Урок швейного дела. Знакомство с изделием "носовой платок"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

Учебно-познавательная:

  • повторить назначение шва вподгибку с закрытым срезом;
  • познакомить учащихся с изделием носовой платок;
  • учить анализировать изделие и планировать работу по изготовлению носового платка с помощью краевого шва вподгибку с закрытым срезом;
  • отрабатывать умение работать с кроем изделия.

Коррекционно-развивающая:

  • развитие памяти, логического мышления;
  • развитие сенсорной сферы (развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета; тактильного восприятия) через ориентировку в крое изделия;
  • развитие понятийного аппарата через использование специальной терминологии при планировании последовательности изготовления носового платка.

Воспитательная:

  • формирование привычек бережливости и экономии;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • воспитание чувства вкуса.

Задача: Дать представление об изделии носовой платок.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: образцы стачного и шва вподгибку с закрытым срезом, образец изделия, коллекция носовых платков, образец коробочки растения хлопчатник, лоскутки различных тканей, линейки, крой платка, слова (Приложение 1), компьютер, проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 2), карточки зеленого и красного цвета для рефлексии.

План урока

1. Организационный момент
2. Целеполагание
3. Актуализация опорных знаний
4. Основная часть: изучение нового материала:

  • История изделия
  • Анализ готового изделия (образец для пошива)
  • Физкультминутка
  • Работа с готовым кроем
  • Составление плана пошива изделия

5. Первичное закрепление
6. Итоги урока. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент

  • Приветствие учащихся.
  • Внешний вид учащихся, готовность к уроку
  • Организация рабочего места

2. Целеполагание

– Тема нашего урока – знакомство с изделием носовой платок. Наша цель – учиться анализировать носовой платок, учиться работать с кроем изделия и планировать работу по пошиву носового платка.

3. Актуализация опорных знаний

– Повторим наши знания, которые нам пригодятся для пошива платка. Как называется новый шов, который вы выполнили на прошлом уроке? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

– Каким швам относится шов вподгибку к соединительным или краевым? (К краевым швам). При пошиве, каких изделий он применяется? Для чего он нужен шов вподгибку с закрытым срезом? Какой может быть ширина шва вподгибку с закрытым срезом?

– Найдите среди швов, шов вподгибку (Работа в группах). Какой еще шов вы увидели? (Стачной шов).

4. Основная часть: изучение нового материала

1. История изделия.

История головного платка (Рассказ учителя)

Слайд 2. Прежде чем начать изучать носовой платок, коротко поговорим о платке головном. Слайд 3. Посмотрите какие бывают головные платки. В старину головной платок был одним из элементов женского костюма. Появляясь на людях, женщина всегда должна была покрывать голову — того требовала традиция. Слайд 4. Незамужние девушки так и делали, ведь выйти «простоволосой» (то есть без платка) даже из горницы считалось недопустимым, а замужние могли надевать платок поверх головного убора [3.1].

Платок сегодня

Слайд 5. Сегодня платки очень популярны. Платки носят на голове, шее, плечах, талии, вместо топа и даже на запястье. Модницы повязывают платок на ручке сумки. Платки считались модными всегда.

Слайд 6. А сейчас отгадайте загадку:

Должен быть всегда в кармане у Надюши, Бори, Тани,
Тети Веры, дяди Пети и у всех людей на свете.
Без него никак нельзя! Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток чистый... (носовой платок)
                                                   
Жанна Синючкова [3.2].

История носового платка

Слайд 7. Во все времена такая мелочь, как носовой платок, отражал состояние общества, искусства и моды. Талантливые портнихи и вышивальщицы превращали небольшой кусочек ткани в произведение искусства. Да, серьёзно относились к платочкам! И сейчас серьёзно относятся: в музейных коллекциях, представляющих предметы быта, можно найти множество носовых платков. Носовые платки были роскошью и использовались исключительно богатыми дамами. Они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами. Такие платки были очень дорогими и стоили целое состояние [3,3].

Слайд 8. Носовой платок в древности был символом романтической любви. Дамы часто держали его в руке, чтобы привлекать внимание кавалеров. Слайд 9. Или прикрепляли его на копьё своего рыцаря. Платок должен был напоминать рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной. Вскоре платок появляется в качестве приданого невесты. А через некоторое время платок становится и частью мужского костюма[3,3].

Слайд 10. С течением времени носовой платок становится все проще, его производят массово. Вот так выглядят современные платочки.

