Урок литературного чтения "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
  • Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.
  • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел опять звонок
Начинается урок.
Понедельник, день тяжёлый,
И число – 13.
А может по домам пойдём,
Не будем заниматься.?

– Мне очень приятно, что вы не поддались на провокацию, и у всех есть желание учиться.

– Посмотрите назад, к нам в гости пришли ваши будущие учителя. Давайте порадуем их, меня, самих себя хорошей работой на уроке.

II. Актуализация знаний

Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Сон».

«И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы.
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

– Кто из вас знает, откуда строки, которые я прочла? (Из стихотворения Пушкина Сон».)

– О ком рассказывает поэт? (О няне.)

– Как относится поэт к своей няне? (Он любил слушать сказки А.Р.Она была одним из самых близких его сердцу людей.)

– Отношение поэта к А. Р. очень хорошо просматривается в стихотворении, посвящённому няне. (Чтение отрывка наизусть.)

– Ребята, неслучайно мы вспомнили о няне, так как сегодня на уроке мы продолжим путешествие в сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

Попробуем выделить героев сказки, разделить их на группы и проанализировать поступки некоторых героев.

– А как связана эта сказка с няней Пушкина? (В основе этой сказки лежит народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха королевича Елисея.)

– Когда и где была написана сказка? (1883 год, Болдино.)

– Как вы думаете, если Пушкин написал эту сказку со слов няни, то можно её назвать народной? (Нет, так как он написал её в стихах, внёс изменения, дописал.)

– Как называются такие сказки? (Авторские.)

– А к какому виду сказок относится? (Волшебная.)

– Почему? (Разговаривают неодушевленные предметы, происходят чудеса.)

– Итак, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» одна из самых замечательных лиричны, гуманных, добрых сказок.

III. Работа над темой урока

1. А сейчас мы начнём выделять героев сказки, и будем это делать в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

H L w ц g а Y l р J и L u i ц v Y а

У нас появилось имя первого героя сказки.

– Как же эта царица появилась в сказке? (У царя умерла жена и царь женился на другой.)

– Давайте подтвердим ваши высказывания словами из сказки. А помогут нам в этом наши ребята (сценка).

– Проанализируйте выступление ребят. Удалось ли им войти в образ героев? Как оцените чтение ребят? В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? (Царь, зеркальце.)

– А вы осуждаете царя за то, что он женился на другой? (Он не знал характер её, был влюблён в неё.)

– А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

– А как вы думаете, почему царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)

– Давайте найдём строки, подтверждающие ваши слова. (Чтение по ролям с.75-76.)

– Оцените чтение детей. Удалось ли им передать характер героев?

2. Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

– Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

– В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна». Существуют такие выражения «чёрная зависть», «белая зависть». Как вы понимаете их значение?

– К чему привела чёрная зависть в сказке?

3. Чтобы определить имя след. героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра

– Автор противопоставляет своенравие царицы и кроткость царевны.

– С чем сравнивает Пушкин царевну? (С ромашкой, так как нежная, а с розой можно сравнить царевну, такую же красивую, но с шипами.)

– А для того, чтобы выделить ещё очень важную черту характера царевны, надо выполнить следующее задание. На доске написан отрывок из сказки. Вам надо вставить пропущенные слова либо по смыслу, либо по памяти, кто внимательно читал сказку.

Братья__________девицу
_____________.К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их________ вошло.

(Милую, красную, нежную, добрую, полюбили, семеро)

Самое подходящее слово…

авторское «милую», так как выражено отношение братьев к девушке.

– О ком идёт речь? (О семи богатырях.)

– Угадайте, где зашифровано это слово и по какому принципу его надо прочесть?

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

Для чего Пушкин ввёл в сказку образ семи богатырей? (Передать верность царевны к своему возлюбленному.)

– По какому принципу надо прочитать имя следующего героя сказки?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные слоги, а затем чётные.)

IV. Физкультминутка

Фырчит. рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

Над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)

Дети изображают движениями слова-отгадки.

– А как эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу невесту и являются словами-помощниками.)

– А какой герой сказки остался не открытым? (Чернавка.)

V. Обобщение

– Разделим героев сказки на группы.

Царица старушонка
Царь преданность
Зеркальце зависть
Царевна правдивость
Семь богатырей батюшка
Королевич Елисей буйный
Солнце светлоокий
Ветер красно
Месяц братья
Чернавка  

– Разделим героев на группы.

1. Главные и второстепенные герои.

Главные: Царица. Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательные, а остальные положительные.

Второстепенные герои – положительные и отрицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Волшебные герои – помощники (солнце, ветер. месяц). Нейтральные герои (царь и чернавка).

Попробуем найти соответствие и соединить стрелками слова первого столбика со вторым.

(Работа в парах по карточкам и двое у доски).

VI. Игра «Кто лучше знает сказку?»

Раздаются иллюстрации к сказке и предлагается найти отрывок к ней (чей ряд быстрее).

VII. Итог урока

«Сказка ложь, да в ней намёк.
Добру молодцу урок».

– Какой урок извлекли вы из этой сказки?

Дети отвечают.