Активные формы обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


В последние годы изучение иностранного языка входит в жизнь ребенка не только как учебный предмет, но и как одна из составляющих повседневной жизни: ребенок слышит иностранную речь в СМИ, путешествуя за границу, пользуясь Интернетом и просто компьютером.

Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов.

Традиционные способы и тренировки к желаемому не приводят. Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Обучение более эффективно, если ученики вовлечены в процесс. Нельзя не согласиться с такой пословицей:

“Tell me – I forget; Скажи мне – я забуду;
Show me – I remember; покажи мне – я запомню;
Involve me – I understand.” Вовлеки меня – я пойму.

Есть разные способы стимулировать детей к активности, самыми эффективными являются творчество и любопытство. Создать творческую атмосферу на уроке помогают песни, стихи, игры, а так же внеклассные мероприятия и театральные постановки.

По утверждению отечественных и зарубежных психологов, одним из наиболее эффективных способов запоминания лингвистического материала является музыка, поскольку данный вид деятельности вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что способствует хранению изучаемого материала и его более быстрому воспроизведению.

Не менее эффективным способом обучения иностранному языку является и заучивание стихов. Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную форму, способствуют эффективному ее усвоению, развивают четкость и беглость произношения. Стихотворный ритм помогает не только запомнить правильное

ударение, интонацию и произношение, но и перейти от повторения отдельных слов к более уверенному овладению языком. В результате творческой работы с песнями, рифмовками развивается фонематический слух учащегося, знание вокабуляра, грамматики, закладывается фундамент использования стратегий звуковых и зрительных ассоциаций.

Интенсивной языковой практике способствуют игры. Это вид деятельности, формирующий необходимые коммуникативные навыки, устанавливающий доверительную и доброжелательную атмосферу на уроке, обучающий самостоятельной работе и формирующий правильную самооценку. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии. Обучение через игровые технологии способствует развитию памяти, воображения, внимания ребенка. Навыки, полученные в познавательных, речевых, лингвистических и грамматических играх переносятся затем на другие виды деятельности.

Более глубокому овладению языком способствует и внеклассная работа. Она способствует прочному усвоению языкового материала, развивает творческую активность, самостоятельность, воспитывает интерес к изучению иностранного языка, дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе учеников. Массовая работа является доминирующей во внеклассной деятельности школьников по иностранному языку благодаря ее познавательному, практическому и воспитательному значению. Проведение массовых мероприятий в содержательной и интересной форме создает благоприятные условия для развития лингвистической и социокультурной компетенции, формирования личностных качеств учащихся.

И, конечно, никого не надо убеждать в том, что важным и необходимым элементом в изучении иностранного языка являются театральные постановки. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер” становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия. Кроме того, совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников процесса умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за общее дело.

Использование нетрадиционных методов помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. Общеизвестный факт, что если какое-то дело доставляет удовольствие, то оно запомнится надолго. Игры, песни, инсценировки, доставляя удовольствие, будут развивать мотивацию для дальнейшего изучения языка, и способствовать положительному отношению к нему.

Современные УМК содержат в себе большое количество стихов, предполагают использование на уроках различных аудиозаписей, подготовку мини-проектов, что помогает ребятам быстро запомнить новую лексику и расширить свой словарный запас и вовлекает в работу даже пассивных школьников, предоставляя им возможность разделить с одноклассниками радость успеха в изучении иностранного языка.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Английский язык: предметные недели в школе / сост. О.Н. Подгорская,
  2. Е. К.Черничкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Английские стихи для детей / сост. В.А.Верхогляд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Английский язык: Сценарии школьных праздников и постановок: Книга для учителя. М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.
  5. Белоножко Н.Е. Милые песенки. Изучай английский с удовольствием. – Москва: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД “РИПОЛ-КЛАССИК”, 2006.
  6. Изучаем английский язык играя. 5-6 классы \ авт.-сост. И.В.Голышкина, З.А.Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Предметные недели в школе. Английский язык. Второй выпуск / Авт. – сост. Л.В.Васильева. – Волгоград: Учитель, 2004.
  8. Предметная неделя английского языка в школе / Л.В.Калинина. – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  9. Черепова Н.Ю. Английский язык для дошкольников. Игры, песни, стихи. Методическое пособие по созданию языковой среды в детском саду. М.: “Аквариум ЛТД”, К.: ГИППВ, 2002.