"Личность Петра Великого в истории России". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цель урока: проверить знания и степень усвоения учащимися материала о периоде правления Петра Первого. Сделать общие выводы, касающиеся значения петровских преобразований для нашей страны. Оценить масштаб личности самого царя. Обобщить представление об эпохе Петра Первого. Развить у учеников интерес к изучению социальных предметов.

Образовательные задачи: закрепление приобретенных знаний исторического, эстетического, гуманитарного характера. Закрепление знаний основных дат, этапов и ключевых событий истории России первой четверти XVIII, выдающихся деятелей отечественной истории указанного периода. Определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной истории эпохи Петра Первого, объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов. Определение причин и следствий важнейших исторических событий внутренней и внешней политики Петра Великого. Обсуждение противоречивого характера реформ Петра Первого.

Развивающие задачи: развитие познавательного интереса к истории, историческим личностям и их деяниям (в данном конкретном случае – к Петру Великому); развитие логического мышления (анализа, сравнения, обобщения, объяснения исторических терминов). Использование данных различных исторических и современных источников (текста, схем, иллюстративного материала) при ответе на вопросы, решение проблемных задач; сравнение свидетельств разных источников. Развитие умения работы с исторической картой. Использование приобретенных знаний при составлении плана и характеристике исторического деятеля. Развитие ИКТ – компетентности.

Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, уважения и гордости к истории своего Отечества, трудолюбия.

План урока:

Этап урока Время
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя (слайды презентации) 3 минуты
2. Фронтальная работа с классом по закреплению основных знаний, умений и навыков, индивидуальная работа с учащимися: До 12 минут:
  1. задачи, стоявшие перед Петром Первым, характеристика основных качеств личности; 1–2 минуты
  2. работа с хронологией по теме с последующей проверкой классом; 3 минуты (ученик у доски во время фронтальной работы)
  3. текст с историческими ошибками с последующей проверкой классом; 3 минуты (ученик у доски во время фронтальной работы)
  4. устный опрос по реформам Петра Первого; До 5 минут
  5. задание на анализ исторических схем, картин исторического жанра, знание исторических деятелей (по слайдам презентации). До 4 минут
3 Самостоятельная работа с историческим документом с последующим обсуждением. До 10 минут
4 Выполнение тестовых дифференцированных заданий по теме До 8 минут
5 Выполнение проблемных творческих заданий До 3 минут
6 Доклад учащегося по теме: “Пушкин о Петре Первом” До 5 минут
7 Подведение итогов. Уроки петровских реформ. Выставление отметок 3 минуты
8 Домашнее задание 1 минута
    45 минут

Оборудование: доска, изображение корабля, на котором написаны основные даты эпохи Петра Первого, проектор, экран, компьютер, презентация по теме, раздаточный материал для учащихся (исторические источники для анализа, дифференцированные тестовые задания)

Эпиграфы написаны на доске или на слайде презентации (Приложение 1):

1. То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)

2. Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)

3. Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным.
Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собой стал велик.
(В.О. Ключевский)

I. Вступительное слово учителя:

Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников.) Да, вы правы, наша задача повторить материал о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты) и ответить на вопрос о том, какое историческое значение имели преобразования Петра Великого.

Обращение к эпиграфу. Петр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своем и чужом. Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить.

II. Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа с отдельными учащимися.

  • Давайте вспомним задачи, стоявшие перед Петром Первым (1 мин) (Борьба со Швецией за восточный Балтийский берег, завершение переустройства войска в регулярную армию, развитие промышленности, торговли и т.д.)
  • Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
    (Энергичный, дальновидный, решительный, волевой и др.)

Эпоха Петра I, этого “работника на троне”, неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина). Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно “окном в Европу” стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург (учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф). Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени (зачитывается 2-й эпиграф). Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: “Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?” (зачитывается 3-й эпиграф).

Во время фронтального опроса несколько учащихся получают индивидуальные задания (до 3 минут), которые затем проверяются классом.

