Варианты использования модульных и компьютерных технологий на уроках истории в условиях перехода на новые ФГОС

Разделы: История и обществознание


В связи с введением новых федеральных государственных стандартов начального профессионального образования, педагогам необходимо разработать новые рабочие программы по общеобразовательным, общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам профессиональных модулей, которые должны формировать общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Новые образовательные стандарты базируются на отдельных модулях, формирующих профессиональные компетенции по отдельным профессиям. Так как обучающимся уже понятна модульная структура обучения то появляется возможность перехода преподавания и общеобразовательных дисциплин в виде отдельных мини-модулей, разбивая курс на отдельные структурные блоки-модули. Представляю вниманию методы использования данных модулей, с применением компьютерных технологий на уроках истории в виде опорных конспектов (О.К.), позволяющих выстроить логическую взаимосвязь целого курса при минимальном объеме текстовой информации. Небольшой объем часов, предусмотренный стандартом, требует активных форм проведения занятий, который позволит дать ожидаемый результат. Пример рабочей программы по истории, разработанный в соответствии ФГОС, показан в Приложении №2, образец опорного конспекта модуля №5 “Казанское ханство в 1445-1552 гг.” - в Приложении №1.

В данной методике использованы рекомендации автора методического пособия “Опорные конспекты по истории Древнего мира” Б.Е.Андюсева [Москва 1997г.] и автора статьи “Опорная конструкция на экране монитора” С.В.Селеменева [журнал “Образование в современной школе”, 2001г.]

Теоретическое преподавание в школе страдает, прежде всего, дробностью материала, событий. Нередко, изученное на прошлых уроках, обучаемый забывает еще до того, как узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь. Так появилась идея изучать исторический материал модулями, которые бы включали несколько тем одного хронологического периода. Если материал всей темы просто передается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это запутывает обучаемого. Но, если те, же события и факты, выстроенные в единую зрительную хронологическую цепочку, ясно понимаемую обучаемым, к тому же, с выделенными основными узловыми вопросами, оформленными в виде опорного конспекта, приводят к получению нового качественного результата.

Особо необходимо выделить значение опорный конспект (О.К.) для обучаемых учреждений начального профессионального образования, так как запомнить даже обыденный факт или дату для них сложно, не говоря о цельной цепочке темы. Такие обучаемые теряются, замыкаются в себе и конечном счете теряют минимальный интерес к учебе. Опорный конспект, в таком случае, становится действительной опорой для данных обучаемых. Опорный конспект позволяет, без подсказки учителя, вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы целиком.

Психолого-педагогические аспекты методики обучения модулями на основе опорных конспектов раскрываются, прежде всего, через анализ восприятия и усвоения учебного материала, при различном уровне возможностей обучаемого и при различном уровне усвоения качества предыдущих знаний.

Эта методика помогает сформировать у обучаемых целостную картину событий, происходящих иногда на протяжении нескольких столетий. Рассмотренная на занятиях информация, в обобщенном виде, с сознательным отказом от второстепенных деталей, дало возможность обучаемым запомнить основные причины, последовательность событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, итоги и последствия данного периода. В сознании будущего молодого рабочего формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения. Далее, на этапе проработки материала в деталях, уже нет той дробной бессистемности, которая возникает часто при традиционном изучении темы. Исторический процесс наполняется действующими лицами, характерами, устремлением людей, кипением страстей. Восприятие постепенно усиливается при введении того или иного знака опорного конспекта и его повторении по элементам и в целом. Постоянное переплетение ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО развивает у обучающихся не только память, но и мышление. Это подтвердили устные ответы на контрольные вопросы, а так же пересказ событий по опорному конспекту.

Данные блок-темы (модули) зашифрованы в систему знаков-символов – это даты, слова, стрелки переходов или превращений, знаки союза или противостояния. При этом большинство знаков унифицировано. Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины событий, тенденций различных народов. Опорные конспекты – это компактные, выразительные и динамичные наглядные пособия (конструкции), передающие наиболее значительные факты и основной смысл исследуемого.

