
- Презентация «Древняя мудрость и изобретения китайцев»;
- Дидактический материал: карточки с датами, материал о достижениях народов Древнего Востока.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Девиз нашего урока определен с момента нашей встречи (на доске
Т – тетрадь
Р – ручка
У – учебник
Д – дневник)
– определите смысловое значение (на парте присутствуют все учебные принадлежности, усердно трудиться на уроке)
Учащиеся разделены на три группы, правильные ответы приносят группе (команде) по 1 баллу.
На уроках мы знакомимся с историей, культурой, достижениями народов многих государств. Чтобы вспомнить предыдущий материал я подготовила видеозагадку.
ВИДЕО МАТЕРИАЛ о Китае (национальный колорит)
– О какой стране идет речь в сюжете? Какие слова, предметы, явления помогли раскрыть тайну… ( архитектура, Великая китайская стена, одежда, животные, музыка ЭРХУ-старинный китайский струнный смычковый инструмент)
II. Опрос.
– Что мы должны знать о стране, чтобы прослыть людьми культурными, образованными? (географическое положение, природно-климатические особенности, государственное устройство)
Проверим, насколько усвоен материал.
1. Тест (работа с сигнальными карточками (цифровые – 1, 2, 3)
-
Главной сельскохозяйственной культурой Древнего Китая был:
1. Ячмень
2. Сахарный тростник
3. Рис -
Торговый путь связывавший Переднюю Азию, Кавказ, Среднюю Азию и Китай во 2 веке до н.э.:
1. Великий шёлковый путь
2. Большой сахарный транзит
3 .Длинная дорога папируса - Самая крупная река в Китае:
1. Тигр
2. Нил
3. Хуанхе
2. Тест (работа с сигнальными карточками (цветовые – красная, синяя)
-
Современной столицей Китая является город Пекин:
1. Да
2. Нет -
Климат Древнего Китая ничем не отличался от климата Месопотамии и Египта:
1. Да
2. Нет -
Первый император единого Китая провозгласил себя Сыном Солнца, а управляемая им империя получила название Солнечной
1. Да
2. Нет -
Когда Цинь Шихуанди умер его похоронили в подземной гробнице, которая по своему великолепию сможет соперничать с самыми богатыми захоронениями египетских фараонов
1. Да
2. Нет
3. Решение исторической задачи на Ленте времени (у доски):
В каком веке образовалось единое государство в Китае? В начале или конце века? Если бы мы посетили Китай за 5 лет до этого события, в каком году бы это произошло?
4. Устный ответ у доски:
- Географическое положение Древнего Китая, основные занятия китайцев
- Охарактеризуйте правление императора Цинь Шихуанди
- Кто в Китае был заинтересован в возведении Великой Китайской стены? Почему греки ее назвали «восьмым чудом света, а сами китайцы «Самым длинным кладбищем в мире»?
III. Мы продолжаем изучать историю Древнего Китая.
Тема урока: Древняя мудрость и изобретения китайцев (запись в рабочей тетради)
Определим задачи урока: 1. Научимся писать по-китайски 2. Поразмышляем с китайскими мудрецами о смысле бытия 3. Узнаем, какой вклад внесли китайцы в общемировую культуру
1. Китайские иероглифы.
До сих пор не известно точно, когда именно возникли китайские иероглифы. Есть сведения, что это произошло во времена династии Инь (1401-1122 гг. до н.э.) Есть предание, что китайские иероглифы изобрел историограф небесного императора Хуанди по имени Цан Цзе в 4 тыс. до н.э. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука. Бамбук – растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получая полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечевкой. Так выглядели древнейшие китайские книги.
Во 2 веке китайцы изобрели бумагу. Бумага до сих пор является лучшим материалом для письма.
В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Запомнить их было трудно. Обучение чтению и письму занимало многие годы. Учащимся приходилось сдавать много экзаменов, особенно тем, кто хотел занять должность чиновника. В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии – красивого написания иероглифов.
Должность чиновника престижна во всех государствах и в настоящее время. Насколько трудно овладеть искусством написания иероглифов мы узнаем из практической части нашего урока.
На заранее приготовленных дощечках (ширина 5 см, длина 15 см) учащиеся пишут слово «Мудрость» (аниме)
Китайский иероглиф обозначал отдельное слово и часто для написания нового слова приходилось соединять несколько уже существовавших.
Практическое задание: соедини линией подходящие по смыслу пары
Женщина+ребенок | печаль |
Сердце+нож | ветер |
Огонь+огонь | любить |
Рот+птица | пламя |
Женщина+женщина | искра |
Огонь+огонь+огонь | петь |
Паук+паутина | болтливость |
2. Китайские мудрецы.
