Один дома

Разделы: Работа с дошкольниками


Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Мир взрослых так интересует ребёнка, что он не может ограничится только, созерцанием, ему необходимо активно действовать в нём. Сегодняшним детям, где бы они не жили, предстоит постоянно сталкиваться с изменениями в социальной, политической, экологической, научной, технической и индустриальной сферах. Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, программа «Один дома» пытается заложить основы способностей, жизненно необходимых для того, чтобы справляться с проблемами сегодняшнего дня. К числу таковых мы относим способности:

  • принимать и осуществлять перемены;
  • критически мыслить;
  • осуществлять выбор;
  • заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде.

Безоблачная атмосфера «Дяди Стёпы» и мультиков про Чебурашку и Умку остались в прошлом. Причём сейчас неважно, соответствовала она действительности или нет. Важно, что у маленьких детей разными способами – в том числе и средствами искусства – создавалось чувство защищённости. Вырастая, они, конечно узнавали, что далеко не все милиционеры могли бы послужить прототипом для героя С.Михалкова, но ведь и психика у этих выросших детей была уже не младенчески хрупкой.

В нынешних условиях, мы взрослые, увы, при всём старании не можем оградить малышей от «безумного, безумного, безумного» мира, но и оставлять их один на один с реалиями этого мира мы просто не имеем права. А жестокая реальность врывается в жизнь наших детей, и физически, и психически травмируя их, зачастую вызывая у них стойкое нежелание вырастать. Многие малыши бояться стать взрослыми, бояться мира.

Некоторые дети даже не любят из-за этого гулять, а родители недоумевают, не понимая в чём дело. Можно, конечно, надеяться на то, что все как-нибудь само утрясётся (специалисты обнадёживают в таких случаях родителей словом «перерастёт»). Но лучше не надеяться на авось детей и постараться ребёнку помочь.

Наша задача, задача взрослых, сформировать у детей представление о наиболее типичных, часто встречающихся экстремальных ситуациях, привить навыки поведения в них. Мы должны научить детей не бояться опасных случайностей, а противостоять им и находить наиболее правильный, безопасный выход из ситуации.

Анализируя понятия «экстремальный», «безопасность», выяснилось: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребёнка может стать таковой. В связи с этим как экстремальные были определены следующие ситуации: в приложении 1, и как следствие, направления в программе работы с детьми: в приложении 2.

Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии – это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удалённости от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся знания и представления, смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать методику (занятие, игра, чтение, беседа). Иногда тема не укладывается в одно занятие, поэтому проводилось по отдельным темам, или продолжали работу в различных видах деятельности в приложении «Перспективное планирование работы с детьми и родителями».

Перспективное планирование работы по программе «Один дома» со старшими дошкольниками в приложении 3.