Задачи:
ОБЛАСТЬ ПОЗНАНИЯ.
Уточнить знания детей:
– о количестве,
– счете,
– величине,
– понятии: прямая, волнистая линия; прямой и острый угол,
– ориентировка на плоскости и в пространстве.
ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ.
Учить описывать внешний вид предметов, определять их назначение
– Активизировать математический словарь в речи детей.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
– Знакомство с качествами и свойствами из которых сделаны пуговицы:
прочность, легкость, вес, фактура.
– Проверить умение измерять предметы с помощью условной мерки.
– Развивать тактильное восприятие и мелкую моторику.
– Воспитывать интерес к занятию, развивать логическое мышление, обобщать,
сравнивать, делать выводы.
Материал:
– шкатулка с набором пуговиц разного цвета и размера на каждого ребенка,
– лупа, емкость с водой,
– зубной порощок для чистки металлических пуговиц, кусочек бархотки для
полировки,
– игрушки зверей,
– разноцветные дорожки, кубики,
– набор прозрачных цифр В.В. Воскобовича,
– салфетки, поднос, контейнер – домик для сортировки пуговиц,
– посылка с солдатской формой,
– игра “ пальцеход ” (пуговицы пришитые на картон по 5 штук в 2 ряда),
– квадрат 10 – 10 из цветного картона (для ориентировки на плоскости),
– книга – предложений для анализа.
Предварительная работа.
Игровая деятельность:
Д.И :“Найди пару”, “Подбери правильно”, “Сосчитай – ка”, “Составь картину”.
Сюжетные: “Семья”, “Галентерея”, “Ателье”, “Магазин”.
Продуктивная деятельность: Рисование: “пуговица – штамп”,
Конструирование: “ Создание объемных конструкций: “Бабочка”, “Цветок”,
Экспериментально-поисковая деятельность: рассматривание пуговиц под лупой, опыты: тонет – не тонет?
Речевая деятельность: Составление описательных рассказов, чтение стихотворения: Г. Горбовского “Пуговица”.
Вводная часть: Сегодня нас на урок математики в лесную школу приглашает учитель-носорог. Математика интересная и очень нужная наука. На занятии поупражняемся:
- считать,
- составлять прозрачные цифры,
- выкладывать из мелких предметов прямые и волнистые линии,
- познакомимся с понятием прямой и острый угол,
- поиграем в игры на внимание и мышление.
I часть. Ребята, мне носорог шепнул, что потерял чудесный мешочек. Поможем ему найти чудо-мешочек? (Да!)
- Чтобы найти чудо-мешочек, вы должны пройти по одной из дорожек, но дорожку выбрать ту, длина которой равна трем кубикам. Давайте сопоставим кубики с длиной дорожек и найдем нужную дорожку. Сопоставьте кубики с коричневой дорожкой. Подходит? – Нет! Почему? – т.к. длина желтой дорожки равна трем кубикам.
- Дорожку выбрали. Встали друг за другом и пошли по дорожке. Вот мы и на полянке, на которой нужно искать “чудо-мешок”. Нашли. Садитесь, кто куда хочет (на пеньки, стульчики).
Воспитатель: Всем, конечно, интересно узнать, что у носорога лежит в мешке чудесном. Оля вам загадает загадку, а отгадку вы должны найти в мешочке.
Одеваться соберешься –
Без меня не обойдешься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я все на свете.
Достаем предметы до тех пор, пока не достанем отгадку.
Это отгадка? Может Вика нам найдет отгадку.
Много разных предметов, а где же отгадка?
Каждый может угадать.
Стоит только в руки взять.
Конечно же, это пуговица! (Поднос.)
- Какие они бывают? (Выпуклые, плоские, фигурные, круглые, овальные с ножкой, деревянные, металлические, пластмассовые.)
- Зачем пуговице нужны отверстия?
- Какие виды застежек вы знаете? (Кнопки, крючки, липучки, шнур, молния.)
Все на свете застегнет, конечно же, пуговица!
У каждого из вас на одежде есть эта помощница.
– Распределитесь парами и сосчитайте друг у друга сколько на одежде пуговиц.
– У кого всех больше на одежде пуговиц?
– У кого меньше всех?
Посмотрите на эти пуговицы:
– Как вы думаете, из чего они сделаны? (Одна сделана из дерева, другая из
перламутра.)
– Как вы думаете, чем эти пуговицы были раньше?
– Возьмите в руки обе пуговицы.
– Какая из них легче?
– Какая тяжелее? (Перламутровая пуговицы блестят, переливаются, очень
красивые, пришиваются на богатую дорогую одежду.)