  1. Ученик у доски по хронологии. Нарисован парусник, в столбик записаны даты: 1689, 1696, 1700, 1703, 1707, 1709, 1711, 1714, 1721, 1722.
  2. Ученик у доски по тексту с ошибками (Слайд 5):

Петр Великий стал первым русским царем из династии Романовых. Посетив Европу, он хотел изменить систему управления и для этого создал первый российский парламент – Сенат. Нам нужен был выход в Черное море, поэтому и началась Северная война. Первые сражения были удачными для нашей армии. Война длилась 12 лет, началась она в 1709 году и закончилась в 1721. Переломным моментом стала победа русских у острова Гренгам.

Ошибки: Петр 1 – первый император, Михаил Федорович – 1 русский царь из династии Романовых. Сенат – не парламент. Выход не в Черное, а в Балтийское море. Первые сражения были неудачными – Нарвская конфузия. Война длилась 21 год, началась в 1700 году. Переломный момент – Полтавская битва в 1709.

Вспомним как можно больше изменений, которые произошли в России за годы царствования Петра 1.

  • Благодаря срочно проведенным реформам, российская армия вскоре начала одерживать победы в Северной войне. Назовите эти реформы.
  • Для усиления местного аппарата власти в деле управления страной была проведена областная реформа. Охарактеризуйте ее.
  • Росли города и численность городского населения. Для экономического подъема городов была проведена городская реформа. В чем ее суть?
  • “Наши монахи зажирели. Врата к небесам – вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядями и вином…” – говорил Петр Первый. В результате была проведена церковная реформа. Охарактеризуйте ее.
  • Эти реформы увеличили бюджет государства в 3 раза. Назовите эти реформы.
  • Когда был издан указ о единонаследии? В чьих интересах он работал?
  • Эта система давала возможность служебного роста любому человеку вне зависимости от его происхождения. О какой системе идет речь?
  • Петр Первый упразднил громоздкую систему приказов. Что было создано вместо них? Приведи примеры.
  • Ребята, посмотрите внимательно на картину В.Серова “Петр Первый” (Слайд 6) (исторический жанр) и объясните, какие перемены, касающиеся быта, произошли в результате указов Петра Великого. Назовите эти указы. (Дети должны обратить внимание на строящиеся корабли, на стремительную походку Петра Первого, на трость в его руках, которая скорее напоминала дубинку, он нередко пускал ее в ход, если видел небрежность и брак в работе. К тому же все одеты в европейское платье, отсутствуют бороды. Специальными указами 1698–99 гг. (брадобритие) и 1700 г. (о обязательном ношении европейского платья), Петр резко изменил внешний вид русского человека).
  • Найдите на Слайдах 7–8 схему генерального сражения Северной войны. Какому сражению соответствует вторая схема? (27.06.1709 года произошло генеральное сражение – Полтавская битва. 27.07.1714 года русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Швеция лишилась всех судов, участвующих в этом сражении. На полуострове Ханко есть узкое место – 2–2,5км,. Петр Первый придумал хитрость, будто бы собираясь перетащить на бревнах часть своих кораблей на западное побережье полуострова). Шведы вынуждены были разделить свой флот, т.е. они попались на уловку Петра Первого. На беду шведов на море начался штиль, тяжелые парусные корабли остались без движения, русские налегли на весла и стали обходить шведов, вести прицельный огонь, а затем брать их на абордаж.
  • Каков итог Северной войны? В чем проявилось историческое значение победы России в Северной войне? 30.08.1721г. в Ништадте было подписано перемирие России со Швецией. Россия получала: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманладию, т.е. балтийское побережье от Выборга до Риги и выход в Балтийское море. Авторитет России на международной арене резко возрос.
  • Найдите на Слайде 9 портреты сподвижников Петра Первого. Какой портрет является лишним?

III. Работа с историческим документом (пакеты документов выдаются каждому учащемуся или группе) (Слайд 10)

1-й вариант заданий.

“… Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтобы свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это и стоило больших потерь, сопровождалось большими неудобствами…”. (С.М.Соловьев)

1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I. Приведите не менее трех аргументов.

2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.

2-й вариант заданий.

“Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык – все было искажено, изуродовано, изувечено". При Петре началось то зло, которое есть и зло нашего времени. Как всякое неизлеченное зло, оно усилилось с течением времени и составляет опасную коренную язву нашей России… Он только переменил цепи на цепи, цепи своей исключительной национальности он переменил на цепи чужеземной национальной исключительности, национальности европейской, цепи, следовательно, тягчайшие… Петр захотел … оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада. Так совершился разрыв царя с народом, так разрушился этот древний союз земли и государства; так вместо прежнего союза образовалось иго государства над землею. Так Русский монарх получил значение деспота, а свободноподданный народ – значение раба – невольника в своей земле”. (И.С.Аксаков)

1) На основе текста документа изложите отношение И.С.Аксакова к реформам и личности Петра I. Приведите не менее трех аргументов.

2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.

3-й вариант заданий.

“Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя “общего блага”, любя и служа Отечеству, “Россию поднял на дыбы”. “Реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых средств государства, постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя…”. (В.О.Ключевский)

1) На основе текста документа изложите отношение В.О.Ключевского к реформам и личности Петра I. Приведите не менее трех аргументов.

2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.

4-й вариант заданий.

“Нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, школьная есть произведение Петра Великого. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся мы с этою колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам прошедшую историю, которая все еще как будто держит свою руку над нами и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли в будущее”. (М.Н.Погодин)

1) На основе текста документа изложите отношение М.Н.Погодина к реформам и личности Петра Первого. Приведите не менее трех аргументов.

2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.

IV. Выполнение тестовых дифференцированных заданий по теме. (Приложение 2).

Составлено 4 варианта тестов базового уровня сложности и один вариант повышенного уровня сложности. Ответы на Слайде 12.

V. Выполнение проблемных заданий.

1. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну. Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

2. Почему Петру I посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре I народ не слагал?

3. Как известно, мысль воздвигнуть памятник Петру Великому принадлежит императрице Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине II. Памятник сооружал Этьен-Морис Фальконет (Фальконе). Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень Гром (Слайд 13). Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года. В то время было написано стихотворение писателем В.Г. Рубаном:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Пришла во град Петров чрез Невские пучины
И пала под стопы Великого Петра.

“Петру Первому – Екатерина Вторая”

– такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника.

Придумайте свою подпись к памятнику.

VI. Доклад учащегося “Пушкин о Петре Первом”.

Петр стал героем его “Полтавы”, “Медного всадника”, “Арапа Петра Великого”. Отношение свое к преобразованиям Пушкин выразил метко и образно: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль – при стуке топора и громе пушек”. Но Пушкин всегда помнил, чьим потом и кровью оплачивались победы и успехи петровского государства. Суровый царь, по его словам, “уздой железной Россию поднял на дыбы”. В течение многих лет высказывались разные оценки личности и деятельности. При всей их несхожести, нельзя не согласиться с тем, что Петр I – первоклассный полководец, флотоводец, дипломат, государственный деятель, реформатор. Он верил в возможности России, его не останавливали неудачи. Самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Пушкин называл его “вечным работником”. Столь же примечательна постоянная тяга к знаниям и обучению других. В обращении с другими был прост, но суров, порой до жестокости.

VII. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.

“Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”. Уроки петровской эпохи:

  • правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
  • для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
  • начиная реформы, смело идти вперед, нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.

Вывод учителя. Реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации, отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами; растущей централизацией и бюрократизацией системы управления.

VIII. Домашнее задание. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Реформы Петра Первого”. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами Петра Первого во внутренней и внешней политике.

Домашнее задание направлено на подготовку к ГИА по истории.