Всегда прекрасен самолет под
облаками, (Слова детской песенки) |
Однажды известного физика А.Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого делать нельзя. И вдруг появляется человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Дело не в том, чтобы не знать. Знать надо! А ещё надо сомневаться, не брать на веру всё, чему учили деды, копать глубже, смотреть лучше. И сегодня я предлагаю вам отойти от традиционных решений, попробовать взглянуть на задания с необычной стороны.
1. Решим уравнение
cos · cos = 1.
Наверное, можно применить формулы двойного и тройного угла, но мы попробуем оценить выражения, входящие в уравнение. Поскольку cos t не больше 1, то при умножении можно получить 1 только в одном из случаев:
Вторая система не имеет решений, а решениями первой системы, а значит и первоначального уравнения, являются = 2 m, где m є z.
2. Решим уравнение
cos · cos = 1.
Не забудем, что решениями могут являться значения х не меньше 4, поскольку выражение (х – 4) находится под знаком арифметического квадратного корня. Из тех же соображений, что и при решении примера 1, получим, что при умножении можно получить 1 только в одном из случаев:
Решая отдельно эти системы, получим, что решением первой системы является число 4, а у второй системы решений нет.
Таким образом, х = 4 – решение первоначального уравнения.
3. Решим уравнение:
3cos х – 4sin х =.
Легко показать, что выражение, стоящее в левой части уравнения
-5 3 cos х – 4 sin х 5,
а выражение, стоящее в правой части уравнения
= = 6.
Таким образом, данное уравнение решений не имеет.
4. Решим уравнение:
sin – sin · cos = 1, 5.
Используя метод вспомогательного угла, оценим выражение, стоящее в левой части уравнения. Получим, что
sin х – sin · cos х = ·(sin · sin х – cos · cos х) =
= – · cos,
где = ± arccos .
При этом,
0 sin2 15x 1,
1 2,
1 и
- · cos .
Таким образом, левая часть , а правая равна 1,5. А это невозможно. Значит, уравнение решений не имеет.
5. Решим уравнение
sin – sin = cos· cos х + 2 cos – 6.
Запишем уравнение в виде sin – 2 cos = cos · cos + sin – 6. А теперь оценим, используя метод вспомогательного угла, выражения, стоящие в левой и правой частях уравнения.
1) sin – 2 cos = ·
= - cos = – 4 cos и -4 – 4 cos 4.
2) cos · cos х + sin х – 6 = · ( cos · cos x + sin · sin x) – 6 =
= cos – 6,
где = ± arccos .
При этом,
0 cos2 24x 1,
3 3 + cos2 24x 4,
2,
– 2 cos 2,
– 8 cos – 6 – 4.
Таким образом, левая часть – 4, а правая часть – 4. Их равенство возможно только при выполнении условия:
Решая эту систему, получим, что х = + 2m, где m Z.
6. Для каждого а решить уравнение 4 cos х · sin a +2 sin х · cos a – 3 cos a =.
4 cos х · sin a + (2 sin х – 3) ·cos a =.
Оценим выражение, стоящее в левой части уравнения:
4 cos х · sin a + (2 sin х – 3) ·cos a = · (sin · sin а +
+ cos · cos а) = cos =
=cos = cos ,
где = ± arccos .
При этом, – 12 sin2 – 12 sin + 25 = -12 · ( sin2 + sin – ) =
= – 12 · = – 12 · =
= – 12 · + 28 28, а 0 .
Таким образом, cos = при
Поскольку, = ±arccos + 2?k =
= ±arccos + 2k = ± arccos + 2k=
= ± arccos + 2k == ± arccos + 2k,
Я надеюсь, вам понравился такой способ решения уравнений и неравенств, ведь он действительно похож на маленького пони, которого так легко обнять (то есть применить метод оценки частей уравнений и неравенств), но для этого его надо понять и полюбить.