Проект образовательной деятельности “Мир птиц” для второй младшей группы детского сада построен на основе технологии А. Г. Назаровой “Гимнастика чувств”. Его можно представить в виде следующей схемы:
Каждая составляющая схемы, представляет собой пять блоков игровых упражнений, связанных одной темой и направленных на разностороннее развитие детей. Во время работы в проекте нами активно использовался алгоритм “ступенчатой интеграции” Д. И. Воробьёвой – “увидеть, услышать, обыграть”. Это способствовало приобретению детьми навыков и умений быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, осязание и осязательную память, зрительное внимание и зрительную память, воображение и творческое фантазию.
Ход творческого досуга “Жили у бабуси...” с участием родителей
Участники: дошкольники 3-4 лет
Количество детей: 15 человек
Длительность: 20 минут
Педагогический замысел: активизация детских представлений об окружающем мире и формирование гуманного отношения к природе.
Образовательная область Социализация
Задачи:
- Постепенно раскрывать перед детьми чувство принадлежности к сообществу природы.
- Способствовать развитию представлений детей о собственном единстве с миром природы.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение действовать вместе.
- Вовлекать родителей в реализацию образовательного процесса с целью оказания помощи в приобретении практических навыков взаимодействия с детьми.
Образовательная область Коммуникация
Задачи:
- Развивать диалогические компоненты речи в процессе обсуждения возникшей проблемы.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Активизировать словарь за счёт слов существительных, прилагательных, глаголов по лексической теме “Птицы”.
Образовательная область Познание
Задачи:
- Формировать общие представления о птицах: особенности внешнего вида, особенности издаваемых звуков, повадки.
- Знакомить детей с устным народным творчеством: потешки, песенки - попевки.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память и воображение, мышление.
- Поддерживать мотивацию познания окружающего мира.
Образовательная область Художественное творчество
Задачи:
- Способствовать художественно-творческому развитию детей: развивать способность переживания пейзажного образа; учить рассматривать пейзаж и видеть расположение деталей картины (птиц); формировать способность восприятия движения в картине.
- Развивать эмоциональное восприятие цвета.
- Стимулировать сенсорное развитие: дифференциация звуков, узнавание и называние цвета, формы, величины, ориентация в пространстве.
Материал:
1. Репродукция с картины А.Рылова “В голубом просторе”.
2. Диски с записью голосов птиц.
3. Диск с записью отрывка адажио Э.Грига
4. Дидактические и художественно-развивающие игры “Парочки”, “Подберём по цвету”.
5. Скворечник, гнездо.
6. Изображения голубя, кукушки, вороны, жаворонка.
7. Корзиночка с перьями.
8. Кукла би-ба-бо.
9. Шапочки-маски белого и серого гусей.
Предварительная работа:
1. Чтение русской народной потешки “Жили у бабуси два весёлых гуся...”.
2. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным потешкам.
3. Наблюдение за птицами на прогулке.
4. Рассматривание изображения вороны, воробья, голубя, гуся, лебедя и т.д.; зарисовки птиц, выполненных В. Серовым, А. Пластовым, В. Ватагиным и др.
5. Внесение в группу картин “Прилёт птиц”, “Добрые дела весной”.
6. Внесение в книжный уголок книг о птицах.
7. Чтение стихов, загадок о птицах, о весне.
8. Пальчиковые игры, пластические этюды, логоритмические упражнения.
9. Дидактические игры “Парочки”, “Подбери по цвету”, пазлы “Кар Карыч”.
10. Художественно - развивающие игры “Подбери по цвету”, “Поможем птичке-маме”.
11. Модели птиц, игровое упражнение “Кто во что одет”.
12. Моделирование птиц из геометрических фигур.
13. Слушание дисков с записью голосов птиц, музыкальных пьес П. Чайковского из цикла “Времена года”.
14. Коллективно рисование по русской народной потешке “Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт...”
15. Рисование “На шесте деревянный дворец”.
16. Лепка “Птичка-неваляшка”.
17. Коллективная аппликация на темы: “Покормите птиц зимой”, “Как розовые яблоки на ветках снегири”, “Цыплёнок”,
18. Аппликация “Весёлый домик для весёлого скворца”.
