Мы из Хабаровского края

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

В настоящее время уделяется огромное внимание воспитанию патриота–дальневосточника с активной жизненной позицией, созидателя, а не потребителя, человека, который смог сохранить богатства родного края. Знания о крае являются одним из звеньев формирования патриота Хабаровского края.

А знания о многообразии живых организмов, удивительном мире животных и растениях – это маленькая частичка для достижения главной цели в воспитании подрастающего поколения. Взаимоотношение человека с природой – это актуальный вопрос. С лица Земли исчезают уникальные виды животных и растений. Перед человечеством стоит основная задача сохранить нашу планету от гибели, как результата экологической безграмотности.

Главная идея этой разработки состоит в том, чтобы сформировать правильное представление об окружающем нас мире, о беззащитности животных и растений перед человеком, его главенствующем положением в мире природы.

Цель: способствовать воспитанию патриота-дальневосточника посредством расширения знаний о родном крае.

Задачи:

  • познакомить с разнообразием флоры и фауны края;
  • способствовать развитию мыслительных процессов, творческих способностей;
  • создать условия для сплочения коллектива.

Ожидаемый результат:

  • расширение знаний о заповедниках, редких животных и растениях Хабаровского края;
  • развитие творческих способностей и познавательной активности;
  • сплочение коллектива.

Мероприятие «Мы из Хабаровского края…» носит информационно-познавательный характер с элементами творческой деятельности, состоит из двух взаимосвязанных частей, которые являются полноценными занятиями и могут быть проведены отдельно друг от друга. В ходе проведения мероприятия наблюдается сочетание словесных, наглядных, творческих методов работы.

В первой части мероприятия «Символы Хабаровского края» затрагивается вопрос символики края (герб, флаг, столицу края, 17 районов, 7 городов), подробно рассматривается – 6 заповедников. Занятие проходит в форме групповой игры.

Во вторую часть «Краснокнижные растения и животные» включены: мультимедийная игра «Краснокнижные растения и животные», которая построена по принципу телевизионной игры «Своя игра» и творческая работа «Сохраним…» в ходе выполнения которой, ребята предлагают меры охраны редких животных и растений.

Разработка рассчитана на возрастную категорию 10-13 лет. Количество 30-36 человек, которые делятся на 6 групп (количество заповедников в крае). Деление происходит в начале занятий.

Для проведения необходим класс, оснащенный интерактивным оборудованием. Необходимое оборудование указано в описании занятий.

Занятие 1. Тема «Символы Хабаровского края»

Деление на шесть групп. При входе ребята получают жетоны со словами (герб, флаг, Хабаровск, 17, 7, 6). На столах стоят таблички с соответствующими словами.

Обязательно присутствие жюри.

Занятие проводится в форме групповой познавательной игры. Игра состоит из 3 туров. За ответы в каждом туре участники получают баллы от 2 до 10.

Цель: знакомство с основными символами Хабаровского края.

Задачи:

  • способствовать развитию навыка групповой работы;
  • продолжение развития способов мыслительной деятельности (систематизация, обобщение, анализ);
  • систематизация знаний по символам Хабаровского края (флаг, герб, Хабаровск, 17 районов края, 7 городов);
  • знакомство с заповедниками Хабаровского края.

Оборудование:

  • интерактивное оборудование;
  • жетоны со словами флаг, герб, Хабаровск, 17, 7, 6;
  • белая бумага;
  • фломастеры;
  • по 6 жетонов со словами герб, флаг, столица. 17, 7, 6;
  • таблички с названиями заповедников;
  • таблички со словами герб, флаг, столица. 17, 7, 6.

Материалы:

  • «Пой, Амур», музыка Д.Голанда, слова Т.Горбуновой;
  • мультимедийные презентации: «Символы Хабаровского края», «Расположение заповедников Хабаровского края», «Заповедники Хабаровского края», «Отличие и сходство заповедников»;
  • книги о Хабаровском крае;
  • атлас «Люби и знай свой край»;
  • информационная карта «Заповедники Хабаровского края».