Слайд 11. Во второй половине прошлого века стали производиться одноразовые бумажные платки, что свело многовековую моду в небытие. И сегодня бумажный носовой платок почти полностью вытеснил тканевый... [3,3].

Я считаю и думаю, что вы со мной согласитесь, эти бумажные платки можно использовать только как салфетки, например, после еды. И тканевый платочек нужен всегда наряду с удобными салфеточками и бумажными носовыми платками, ведь иногда приходится протереть слёзки, или носик вытереть или ваш платочек может пригодиться кому-то другому. Поэтому у всех ребят обязательно должен быть носовой платок. Слайд 12. У мужчин, особенно в костюме, платок играет важную роль. Мужчины при необходимости, подают свой платок даме, если она запачкала руку или расстороилась.

Лично мне очень нравится иметь хороший платочек из хлопковой ткани. И кроме бумажных платков у меня всегда есть тканевый.

Слайд 13. 2. Анализ готового изделия (образец для пошива)

Носовой платок можно изготовить своими руками. И если сшить несколько платочков себе, тем более шить вы уже умеете, вы сэкономите деньги. А еще, если вы сошьёте себе носовые платки, вы еще лучше научитесь шить и израсходуете ненужные лоскутки, то есть найдёте им применение, и они не будут лежать без дела.

Слайд 14. Платочки бывают разные (показ учителем разных носовых платочков: женских, мужских, детских). Перед вами коллекция носовых платков. Чем похожи платки? Какую они все имеют форму? Чем отличаются? (размером) Определяя размер куска ткани, стоит отталкиваться от того, кому будет предназначаться платок. Как правило, изделия для детей совсем маленькие, чуть больше – женские. Самые большие носовые платки – мужские [3,4].

Слайд 15. В немецкой пословице говорится: Что у господина в кармане, то у мужика на рукаве [3.3]. Как вы это понимаете? (Пословица означает, что у господина в кармане есть всегда носовой платок, а мужик вместо платка пользуется рукавом.)

Слайд 16. Для чего нужен носовой платок?

– Носовой платочек должен быть у каждого человека. Им можно вытереть руки, закрыть нос или рот, если кашляешь или чихаешь. Платочек должен быть у всех. Вовсе не обязательно страдать насморком, чтобы вспомнить о платочке. На концерте, например, вы можете рассмеяться или растрогаться до слёз [3.5].

– Из скольких деталей состоит носовой платок? (Носовой платок состоит из одной детали).

– На какую фигуру похож носовой платочек? (Носовой платок похож на квадрат).

Слайд 16. Какую форму имеет носовой платок? (Носовой платок имеет квадратную форму).

– Какие еще изделия прямоугольной или квадратной формы вы знаете? (Салфетка, головной платок, скатерть, полотенце и т.д.)

Слайд 17. Какая ткань подойдет для пошива платочка? (Хлопчатобумажная ткань).

Правильно, хлопчатобумажная ткань лёгкая, мягкая, она подойдет нам. Почему хлопчатобумажные ткани называют натуральными? (Потому что волокна, из которых изготавливают ткань получают из растений).

Слайд 17. Из какого растения получают хлопчатобумажные ткани? (Хлопчатник.)

– Какие изделия еще можно изготовить из хлопчатобумажных тканей?

Слайд 18. Какие свойства этих тканей знаете?

  1. Хорошо пропускают воздух.
  2. Хорошо впитывают влагу.
  3. Быстро сохнут.
  4. Создают ощущение тепла.
  5. Мнутся при носке.

– Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

– Какие свойства хлопчатобумажных тканей относятся к недостаткам? (Мнутся при носке).

Сделаем вывод. Слайд 19. Носовой платок имеет квадратную форму, служит для гигиенических целей, состоит из одной детали, ткани для пошива – хлопчатобумажные.

А теперь выберем ткань для пошива нашего платочка. Какой должна быть ткань для носового платка? (Тонкой, легкой, мягкой). Ткань – ситец – это тонкая хлопчатобумажная ткань. (Выбор ткани из различных лоскутков ткани, предложенных учителем, работа в парах).

Слайд 20. Физкультминутка (Выполняют упражнения).

3. Работа с готовым кроем

– Прежде чем сшить какое либо изделие, нужно приготовить детали. Где мы берем детали изделия? (Выкраиваем из ткани) (Раздаю крой изделия).

– Это крой носового платка или деталь платка. Какую форму имеет крой платка? Чему равны стороны нашего квадрата? (Измеряют стороны кроя). Из какой ткани я выкроила для вас деталь платка? (Из хлопчатобумажной ткани).