19. Коллективное конструирование из бросового материала “Гнездо птиц”.
20. Совместная творческая деятельность с родителями – создание выставки “Мир птиц”.
21. Развивающая игра с элементами экспериментирования “Мыли гуси лапки”.
22. Предварительная работа: обследовательская деятельность с материалами для строительства гнезда.
В НОД использованы:
- моделирование
- логоритмика
- пальчиковые игры
- пластические этюды
- игротренинги А. Н. Назаровой
- нетрадиционная техника рисования “Весёлые ладошки”
- художественно-развивающие игры
- коммуникативные игры
- дидактические игры
Ход творческого досуга
Воспитатель и дети встречают и приветствуют родителей в круге, медленно сходясь в центр и легко касаясь пальцев рук, друг друга. Проводив гостей на стулья, воспитатель и дети возвращаются на ковёр.
Воспитатель: - Дети, сегодня утром, в группе я кое что нашла, вот посмотрите.
Подходят к пёрышкам, лежащим на полу.
Воспитатель: - Что же это? Кто потерял?
Дети: – Пёрышки. Потеряли птички.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, потрогаем, подержим в руках.
Дети берут в руки пёрышки.
Воспитатель: – Дети, расскажите какие пёрышки? Что вы чувствуете?
Дети: – Мягкие, лёгкие, пушистые, нежные, воздушные.
Воспитатель: - Давайте сложим их в корзиночку.
Входит руководитель ИЗО с куклой би-ба-бо бабушки на руке.
Бабушка: - Здравствуйте деточки.
Воспитатель: - К нам пришла бабушка, давайте поздороваемся с ней.
Дети: - Здравствуй бабушка.
Бабушка: – Здравствуйте милые.
Воспитатель: – Бабушка, а что это вы такая грустная? Дети давайте спросим, что у неё случилось?
Дети: – Бабушка, почему ты грустишь? Что случилось?
Бабушка: – Сейчас всё расскажу вам про свою беду. Жили у бабуси два весёлых гуся...
Воспитатель: - А ведь мы знаем про тебя и твоих гусей, знаем, что они от тебя спрятались.
Бабушка: – Вот, вот спрятались, вы их не видали?
Дети: – Нет, не видали.
Воспитатель: – Гусей мы не видали, а кое-что нашли (показывает корзиночку с перьями), что же ребята?
Дети: – Пёрышки.
Воспитатель: – Бабушка, может это твои гуси обронили?
Бабушка: – Да, да, где мне их найти, кто поможет?
Воспитатель: – Бабушка, не расстраивайся. Дети, поможем бабушке?
Дети: – Поможем.
Воспитатель: – Пойдёмте искать гусей.
Включается запись голосов птиц.
Воспитатель: - Дети, прислушайтесь, что это за звуки?
Дети: - Птицы поют.
Бабушка: - Может и мои гуси там?
Воспитатель: - Дети, а как гуси голос подают?
Дети: - га-га-га
Воспитатель: - Давайте послушаем.
Включается запись голоса сороки.
Воспитатель: - Голос, какой птицы вы слышите?
Дети: - Голос сороки.
Воспитатель: - Покажите картинку, где нарисована сорока.
Включается запись голос петуха.
Воспитатель: - Голос, какой птицы вы слышите?
Дети: - Голос петуха.
Воспитатель: - Покажите картинку, где нарисован петух.
Включается запись голоса кукушки.
Воспитатель: - Голос, какой птицы вы слышите?
Дети: - Голос кукушки.
Воспитатель: - Покажите картинку, где нарисована кукушка.
Включается запись голоса соловья.
Воспитатель: - Голос, какой птицы вы слышите?
Дети: - Голос соловья.
Воспитатель: - Покажите картинку, где нарисован соловей.
Воспитатель: – Дети, а голоса гусей вы услышали?
Дети: - Нет.
Бабушка: - И я не услышала, моих гусей тут нет.
Воспитатель: - Бабушка, а может тут твои гуси, посмотри.
Пластический этюд “Птицы”
Весна, вот и птицы летят. Широко машут крыльями красавцы журавли – курлы, курлы... Всюду слышен крик грача – кра, крра...
Быстрокрылые ласточки звонко поют – фьють, фьють...
