Цель: сформировать представление о ветре как элементе погоды.
Задачи:
- сформировать понятия «ветер», «роза ветров»;
- сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров;
- раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека;
- продолжить формирование умений и навыков работы с картами, таблицами, схемами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация «Ветер», рисунки в учебнике.
Ход урока
I. Изучение нового материала:
Учитель: Вопросы к классу: Что это?
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Учитель: Это всё ветер. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием «ветер». Что такое ветер знает каждый, может, даже кто-то задумывался о том, как он образуется? Запишем число и тему нашего урока в тетради.
Учитель: Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер (Приложение).
Учитель: Скажите, что является главной причиной образования ветра? Что такое ветер? Запишите определение в тетрадь.
Деятельность учителя: анализирует ответы учащихся, делает вывод.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя, работают в тетрадях.
Учитель:
Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит.
Рисунок 1. а) Дневной бриз, б) Ночной бриз.
Учитель: Мы с вами рассмотрели образование дневного бриза. А как образуется ночной бриз?
Ученики: объясняют образование ночного бриза.
Учителя: для закрепления изученного материала, предлагает учащимся ответить на вопросы.
Учащиеся: отвечают на вопросы учителя.
Вопросы:
- Почему летним днем из леса веет прохладой?
- Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днем?
Учитель: На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год. Это муссоны.
Рисунок 2.
а) Зимний муссон, б) Летний муссон.
Учитель: Ребята, используя схему, объясните механизм образования муссона. Запишите определения в тетрадь.
Учащиеся: отвечают на вопросы учителя, объясняют образование постоянных ветров – муссонов.
Деятельность учителя: Давайте подведём итог. Какие ветры образуются на поверхности Земли? Назовите виды ветров.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя.
Рисунок. 3. Виды ветра.
Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра?
Направление ветра определяется с помощью флюгера.
Рисунок 4. Определение направления ветра.
Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то южный.
Вопросы:
- Как будет называться ветер, дующий с востока?
- Как называется ветер, дующий с запада?
Деятельность учителя: Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров». Давайте построим «розу ветров»
Деятельность учащихся: выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях.
Рисунок. 5. Построение розы ветров
Учитель: А, теперь самостоятельно, используя заданную таблицу, постройте «розу ветров».
Задание: построить розу ветров по данным таблицы
Направление ветра | |||||||
С | Ю | З | В | СЗ | СВ | ЮЗ | ЮВ |
Количество дней с ветром такого направления | |||||||
4 | 6 | 10 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
Примечание: 1 деление - 2 дня.
Деятельность учителя: Контролирует выполнение задания учащимися.
Фронтальная беседа.
Какие выводы можно сделать по данной розе ветров? Какие ветры преобладали в данном месяце?
Деятельность учащихся: Выполняют построение «розы ветров» в тетрадях. Анализируют, делают выводы.
Учитель: Ветер дует с разной силой. Сила ветра определяется по 12 – бальной шкале Бофорта. Давайте проанализируем её (форзац учебника). Чем больше разность атмосферного давления, тем сильнее ветер.
Деятельность учителя: А теперь давайте рассмотрим примеры. Как будет перетекать воздух? В каком из данных примеров ветер будет слабее?
Деятельность учащихся: анализируют примеры, сопоставляют и делают выводы.
760 мм рт. ст – 720 мм рт.ст
740 мм рт. ст – 720 мм рт. ст
Деятельность учителя: рассказывает о приборах для определения направления и силы ветра.
Деятельность учащихся: участвуют в беседе, выступают с сообщениями.
Рисунок 6. Виды флюгеров.
Деятельность учителя: предлагает сделать вывод о значении ветра в природе, для человека. Какую роль играет ветер в жизни человека? Каково значение ветра в природе?
Деятельность учащихся полученные данные анализируют, выделяют роль ветра в природе, в хозяйственной деятельности человека.
Обобщение ответов учащихся:
- перенос влаги на материк;
- источник энергии – мельницы, двигатели, парусники;
- способствует образованию морских течений.
II. Закрепление нового материала.
Учитель: А теперь, я вам предлагаю для закрепления полученных знаний и проверки степени усвоения материала, ответить на вопросы викторины, а ответы записать в тетрадь.
Вопросы викторины:
- Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море.
- Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
- Прибор для определения атмосферного давления.
- Прибор для определения температуры воздуха.
- Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.
- Нижний слой воздушной оболочки Земли.
- Сила, с которой воздух давит на поверхность.
Ответы викторины:
- Бриз
- Ветер
- Барометр
- Термометр
- Амплитуда
- Тропосфера
- Атмосферное давление
III. Подведение итогов урока.
Выставление оценок
IV. Домашнее задание.
– параграф 39, вопросы.