Этапы занятия:

  • приветствие, знакомство с целями и задачами мероприятия;
  • игра-презентация «Знакомство с символами Хабаровского края: герб, флаг, Хабаровском, 17 районами, 6 заповедников и 7 городами Хабаровского края»;
  • групповая работа «Узнай заповедник», презентация выполненной работы;
  • групповая работа «Отличия и сходства заповедников», заполнение таблицы;
  • подведение итогов.

На экран выводится географическая карта Хабаровского края.

Звучит песня «Пой, Амур» музыка Д. Голанда, слова Т. Горбуновой.

Краткое содержание:

Я рада Вас приветствовать на мероприятии «Мы из Хабаровского края…».

Кратко об особенностях мероприятия. Оно состоит из двух частей. Во время проведения которых, вы вспомните изображение флага, герба, районы, города края, узнаете интересные факты о столице Хабаровского края, остановимся на вопросе, который затрагивает заповедники края. Также познакомитесь с редкими животными, растениями Хабаровского края. Также вы предложите новые способы защиты исчезающих и редких видов животных и растений.

Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Был образован 20 октября 1938 года.

Край занимает территорию площадью 787 633 км² — 4-е место среди субъектов Российской Федерации.

Население края по данным Всероссийской переписи 2010 года — 1 344 200 человек.

Хабаровский край имеет герб, столицу, флаг, которые можно отнести к символам края. При входе вы получили жетоны со словами «герб», «столица», «флаг». Также были жетоны с цифрами 7, 6, 17. Цифры также имеют отношение к Хабаровскому краю.

Первый этап мероприятия: игра-презентация «Знакомство с символами Хабаровского края: герб, флаг, Хабаровском, 17 районами, 6 заповедников и 7 городами Хабаровского края».

Вам необходимо выполнить задания «Символ». (приложение 1)

На выполнение заданий дается 5 минут.

Презентация выполненных заданий. За выполненные задания группы получают баллы от 1 до 5. Оценивается полнота, четкость, правильность ответов.

Для дополнения информации о флаге, гербе, столице края, 17 районах, 7 городах, 6 заповедниках на экран выводятся презентация «Символы Хабаровского края». (приложение 2)

Представление жюри. Озвучивание результатов.

Хабаровский край – это молодой, динамичный регион на Дальнем Востоке России, располагающий значительными природными ресурсами.

Хабаровский край обладает большими и разнообразными природными богатствами. По многим из них край занимает важное место на Дальнем Востоке и даже в стране. Это лес, ценные виды промысловых рыб и пушных зверей, руды цветных и благородных металлов и др.

В Хабаровском крае более 120 тысяч больших и малых рек с общим стоком 4,5 млрд. куб. м в год, общая протяженность рек составляет 541 тыс. км. Большинство из них принадлежит системе Амура – одной из самых длинных рек России. Его общая длина – 4440 км, в том числе более 1000 км на территории края. Он несёт через край огромную массу воды, выливая ниже города Николаевска-на-Амуре в Охотское море в среднем за год 346 куб. км воды.

В крае насчитывается также 55 тысяч больших и малых озер. Крупнейшие из них находятся в бассейне реки Амур: Чукчагирское, Болонь, Удыль, Орель.

Среди ресурсов Хабаровского края особую ценность представляют уникальные лекарственные растения – женьшень, элеутероккок, лимонник, аралия, заманиха и другие. Значительные пищевые ресурсы – кедровые и другие орехи, дикорастущие ягоды, грибы, папоротники. Имеется много медоносных древесных и травянистых растений.

Богат и разнообразен животный мир. В зоне хвойных лесов обитают копытные животные – лось, изюбр, кабан, косуля, кабарга; пушные звери – соболь, колонок, лисица, белка, выдра; на крайнем севере обитают северный олень, горностай, росомаха. В лесах края встречаются рысь, черный (гималайский) медведь и уссурийский тигр, успешно акклиматизировалась американская норка и ондатра. Соболь, а также норка, белка, колонок, ондатра – главные объекты охотничьего пушного промысла. На территории края большие запасы водоплавающей и боровой дичи. К охотничьим угодьям отнесены до 98% территории края.

По рекам, впадающим в Японское и Охотское моря, прежде всего по Амуру и его притокам, к верховьям таёжных рек идут на нерест проходные лососи. В целом, в реках и озерах края насчитывается свыше 100 видов рыб, в том числе осетровые.

