Цели занятия:
– закреплять знания о звуках [Б] – [Б’], [П.] – [П.’];
– учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и словах;
– закреплять навыки слогового анализа и синтеза;
– профилактика буквенных замен;
– развивать фонематическое восприятие;
– расширять словарный запас;
– развивать логическое мышление;
– развивать мелкую моторику;
– воспитывать аккуратность, усидчивость на занятиях.
Оборудование: буквы Б-П (запись на доске); символы для обозначения звуков [Б] – [Б’], [П.] – [П.’]; тексты загадок.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся, друг другу и начнем наше занятие.
– Какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое
время суток?
1. Развитие логического мышлении.
– Послушайте и отгадайте загадки.
- Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(Бочка.) - На ветках –
Плотный комочек.
В нем дремлет
Зеленый листочек.
(Почка.) - Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой
(Береза.) - Под березами, где тень,
Притаился старый…
(Пень.)
– Назовите первый звук в словах.
2. Формулировка темы занятия.
– Какими звука отличаются эти слова?
– Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные звуки [Б] – [Б’], [П.]
– [П.’].
II. Основная часть.
1. Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков. [1]
Звук Б – согласный, звонкий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.
Звук Б’– согласный, звонкий, мягкий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком.
Звук П – согласный, глухой, твердый, для обозначения используем синий наушник, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.
Звук П.’– согласный, глухой, мягкий, для обозначения используем зеленый наушник, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком.
2. Развитие фонематического восприятия.
– Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия.
Что на сковороду налью
И вчетверо сверну?
(Блины.)Тело деревянное,
Одежонка рваная,
Не ест, не пьет,
Огород стережет.
(Пугало.)Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он взял и улетел.
(Бабочка.)В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него не горячи.
(Подсолнух.)
3. Развитие фонематического восприятия.
– Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки.
Слоги: БО, БА, ПО, ПЫ, ПИ, БЕ, БЫ, БИ, ПЯ…
Слова: БОК, БАК, ПЕНА, СПАЛ, ПАСТЬ, ЯБЛОКО, БИНТ, БЕРЕГ…..
4. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
5. Дифференциация звуков [Б] – [Б’], [П.] – [П.’] в словах.
– “Подружите” слова с буквами Б-П.
_УДКА
ТА_ОЧКИ
ЗА_ОР
АВТО_УС
СО_ОР
ХЛО_ОК
_АКЕТ
_АРОХОД
_АРАН
_ОЛЯНА
6. Самостоятельная работа.
– Вставьте слоги БА-ПА, БУ-ПУ, БИ-ПИ в слова. [3]
БА-ПА
лам… тум…
шай… …роль
шля… шу…
жа… …бочка
ре… …ра
БУ-ПУ
…сы …зырь
…тон по...гай
…ря …пок
ар…зы ре…сы
БИ-ПИ
…лот …ла
ка…нет на…сать
…лет …лить
к…на …дон
…нокль …тон
III. Итог занятия.
– Какие звуки сегодня повторяли?
– Чем они похожи? Чем различаются?
– Припомните и назовите из последнего задания слова с глухим твердым согласным,
затем с твердым звонким согласным.
Используемые источники:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов/ Л.Н.Ефименкова. – М. : просвещение, 1991.
- Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция. Вып.10.-М.: АНЬЦ “Развитие и коррекция” ВОИ. 2001.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушение письма: Комплект тетрадей по коррекции логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь № 2/ Е.В. Мазанова.– М.: АКВАРИУМ БУК; Киев: ФГУИППВ, 2004.
- Удзенкова А.В, Сагирова О.В. Русский – с увлечением6 сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятия с младшими школьниками /А.В. Узденкова, О.В. Сагирова .– Екатеринбург: АРД-ЛТД, 1997.