Диагностика в работе социального педагога как средство эффективности межведомственного взаимодействия

Разделы: Социальная педагогика


Современная общеобразовательная школа при всех ее проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, ее становления и развития. В МБОУ гимназии № 63 накоплен опыт комплексного решения проблемы профилактики девиантного поведения учащихся с участием социального педагога, психолога, учителей – предметников, классных руководителей, родителей в условиях организованного детского коллектива.

Результативность деятельности по устранению причин, препятствующих успешной адаптации ребенка в социуме обучению в школе, во многом зависит от слаженности межведомственного взаимодействия и очень важно иметь достоверную информацию о количестве таких детей. В условиях работы гимназии важнейшей задачей социального педагога является ранняя диагностика отклоняющегося поведения, с целью организации внутриведомственного и межведомственного взаимодействия

В процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения социально-педагогическая диагностика выполняет комплексные функции. Сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную социально-педагогическую диагностику, что совершенно необходимо для эффективности непрерывного воспитательного процесса. Социально-педагогическая диагностика позволяет учителю-предметнику, классному руководителю, социальному педагогу выбрать оптимальную методику, которая подходит индивиду, учитывает интересы, особенности данного ребенка, и тогда она выступает как фактор действенности педагогических влияний. В процессе преодоления асоциального поведения социально-педагогическая диагностика выполняет и специфические функции. Объективная информация об учащихся дает возможность правильно определить цели и задачи воспитательной работы с детьми «группы риска». В то же время формируются единые педагогические позиции в учительском коллективе по отношению к конкретным подросткам с отклоняющимся поведением, выясняются возможности прогнозирования их положительного развития. Социально-педагогическая диагностика способствует созданию единых педагогических требований к ученику. На основе объективного представления о личности школьников с отклоняющимся поведением осуществляется программа коррекции их поведения с четким определением их возможностей и действий всех, кто с ним работает: учителей, классных руководителей, администрации, родителей, окружения. Так какова технология социально-педагогической диагностики.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия.

Социально-педагогическая диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционной работы.

Будучи технологической процедурой, социальная диагностика включает в себя определенные этапы:

  1. Предварительное ознакомление с несовершеннолетним, постановка задачи, выделение состава диагностики, выбор методик.
  2. Измерение и анализ показателей.
  3. Построение выводов.

Способами, специальными приемами ведения социально педагогической диагностики являются методы.

Среди методов диагностирования выделяют следующие:

НАБЛЮДЕНИЕ – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения подростка, по которым можно составить представление о нем.

БЕСЕДА – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование – умение расположить к себе несовершеннолетних, вызывать их доверие и добиться искренности в их ответах.

АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора статистического материала путем опроса диагностируемых.

МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ – это опрос путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования с предоставлением мотивированного заключения. Представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формулируемой.

Весьма благополучная социально-экономическая среда, в которой находятся большинство учащихся гимназии, влияет на направления социально-педагогической диагностики:

Направления Технология отслеживания
1. Социальная среда учащихся – анкетирование в начале учебного года

– составление социальных паспортов учащихся «группы риска»

– составление социальных паспортов классов и социального паспорта гимназии

– создание банка данных учащихся гимназии

– создание банка данных детей «группы риска» (малообеспеченные, многодетные, состоящие на учете в ОДН УВД, состоящие на внутришкольном учете, дети-инвалиды, дети из семей участников боевых действий)

2. Посещаемость учебных занятий – ежедневное заполнение журнала посещаемости дежурными

– ежемесячный анализ посещаемости по классам и по гимназии

– ежемесячные информативные отчеты в РУО, а так же в рамках проводимых акций

3. Преступность – ежемесячные сверки состоящих на учете ОДН УВД

– участие социального педагога в допросах и дознаниях

– беседы с учащимися

4. Адаптация несовершеннолетних в социуме – индивидуальные беседы с детьми и их родителями (законными представителями)

– встречи-беседы с классами

5. Защита прав несовершеннолетних – индивидуальные беседы с детьми и их родителями (законными представителями)

– встречи-беседы с классами

Основной технологией социальной диагностики в гимназии является проводимой в начале учебного года или при поступлении в учреждение анкетирование родителей учащихся. В данную анкету, основываясь на многолетнем опыте, были включены все необходимые данные, как для социального педагога, так и для других служб гимназии: общие сведения о ребенке, его родителях (законных представителях), о составе и условиях жизни семьи, о здоровье и внеучебной деятельности учащегося. При обработке анкет классными руководителями и социальным педагогом формируется полное представление об отдельных учащихся, их семьях и коллективе в целом. С помощью данной диагностической технологии формируется полный и информативный банк данных учащихся гимназии, составляются социальные паспорта классов и гимназии.

В заключении можно сказать, что социальный педагог стремится своевременно определить проблему, выявить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода и, таким образом, оздоровить окружающую микросреду, оптимизировать социальное пространство школы. Поэтому всесторонняя диагностика социального пространства с целью контроля социальных характеристик и организации межведомственного взаимодействия – важнейшая функция социального педагога и условие его эффективной жизнедеятельности. Задачей социального педагога как специалиста по оптимизации социального пространства является активизация потенциала социальных субъектов для повышения эффективности социальных взаимодействий, развития отношений в социуме через определение скрытых неиспользованных социальных ресурсов жизнедеятельности школы, их диагностику и определение необходимости подключения к решению обнаруженных проблем соответствующих специалистов и ведомств.

Приложение 1