В данный период времени на территории края зарегистрировано 26 заказников и 6 заповедников.

Обратили внимание, что выделено шесть групп. Почему?

Ответы ребят.

В Хабаровском крае выделяют 6 заповедников.

Ответы ребят.

Заповедники, что это?

Ответы ребят.

Заповедники – особо охраняемая территория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.

Следующим этапом нашей работы будет знакомство с заповедниками края. Групповая работа «Узнай заповедник».

Группам будет дано описание заповедника, вам необходимо определить о каком заповеднике говорится, а также дать его краткую характеристику. При выполнении задания можно пользоваться атласом, дополнительной литературой, информационной картой (приложение 3).

По описанию «Заповедники Хабаровского края» (приложение 4) ребята определяют заповедник. На выполнения задания 5 минуты. На ответы групп отводится по 3 минуты. Группы получают баллы от 1 до 5.

Объявление жюри результатов.

Во время ответов на экран выводится мультимедийная презентация «Заповедники Хабаровского края» (приложение 5), которая позволяет показать расположение заповедника на территории края. После выполнения работы, группы получают таблички с соответствующим названием заповедника.

Существует легенда появления заповедников.

Давным-давно в одной далёкой-далёкой Галактике молодой начинающий бог смерти уронил на Землю свою книгу. То была ужасная Красная книга. Красной она называлась за то, что каждый её абзац начинался с красной строки, а ужасной, потому что её обложка была кроваво-красного цвета, никак не сочетающегося с зелёными босоножками. Но самым необычным в этой книге было то, что любое животное, будь оно хоть растение, вписанное в неё, умирало в течение каких-нибудь 10 лет.

Книгу нашёл молодой юноша из Шри-Ланки. Как самый умный человек во всей Шри-Ланке, знающий таблицу умножения, сумму углов треугольника и язык богов смерти, юноша немедленно прочитал правила Красной книги.

Животное, чьё название записано в Красную книгу, умрёт.

Поскольку все животные на одно лицо, то вымирает сразу весь вид.

Если причина смерти не указана, животное умрёт через 10 лет от вырубки леса.

Если причина смерти написана в течение 40 секунд после записи названия животного, то оно всё равно умрёт от вырубки леса.

Берегите лес!

Растения также считаются животными.

Вникнув в суть полученной книги, юноша начал немедленно вписывать в Красную книгу всех опасных хищников, просто противных тварей и растений.

Через десять лет люди внезапно осознали, что от вырубки леса стали вымирать животные одно за другим, а от динозавров так и вообще ничего не осталось. Одному Шри-Ланкийскому монарху внутренний голос подсказал, что если строить заповедники, то действие Красной книги на их содержимое распространяться не будет. Тщательно потолковав со своим внутренним голосом, монарх отдал приказ рыть котлован под будущий заповедник. На дворе стоял III до н. э., и тогда ещё не знали, как выглядит настоящий заповедник. Но их история уже началась.

Когда народ узнал, что заповедники могут спасти от вымирания почти всё живое на земле, он (народ) воодушевился и начал рыть, строить, огораживать заповедники по всей планете, запрещая там охотиться, собирать. Спустя ещё пару лет оказалось, что каждый землянин должен быть отдан под суд за незаконные действия на территории заповедника. Поэтому заповедные территории стали сокращаться, а правила перестали быть столь суровы.

Учёные установили правила заповедника. Теперь люди могли гулять по этим замечательным памятникам природы, а животные с растениями спокойно там жить. Помимо этого, миротворцами была отобрана Красная книга, так что мир воцарился на земле.

Следующие задание: заполнить таблицу «Отличия и сходства заповедников» (приложение 6).

Заполнение таблицы 10 минут. Проверка данных. Группы получают баллы в зависимости от количества правильных ответов.

Подсчет баллов. Объявление суммы баллов за 1 этап мероприятия.

Подведение итогов.

Занятие 2. Тема «Краснокнижные растения и животные»

Цель: знакомство с редкими растениями и животными Хабаровского края.