Совсем недавно для того чтобы изготовить О.К., необходимы были: рулон бумаги определенных размеров, краски, фломастеры, художественное мастерство учителя. Сегодня для нас становится привычным вид учителя сидящего за компьютером или стоящим возле интерактивной доски и “щелкающим” указкой по доске, как “волшебной палочкой”, открывая перед учащимися захватывающий мир исторических событий. Обучающие программы, число которых множиться, взяли на себя часть функций преподавателя. “Большой черный квадрат” доски сменился голубым экраном интерактивной доски. Компьютер из дорогой игрушки превратился в средство обучения. Его применение открывает новые возможности не только обучаемым, но и учителям. Новые информационные технологии дают шанс опорному конспекту занять более прочное место в методическом арсенале учителя.

Новые способы предоставления информации, которые появились в учреждениях образования вместе с компьютером, изначально предполагают передачу ее в сжатом, буквально спрессованном виде. Опорные конспекты напрямую предназначены для этого, и, безусловно, найдут широкое применение в практике преподавания. Текст опорного конспекта на экране компьютера (и интерактивной доски) легко создается помощью программы Word. Этот текстовый процессор имеет встроенные средства создания и обработки графических изображений: они просты, понятны и надежны.

Графические объекты (обозначения) можно рисовать непосредственно на интерактивной доске каждый раз заново. Однако, удобнее, нарисовав их один раз, хранить в отдельном документе. Для создания и настройки обозначений используется панель инструментов Вставка, затем выбираем Рисунок и начинаем создавать необходимую нам композицию, либо рисуем в программе Paint.

Опорные конспекты так же можно демонстрировать в форме презентаций. Очень облегчает работу учителя Интернет, откуда учитель может при подготовке к уроку получать необходимые изображения, портреты исторических личностей и т.д. Эти изображения при помощи программы PowerPoint вставляются в опорный конспект и демонстрируются в виде презентаций. Так же в опорный конспект включаются при помощи Гиперссылок дополнительная информация о тех или иных событиях или о биографии того или иного исторического деятеля.

Выводы: Новые образовательные стандарты базируются на отдельных модулях, формирующих профессиональные компетенции по отдельным профессиям. Так как обучающимся уже понятна модульная структура обучения, то появляется возможность перехода преподавания и общеобразовательных дисциплин в виде отдельных мини-модулей, разбивая курс на отдельные структурные блоки-модули. Небольшой объем часов, предусмотренный стандартом, требует активных форм проведения занятий, который позволит дать ожидаемый результат, а именно, как воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений подрастающего поколения на основе осмысления ими сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; воспитание высоконравственной личности. Поэтому представленный вариант использования модульных и компьютерных технологий на уроках истории на основе опорных конспектов для учащихся начальных профессиональных учебных заведений, позволяет выстроить логическую взаимосвязь целого курса при минимальном объеме текстовой информации и добиться высоких результатов.

Приложение №2

Список литературы.

1. Андюсев Б.Е., Опорные конспекты по истории Древнего мира: 5 кл. [Текст]: Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 96 с.: ил., ISBN 5-691-00129-9.

2. Селеменев С.В.Опорная конструкция на экране монитора [Текст] / С.В. Селеменев// Компьютерные технологии. – 2002. - №6. – С.25-29

3. Селеменев С.В. Знаковая наглядность [Текст] / С.В. Селеменев// Компьютерные технологии. – 2003. - №2. - С.33-42

4. Султанбеков Б.Ф., Хузин Ф.Ш., Гилязов И.А., Пискарев В.И., Харисова Л.А., Иванов А.А., Галямова А.Г., История Татарстана [Текст]: Учебное пособие для основной школы, Казань: Татарское Республиканское издательство ТаРИХ, 2001 – 544 с., ISBN 5-90000-68-6.

5. Федеральный государственный образовательный начального профессионального образования по профессии 270802 Мастер сухого строительства;

6. Федеральный государственный образовательный начального профессионального образования по профессии 270802.01 Арматурщик-бетонщик;

7. Федеральный государственный образовательный начального профессионального образования по профессии 270802.0 Мастер общестроительных работ.