Слайд 21. Вспомним, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из нитей, переплетённых между собой).

Слайд 22. Какие есть в ткани нити? (Долевые и поперечные нити или основы и нити утка).

– Какие свойства у этих нитей? (Нити основы не дают ткани растягиваться, нити утка растягивают ткань).

Слайд 23. Какие бывают ткани по окраске? (Белая, гладкоокрашенная, с рисунком). Определите какая ткань у кроя нашего платка.

Слайд 24. Какие есть стороны у ткани? (Лицевая и изнаночная стороны).

– Как выглядит лицевая сторона? А изнаночная сторона ткани? Определите стороны ткани на крое платка.

– Итак, платок мы выкроили. Слайд 25. Что образуется при разрезании ткани? (Срезы). Какие срезы есть на крое платка? (Долевые, поперечные).

– А что нужно делать со срезами? (Срезы нужно обрабатывать.) Почему? (Чтобы ткань не осыпалась).

Слайд 26. Какие способы обработки срезов вы знаете? (Бахрома, петельный стежок, косой стежок, обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом).

– А какие способы обработки срезов подходят для обработки срезов носового платка? (Обвязывание, шов вподгибку с закрытым срезом.)

Слайд 27. Некоторые желают украсить платок собственными руками, обвязать его крючком тонкой хлопковой нитью, которая сделает платок более нежным и красивым. Этот способ мы запомним.

– Какой способ обработки срезов платка мы выберем? (Шов вподгибку с закрытым срезом).

Сделаем вывод. Слайд 28. Крой носового платка состоит из одной детали, имеет квадратную форму, выкроен из хлопчатобумажной ткани, ткань кроя гладкоокрашенная, у кроя есть долевые и поперечные срезы.

1. Составление плана пошива носового платка

– Прежде чем начать шить какое-нибудь изделие, что нужно составить? (План пошива изделия). С чего начнём пошив платка? (Пошив платка начнем с обработки срезов). Какой способ обработки срезов платка выбрали? (Шов вподгибку с закрытым срезом). Слайд 29.

  1. Обработать срезы платка швом вподгибку с закрытым срезом.
  2. Обработать уголки косым стежком.
  3. Отутюжить готовое изделие.

– Что мы будем делать? (Читают).

2. Первичное закрепление

Давайте закрепим наши знания и проведем маленький экзамен. В этой коробочке лежат билеты, на которых записаны вопросы.

– Как называется новое изделие?

– Для чего нужен носовой платок?

– Из скольки деталей состоит платок?

– Какую форму имеет платок?

– Из каких тканей лучше шить платок?

– Какой шов мы будем использовать для обработки срезов платка?

Слайд 30. Проверим ваши ответы.

Дополнительная информация.

Слайд 31. Носовой платок для дорогого человека можно еще украсить вышивкой. Можно вышить имя, смешную мордочку или забавную птицу! Вот только в народе существует примета: дарить носовые платки — к слезам. Как же быть? А очень просто: когда даришь платок, нужно взять в обмен мелкую монетку, копейку. Тогда слёз не будет. Только радость! [3,5].

Слайд 32. Обычно романтические особы предпочитают иметь при себе белый платок с вышивкой. Практичные дамы носят платок цветной в тон сумочки или одежды. Невесты вытирают слезы радости белым платком с кружевом. Мужчины выбирают платок в тон рубашки, джемпера [3,5].

3. Итоги урока. Рефлексия

Выставление оценок за урок. Рефлексия. На партах у вас лежат карточки красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что урок был интересен и полезен, поднимите зелёную карточку, если урок неинтересен и неполезен для вас, покажите красную карточку.

– С каким изделием мы познакомились на уроке?

– Урок окончен. Спасибо за внимание!

Литература и источники информации:

  1. Технология. Швейное дело. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.
  2. Технология. Швейное дело. 5 класс. Разработки уроков. Для образовательных учреждений VII-VIII вида (Боброва Л.В.).

Материалы сети Internet:

  1. http://ladynews.com.ua/fashion/tendentsiya-vesny-platok-na-golove-83230.html;
  2. http://www.stihi.ru/2008/03/30/2279;
  3. http://verssavia.livejournal.com/155587.html;
  4. http://i-stupid.ru/rukodelie/kak-sshit-nosovoj-platok-svoimi-rukami.html;
  5. http://handkerchief.ru/?cat=3.