Задачи:

  • расширение знаний воспитанников о видах редких растений и животных;
  • реализация творческих способностей.

Оборудование:

  • интерактивное оборудование;
  • 6 компьютеров;
  • ватман;
  • фломастеры;
  • вырезки с изображением животных и растений;

Материалы:

  • видеофрагменты «Еж даурский», «Квакша обыкновенная», «Тигр амурский», «Утка-мандаринка», отрывок «Проект 7 чудес Хабаровского края» ДВТРК «Загадочный цветок-лотос»;
  • песня «Ландыши», музыка О. Фельцмана, слова О. Фадеева;
  • игра «Краснокнижные растения и животные» (приложение 7);
  • мультимедийная презентация к игре «Краснокнижные растения и животные» (приложение 8);
  • Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных;
  • атлас «Люби и знай свой край».

Принцип деления на группы, как на первом занятие. На столах распечатки из Красной книги.

Этапы занятия:

  • приветствие;
  • групповая игра «Краснокнижные растения и животные»;
  • групповая творческая работа «Сохраним…»;
  • подведение итогов.

Мы продолжаем мероприятие «Мы из Хабаровского края…». Вторая часть «Краснокнижные растения и животные» посвящена редким животным и растениям, которые обитают в Хабаровском крае.

Каких редких животных и растения вы знаете?

Ответы ребят.

Узнать больше нам поможет игра «Краснокнижные растения и животные».

Проведение игры. Подсчет баллов.

Амурских тигров осталось 500, дальневосточного аиста 3000 особей, японских журавлей 1800. Мы должны сохранить редких растений и животных. На первом занятие вы познакомились с одним из способов защиты редких организмов – это заповедники. Вспомните, какие заповедники существуют в Хабаровском крае.

Ответы ребят.

Какие способы, меры можете предложить вы.

Выполнение творческой работы по группам. Группы предлагают способы защиты, которые должны быть оформлены в электронном виде или красочно на ватмане. На выполнение проектов 15 минут.

Представление проектов. Оценивание от 5 до 10 баллов. Критерии: презентация, актуальность, оформление.

Подсчет баллов. Озвучивание результатов.

Подведение итогов. Рефлексия.

Список литературы

  1. Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных: официальное издание/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН.- Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2008.-632 с.:ил.
  2. Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению // ЭГБО. – 2009. – №2. – С.5-10.
  3. Незнанова О. Формирование юного читателя как экологически грамотной личности // Библиотека в школе. – 2008. – №22. – С.41-43.
  4. Атлас. Люби и знай свой край / Учебное пособие для учащихся 1-6 классов общеобразовательных школ– Хабаровск: Федеральная служба геодезии и картографии, 2002, издание второе.- 31 с.
  5. Атлас. Районы Хабаровского края / Хабаровск: ФГУП «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие», 2003.- 47с.
  6. herbalogya.ru/library/convallaria.php
  7. khasan-district.narod.ru/nature/flora/iris_ensata/iris_ensata.htm
  8. www.moscowzoo.ru/get.asp
  9. www.zooclub.ru/amfib/b13/index.shtml
  10. www.khabkrai.ru/about/symbolism.html
  11. www.27region.ru/stopkadr/
  12. www.photodom.com/ru/photographer/a_l_e_x_2&content=1?page=3&action=sbdate
  13. ru.wikipedia./
  14. bigcatalogphotos.ru/countries-and-cities/europe/russia/habarovskiiy-kraiy/nikolaevsk-na-amure/photo-02-nikolaevsk-na-amure-russia.html
  15. russlan-v.livejournal.com/583580.html
  16. www.vladivostokgid.ru/mesta/botchinskiy-zapovednik-282.html
  17. trasa.ru/region/habarovskiy_zapov.html
  18. www.bolonsky.ru/
  19. tigromania.ru/chtenie/hud-lit/folk/405-zagadki-o-tigrax-i-tigryatax.html
  20. elite-pets.narod.ru/myths_6.htm
  21. www.svprim.ru/red/lotus.shtml
  22. www.fipa.khabkrai.ru/aboutregion/
  23. www.coolreferat.com/Заповедники Хабаровского края
  24. absurdopedia.net/wiki/Заповедник