Древние китайцы почитали ученых людей. В 6 веке до н. э. в одном из китайских государств жил мудрец Лао Цзы. Он создал учение о дао – пути природы и человека. Это учение называют даосизм. Лао Цзы учил, что человек должен жить в соответствии с законами природы, не совершать зла. Он осуждал угнетение одних людей другими, выступал против богатства и роскоши. Мудрец считал, что правители должны заботиться о своих подданных.
Мудрец – человек обладающий большим умом, много знающий, опытный.
На предыдущем уроке 2-е учащихся получили опережающее задание – подготовить сообщение – биографию о Лао Цзы и Конфуции. Заслушать сообщения (не более 4-х минут).
Работа в группах с текстами документов
Группа 1.
В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети – родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой. Покойных родителей почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершали жертвоприношения. В семье главный мужчина женщины не были равны мужчинам и не были достойны иметь образования, служили мужьям, не могли поднять ее голос.
Вопрос: Какие советы и наставления дал бы Конфуций, если бы увидел жену, громко бранящую своего мужа и бьющую в гневе горшки?
Группа 2.
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги могли только невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Древние китайцы собирали волосы в пучок. Одежда всегда была чистой и опрятной.
Вопрос: Что сказал бы Конфуций школьнику пришедшему на занятия неопрятным, без учебных принадлежностей?
Группа 3.
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает, перед теми, кто выше. Он ведет себя хорошо зная свое место со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Главное для человека это труд, благодаря труду достигает процветания. Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало.
Вопрос: Что сказал бы Конфуций школьнику грубо разговаривающему с учителем? А о девизе нашего урока?
Вывод работы в группах:
Учение Конфуция называется конфуцианством. Самое главное в учении Конфуция – правила поведения человека. Конфуций учил, что в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти свое место. Человек обязан наилучшим образом исполнять свои обязанности. «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном», – говорил Конфуций. Конфуций учил почитать старших. Надо следовать тем правилам, которые выработали предки. Дети должны слушаться родителей, уважать их. С особым почтением следует относиться к старикам, помогать им во всем.
Конфуций учил, что благородный человек не должен бояться угрожающего ему извне. Самое страшное – это зло и зависть в душе. Особое значение Конфуций придавал образованию. Он открыл школу и записал множество изречений. Своим ученикам он толковал старинные книги, приобщая к мудрости древних.
3. Изобретения и открытия древних китайцев.
Какой вклад в мировую культуру внесли китайцы?
Какими изобретениями мы пользуемся сегодня?
Решение познавательных задач (ответы спрятаны в коробках)
Группа 1.
Во времена далеких царей великий вождь Хуанди повел молодых воинов на борьбу с разбойником Чию. Перед боем Чию стал колдовать. Вся земля покрылась таким густым туманом, что солдаты вождя заблудились. И тогда Хуанди придумал инструмент, который и в тумане всегда указывал одно направление, и назвал его «железная колесница, которая сама стремится к югу».
О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?
(Ответ: в коробке компас)
Группа 2.
Жена великого вождя Хуанди однажды сидела на балконе своего дворца и пила горячий душистый напиток. И вдруг ей в чашку упал с дерева кокон бабочки. Она поморщилась и захотела выбросить его, но зацепила пальцем ниточку: кокон распарился в чашке и от него стали отделяться нити. И тогда жена вождя бамбуковую палочку и намотала на нее тонкие легкие нити.
О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?
(Ответ: в коробке шелк)
Группа 3.
Некий китайский врач навещает больного. Тот морщился, не желая пить непривычное лекарство.
– Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…
– Лекарство редко бывает приятным на вкус, – убеждает врач, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни мои слова, за этим питьём большое будущее!
Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.
О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?
(Ответ: в коробке чай)
В рабочей тетради записать изобретения китайцев: шелк, бумагу, порох, древнейший компас, открыли секрет лака, создали прибор, предсказывающий землетрясения, хорошо изучили человеческое тело, открыли в нем точки, воздействие на которые улучшает здоровье человека. С помощью золотых иголок, втыкаемых в такие точки, врачи успешно лечили многие заболевания, вывели новые сорта овощей и плодовых деревьев, научились выращивать чайные кусты, собирать и хранить их листья. Золотистый напиток – чай – считали целебным, придающим человеку силы.
Изобретения и открытия древних китайцев до сих пор успешно служат человечеству.
КИТАЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ (заранее подготовить чайные принадлежности, костюм, музыку)
Домашнее задание: Параграф 24, составьте кроссворд по теме, нарисуйте символ любой страны Востока.