– Какая тонет в воде, а какая нет?
Вывод:
- Деревянная пуговица легче, перламутровая тяжелее.
- Деревянная пуговица не тонет в воде, а перламутровая тонет.
Посмотрите на эти пуговицы (металлическая, пластмассовая).
– Из чего они сделаны?
– Какую легче сломать? (Пластмассовую.)
– Почему? Так как металлическая пуговица сделана из металла. Она прочнее
и крепче.
Гвалт и шум стоят в лесу.
Учат зайчики лису
Сортировать пуговицы
По значку на крышке дома.
Спорят все до хрипоты.
Может, им поможешь ты?
А я хочу напомнить правило:
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать в нос.
Воспитатель: Какая пуговица живет в твоем домике, а в твоем?
Носорог благодарит всех ребят, теперь каждая пуговица нашла свой домик.
Работу завершили, на место все положили.
Игра “Угадай, в какой руке у меня пуговица?”
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо присесть.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
Вижу, что настроение у нас хорошее. Учит носорог, продолжай свой урок. Садитесь за столы!
Во второй части занятия задания будут еще интереснее и занимательнее, но надо правильно сидеть, внимательно слушать и обязательно думать.
1. Кенгуру сидит страдает
Он считать совсем не знает.
Прилетает попугай,
Говорит: “Не унывай!
Будем мы пуговицы под салфеткой считать
И прозрачные цифры составлять”.
– Сосчитайте пуговицы под салфеткой и составьте цифру, которая соответствует количеству пуговиц под салфеткой.
2. Носорог продолжает свой урок:
Это должен каждый знать,
Что углы, ребята,
Все прямые у квадрата.
– Помогите зверятам разобраться в чертежах. На фигуру, где прямые углы
положите пуговицу.
– На какие фигуры положили пуговицы?
– Сколько пуговиц понадобилось? (Три.)
Игра “Пальцеход” Будем шагать указательным и средним пальцами.
По болоту цапля ходит
Клювом острым корм находит.
Клюв, как угол, но какой?
Острый он, а не прямой!
– Какой клюв у цапли? (Острый.)
– Вывод: Мы узнали, что углы бывают прямые и острые.
Белка. Переверните чертежи.
– В лесной школе зверята вырезают из цветной бумаги квадраты.
– Им надо их украсить.
– Помогите правильно расположить пуговицы на плоскости.
- Из белых пуговиц внизу квадрата выложите прямую линию.
- Из черных маленьких пуговиц выложите линию в середине квадрата.<Рисунок 1>
- В правый верхний угол положите розовую пуговицу.
- В левый верхний угол положите голубую пуговицу.
– Сравните с образцом.
– Поднимите руки, кто сделал все правильно.
Игра “Да или нет”. Я буду говорить, где находится пуговица, а вы мне отвечать “да” или “нет”.
– Прямая линия находится вверху коврика (нет).
– Волнистая линия находится в середине коврика (да).
– Розовая пуговица находится в правом нижнем углу (нет).
– Голубая пуговица находится в левом верхнем углу (да).
– Прямая линия находится внизу (да).
Сорока.
Трещала сорока с утра и до ночи.
Для тех, кто нарядным и модным быть хочет.
В лесу под сосной расскажу без прикрас,
Посылка с военною формой для вас.
– Откроем посылку! Солдатская форма.
– Помогите зверятам подобрать пуговицы, которые можно пришить на китель
военного.
– Как вы думает, какие они должны быть? (крепкие, прочные, сделанные из
металла, с изображением звездочки)
– Нашли такие пуговицы на тарелочках?
– Рассмотрите их под лупой. <Рисунок 2>
– Многие запылились, не блестят.
– В пыли едва приметная пуговица медная.
– Форменные пуговицы нуждаются в особом уходе. Военные их чистят, полируют,
чтобы они блестели.
– Давайте попробуем почистить одну пуговицу и посмотрим, будет ли она отличаться
от остальных.
– Чистим порошком зубным.
– Отполируем поверхность пуговицы бархаткой.
– Отличается она от остальных пуговиц?
– Как блестит теперь наша пуговица. Форма с такими пуговицами будет выглядеть
нарядно и торжественно. Она украсит китель любого солдата и может отправиться с
ним на любой праздник.
– А урок математики подошел к концу. В лесной школе у директора-медведя есть
Книга предложений. Сейчас вы можете высказать свое мнение об уроке математике.
Передавайте книгу друг другу и говорите, что понравилось, что запомнилось вам на
уроке, какие задания вам понравились и в чем вы затруднялись.