Воробьи с берёзы – прыг – чик-чирик, чик-чирик...
Бабушка: - Молодцы птички, то есть дети, но и здесь моих гусей нет.
Воспитатель: - Да, гусей тут нет, идём дальше.
Подходят к гнезду.
Воспитатель: - Без рук, без топорёнка, построена избёнка. Это что?
Дети: - Гнездо.
Воспитатель: - Наверное, его построил кот? А может пёс? Нет? А кто?
Дети: - Птицы. Птички. Воробышки.
Воспитатель: - А из чего же птички построили гнездо?
Дети: - Из прутиков, сухих травинок, тонких веточек.
Воспитатель: - А кто же в гнёздышке сидит?
Дети: - Птенчики.
Воспитатель: - А почему же они одни? Где же их папа и мама?
Дети: - Папа с мамой улетели, наверное, за кормом.
Воспитатель: - Да, и может быть заблудились, давайте поможем им найти друг друга.
Дидактическая игра “Парочки”
Бабушка: – Но гусей-то моих и тут нет.
Воспитатель: - Смотрите ещё один домик.
Подходят к скворечнику.
Воспитатель: - Как он называется?
Дети: - Скворечник.
Воспитатель: - Кто его делал?
Дети: – Люди.
Воспитатель: - А, скворечник сделан из прутиков?
Дети: - Нет, он сделан из дерева. Из досок.
Воспитатель: - Люди заботятся о птицах не только зимой, но и весной – строят и развешивают прочные деревянные скворечники. А кто живёт в скворечнике?
Дети: - Скворцы.
Бабушка: - Дети, скворечник один, а скворцов к нам весной прилетает много. Где же они будут жить?
Воспитатель: - Смотрите, недостроенные скворечники. Чего у них не хватает?
Дети: - Крыши.
Воспитатель: - А вот тут, крыши. Мы быстро их достроим. К каждому домику подберём подходящую по цвету крышу.
Художественно-развивающая игра “Подбери по цвету”
Бабушка: – Какие вы молодцы! Теперь всем скворцам хватит домиков. Только и тут моих гусей нет.
Звучит музыка адажио Э.Грига, открывают картину А.Рылова “В голубом просторе”.
Руководитель ИЗО: – Дети, В.Е. идите скорее сюда. Ой, какая картина. Давайте полюбуемся, рассмотрим её и бабушке покажем.
Руководитель ИЗО: - Вы узнали этих птиц?
Дети: - Да
Руководитель ИЗО: - Как же их называют?
Гуси-лебеди
Руководитель ИЗО: - А что они делают?
Дети: – Летят.
Руководитель ИЗО: - Как вы догадались?
Дети: - У них крылья раскрыты. Они машут крыльями.
Руководитель ИЗО: - Высоко они летят или низко?
Дети: - Высоко, очень высоко. У самых облаков.
Руководитель ИЗО: - Над чем летят гуси-лебеди?
Дети: - Над морем. Над островом. Над кораблём.
Бабушка: – Да ведь и мои гуси, наверное, тут! Ой, улетают!
Воспитатель: – Бабушка, не расстраивайся, мы всё же поможем тебе. Посмотри и послушай.
Драматизация русской народной песенки “Жили у бабуси два весёлых гуся...”
Бабушка: – Ах, вы, мои гусики любимые! Спасибо ребята, помогли, нашли мне гусей.
Воспитатель: - Бабушка, это ещё не всё, мы с ребятами твоих гусей нарисовали и хотим подарить тебе их портреты.
Бабушка: - Ой, спасибо, спасибо! Ну, теперь мне пора домой. До свидания!
Руководитель ИЗО и “бабушка” уходят.
Воспитатель: – Вот и ушла бабушка, мы смогли ей помочь?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А как мы ей помогали?
Дети: - Искали гусей. Нашли гусей.
Воспитатель: - Молодцы! Вы хорошие, добрые ребятки!
Воспитатель: - Дети, а ведь у нас для всех гостей есть подарки, на память о том как мы искали гусей. Что мы можем всем подарить?
Дети: - Рисунки с гусями-лебедями.
Дети дарят всем гостям рисунки птиц, выполненные в технике Весёлые ладошки”.