Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя технологии программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания считаем, что задача воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Младший дошкольник – неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом – лепить, вырезать, рисовать. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Он уже способен перейти от манипулирования объектами к манипулированию представлениями о них во внутреннем плане. При этом его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений о мире природы: отдельных представителях животного и растительного мира, природными материалами. При этом задача «закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему» тесно связана с развитием созидательного отношения ребенка к миру природы. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Формирование экологической культуры младшего дошкольника тесно связана с развитием познавательной сферы, которая активно пополняется новой информацией при непосредственном восприятии предметов. Климатические и природные условия Норильска не позволяют организовывать полноценные наблюдения на участке детского сада и экскурсии за его территорией: в городе практически нет скверов и парков, на участке детского сада флора представлена единичными растениями, представителей фауны трудно увидеть даже в летний период. Поэтому данная проблема поставила необходимость поиска оптимальных методов и приемов экологического воспитания. При этом необходимо учитывать ведущие моменты:

  • принцип повторы: ребенок должен возвращаться к познанному объекту в процессе работы;
  • все объекты должны быть наглядными;
  • познавательная активность сопровождается реальной активностью ребенка «вижу и действую»

Как же рассказывать ребенку о природе? Сделать это очень не просто, ведь маленький ребенок живет ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыка. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают его воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать.

Экологическое воспитание неразрывно связано с познавательным развитием и проходит в системе, которая реализуется в совместной и самостоятельной деятельности.

Совместная деятельность протекает в разных формах: наблюдение, экскурсии, дидактические игры, групповые праздники, сюжетно-ролевые игры, совместный труд взрослого и детей.

Формирование экологических знаний через продуктивную деятельность является эффективным методом, так как интерес к ручному труду возникает как результат развития творческих способностей и трансформация предметно-манипулятивной игры в целенаправленное созидание. Интерес к творческому труду вытекает из потребности ребенка чувствовать себя способным сделать что-то, полезное, или приятное для других, а так же пригодное для пользования, как это делают окружающие взрослое – и тем самым заслужить одобрение.

Через создание конкретных предметов решаются следующие задачи:

  1. Способствовать осознанно – правильного отношения к объектам природы.
  2. Расширять представления детей о растениях и животных, особенностях их поведения, питания и роста.
  3. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
  4. Знакомить детей с правилами поведения в природе.
  5. Через продуктивную деятельность развивать мелкую моторику, усидчивость фантазию, пространственное мышление, глазомер.

В создании предметов для пользования предпочтение отдаем бумаге, так как бумага – это удивительный материал. Её можно порвать, проткнут, разрезать и снова склеить. Бумагу можно аккуратно сложить и небрежно смять. Работа с бумагой не требует серьёзных материальных затрат. Такие занятия развивают у детей фантазию, пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику и усидчивость.

При планировании работы значительное место занимают изготовление игрушек. Занимаясь воспитанием детей дошкольного возраста, педагоги должны стать для них настоящим другом. А дружба рождается, когда есть общее дело. Каждый из нас знает, что самым увлекательным делом для малыша является игра. А как же игра без игрушек? Игрушки – самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии. Для изготовления игрушек используем различную бумагу. В начале деятельности в игровой форме я познакомила детей со свойствами бумаги, её фактурой. Знакомство со свойствами бумаги происходило легко и непринужденно. В процессе работы, чтобы совместная деятельность для ребят стала интересной, используем доступные детям слова и образные выражения. При организации работы с бумагой необходимо соединить игру, труд обучение экологической направленности. Это помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Особое значение в работе имеет информация об объектах природы. Данная информация дается детям, как перед работой, так и во время ее. Информативный материал небольшой по объему и достаточно увлекательный, рассчитанный на постепенное усвоение детьми. Готовые поделки вместе с педагогом обыгрывали. При создании игрушек используются игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки.

Совместная деятельность по созданию поделок требует четкой организации:

  1. Привлечь внимание детей к предстоящей совместной деятельности. Педагог проводит подготовку к работе таким образом, чтобы дети наблюдали за этим процессом. Воспитатель отбирает необходимый материал, предметы, инструменты, расстилает кленку. Дети наблюдая за действиями педагога, начинают задавать вопросы» «А что это?», «А зачем?»
  2. Обратиться к детям за содействием, помочь соучастием. Свою просьбу педагог объясняет, что ему в одиночку эту работу не осилить. В процессе работы педагог передает информацию. Например: при создании рыбок дети сначала наблюдают за ней, за её движением в аквариуме. Затем мы сравниваем игрушечную рыбку с живой. После наблюдения я предлагаю сделать рыбок и поиграть с ними. Во время работы мы вспоминаем строение рыбки – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко, на голове есть рот и глаза. Вспоминаем отличие живой рыбки от игрушечной. Когда рыбки готовы, ребята раскрашивают их по своему желанию. Затем каждый берет свою рыбку и мы играем. После игры я напоминаю детям, что рыбки не могут долго без воды и предлагаю «отпустить их в аквариум». В заключении мы учим физминутку, которую в последующие дни можем повторить.

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Сложенными вместе ладонями
Рыбке весело играть. дети изображают, как она плывет.
Рыбка, рыбка, озорница, грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать. медленно сближают ладони
Рыбка спину изогнула, изображают, как плывет рыбка
Крошку хлебную взяла делают хватательные движения
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. Снова «плывут»

Дальнейшая использование поделок будет исходить из назначения. Но огромная роль отводится игре. В воспитании у дошкольников бережно – гуманного отношения к живому необходимо широко использовать игру, которая затрагивает эмоции ребенка, вызывает радостные переживания. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой – аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является понимание детьми специфики живого объекта, его принципиальное отличие от предмета (неживого). Воспитание не станет экологическим, если дети не поймут: что растению на окне нужна вода, птице в клетке вода и зерна. Правильное отношение к живым существам – цель таких игр с поделками. Задача поделок из бумаги – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность. Играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое он в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику игры. И если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет, это значит, что полученные знания оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало. Знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети лучше усваиваю новый материал в процессе игры, и рекомендовал педагогам стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Результаты исследования Л.А. Абрамян показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. Важна и другая сторона явления: экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности.

В процессе работы со стороны детей наблюдается повышение познавательного интереса к объектам природы. Ребята стали охотно участвовать в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, рассказывают об увиденном. Дети учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их. Проявляют готовность участвовать в практических делах по содержанию хороших условий для растений. Постепенно формируется понимание того, что животные – живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться. Проявляют интерес к их жизни, желание наблюдать за ними, слушают рассказы о них, задают вопросы.

Подводя итоги, хочется отметить, что данная работа проводилась и проводится не зря. Наблюдая за растениями и животными в экологическом уголке, создавая своими руками игрушки, поделки, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание. Они внимательнее относятся к обитателям экологического уголка, с удовольствием помогают ухаживать за растениями, радуются появлению каждого нового цветочка, любуются ими. Так постепенно, в процессе работы, я стараюсь воспитывать любовь к объектам природы, желание заботиться о них. Иными словами стараюсь способствовать формированию осознанно – правильного отношения к объектам природы.

Приложение 1