Урок по теме "Ветер". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель: сформировать представление о ветре как элементе погоды.

Задачи:

  • сформировать понятия «ветер», «роза ветров»;
  • сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров;
  • раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека;
  • продолжить формирование умений и навыков работы с картами, таблицами, схемами.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация «Ветер», рисунки в учебнике.

Ход урока

I. Изучение нового материала:

Учитель: Вопросы к классу: Что это?

Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Учитель: Это всё ветер. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «ветер». Что такое ветер знает каждый, может, даже кто-то задумывался о том, как он образуется? Запишем число и тему нашего урока в тетради.

Учитель: Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер (Приложение).

Учитель: Скажите, что является главной причиной образования ветра? Что такое ветер? Запишите определение в тетрадь.

Деятельность учителя: анализирует ответы учащихся, делает вывод.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя, работают в тетрадях.

Учитель:

Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.

Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит.


Рисунок 1. а) Дневной бриз, б) Ночной бриз.

Учитель: Мы с вами рассмотрели образование дневного бриза. А как образуется ночной бриз?

Ученики: объясняют образование ночного бриза.

Учителя: для закрепления изученного материала, предлагает учащимся ответить на вопросы.

Учащиеся: отвечают на вопросы учителя.

Вопросы:

  1. Почему летним днем из леса веет прохладой?
  2. Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днем?

Учитель: На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год. Это муссоны.


Рисунок 2. а) Зимний муссон, б) Летний муссон.

Учитель: Ребята, используя схему, объясните механизм образования муссона. Запишите определения в тетрадь.

Учащиеся: отвечают на вопросы учителя, объясняют образование постоянных ветров – муссонов.

Деятельность учителя: Давайте подведём итог. Какие ветры образуются на поверхности Земли? Назовите виды ветров.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.


Рисунок. 3. Виды ветра.

Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра?

Направление ветра определяется с помощью флюгера.


Рисунок 4. Определение направления ветра.

Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то южный.

Вопросы:

  1. Как будет называться ветер, дующий с востока?
  2. Как называется ветер, дующий с запада?

Деятельность учителя: Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров». Давайте построим «розу ветров»

Деятельность учащихся: выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях.


Рисунок. 5. Построение розы ветров

Учитель: А, теперь самостоятельно, используя заданную таблицу, постройте «розу ветров».

Задание: построить розу ветров по данным таблицы

Направление ветра
С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ
Количество дней с ветром такого направления
4 6 10 2 3 1 2 2

Примечание: 1 деление - 2 дня.

Деятельность учителя: Контролирует выполнение задания учащимися.

Фронтальная беседа.

Какие выводы можно сделать по данной розе ветров? Какие ветры преобладали в данном месяце?

Деятельность учащихся: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы.

Учитель: Ветер дует с разной силой. Сила ветра определяется по 12 – бальной шкале Бофорта. Давайте проанализируем её (форзац учебника). Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер.

Деятельность учителя: А теперь давайте рассмотрим примеры. Как будет перетекать воздух? В каком из данных примеров ветер будет слабее?

Деятельность учащихся: анализируют примеры, сопоставляют и делают выводы.

760 мм рт. ст – 720 мм рт.ст

740 мм рт. ст – 720 мм рт. ст

Деятельность учителя: рассказывает о приборах для определения направления и силы ветра.

Деятельность учащихся: участвуют в беседе, выступают с сообщениями.


Рисунок 6. Виды флюгеров.

Деятельность учителя: предлагает сделать вывод о значении ветра в природе, для человека. Какую роль играет ветер в жизни человека? Каково значение ветра в природе?

Деятельность учащихся полученные данные анализируют, выделяют роль ветра в природе, в хозяйственной деятельности человека.

Обобщение ответов учащихся:

  • перенос влаги на материк;
  • источник энергии – мельницы, двигатели, парусники;
  • способствует образованию морских течений.

II. Закрепление нового материала.

Учитель: А теперь, я вам предлагаю для закрепления полученных знаний и проверки степени усвоения материала, ответить на вопросы викторины, а ответы записать в тетрадь.

Вопросы викторины:

  1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море.
  2. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
  3. Прибор для определения атмосферного давления.
  4. Прибор для определения температуры воздуха.
  5. Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.
  6. Нижний слой воздушной оболочки Земли.
  7. Сила, с которой воздух давит на поверхность.

Ответы викторины:

  1. Бриз
  2. Ветер
  3. Барометр
  4. Термометр
  5. Амплитуда
  6. Тропосфера
  7. Атмосферное давление

III. Подведение итогов урока.

Выставление оценок

IV. Домашнее задание.

– параграф 39, вопросы.