Всегда прекрасен самолет под
облаками, (Слова детской песенки) |
Однажды известного физика А.Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого делать нельзя. И вдруг появляется человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Дело не в том, чтобы не знать. Знать надо! А ещё надо сомневаться, не брать на веру всё, чему учили деды, копать глубже, смотреть лучше. И сегодня я предлагаю вам отойти от традиционных решений, попробовать взглянуть на задания с необычной стороны.
1. Решим уравнение
cos
· cos
= 1.
Наверное, можно применить формулы двойного и тройного угла, но мы попробуем оценить выражения, входящие в уравнение. Поскольку cos t не больше 1, то при умножении можно получить 1 только в одном из случаев:
Вторая система не имеет решений, а решениями
первой системы, а значит и первоначального
уравнения, являются = 2
m, где m є z.
2. Решим уравнение
cos
· cos
= 1.
Не забудем, что решениями могут являться значения х не меньше 4, поскольку выражение (х – 4) находится под знаком арифметического квадратного корня. Из тех же соображений, что и при решении примера 1, получим, что при умножении можно получить 1 только в одном из случаев:
Решая отдельно эти системы, получим, что решением первой системы является число 4, а у второй системы решений нет.
Таким образом, х = 4 – решение первоначального уравнения.
3. Решим уравнение:
3cos х – 4sin х =
.
Легко показать, что выражение, стоящее в левой части уравнения
-5
3 cos х – 4 sin х
5,
а выражение, стоящее в правой части уравнения
=
=
![]()
6.
Таким образом, данное уравнение решений не имеет.
4. Решим уравнение:
sin
– sin
· cos
= 1, 5.
Используя метод вспомогательного угла, оценим выражение, стоящее в левой части уравнения. Получим, что
sin х – sin
· cos х =
·(sin
· sin х – cos
· cos х) =
= –
· cos
,
где
= ± arccos
.
При этом,
0
sin2 15x
1,
1
![]()
2,
1
![]()
![]()
и
-
· cos
![]()
![]()
.
Таким образом, левая часть , а правая равна 1,5. А это невозможно.
Значит, уравнение решений не имеет.
5. Решим уравнение
sin
–
sin
= cos
· cos х + 2 cos
– 6.
Запишем уравнение в виде sin
– 2 cos
= cos
·
cos
+
sin
– 6. А теперь оценим,
используя метод вспомогательного угла,
выражения, стоящие в левой и правой частях
уравнения.
1)
sin
– 2 cos
=
·
![]()
= -
cos
= – 4 cos
и -4
– 4 cos
![]()
4.
2) cos
· cos х +
sin х – 6 =
· ( cos
· cos x + sin
· sin x) – 6 =
=
cos
– 6,
где
= ± arccos
.
При этом,
0
cos2 24x
1,
3
3 + cos2 24x
4,
![]()
![]()
2,
– 2
cos
![]()
2,
– 8
![]()
cos
– 6
– 4.
Таким образом, левая часть – 4, а правая часть
– 4. Их равенство возможно только при выполнении
условия:
Решая эту систему, получим, что х = + 2
m, где m
Z.
6. Для каждого а решить уравнение 4 cos х · sin a +2
sin х · cos a – 3 cos a =.
4 cos х · sin a + (2 sin х – 3) ·cos a =.
Оценим выражение, стоящее в левой части уравнения:
4 cos х · sin a + (2 sin х – 3) ·cos a = · (sin
· sin а +
+ cos · cos а) =
cos
=
=cos
=
cos
,
где = ± arccos
.
При этом, – 12 sin2
– 12 sin
+ 25 = -12 ·
( sin2
+ sin
–
) =
= – 12 · = – 12
·
=
= – 12 · + 28
28, а 0
.
Таким образом, cos
=
при
Поскольку,
= ±arccos
+ 2?k =
= ±arccos + 2
k = ± arccos
+ 2
k=
= ± arccos + 2
k == ± arccos
+ 2
k,
Я надеюсь, вам понравился такой способ решения уравнений и неравенств, ведь он действительно похож на маленького пони, которого так легко обнять (то есть применить метод оценки частей уравнений и неравенств), но для этого его надо понять и полюбить.