Цель учебного занятия: Расширить знания учащихся о победах россиян в разных сферах жизни, в разные исторические эпохи, воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких великих соотечественников.
Оборудование: Мультимедийная презентация, вырезки из журналов и газет по теме.
Оформление доски: Тема занятия “Великие победы русского народа”.
Ход занятия
Слайд №1
- Знать прошлое – это, значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
Тема нашего занятия - “Великие Победы русского народа”.
Слайд №2
- На занятии мы вспомним о Победах россиян в разные исторические эпохи и будем передавать нашу память с чувством гордости будущим поколениям.
Беседа с учащимися по вопросам.
- Как вы думаете, что такое победа?
Слайд №3
- В каком случае можно говорить о победе с большой буквы?
Слайд №4
- Что такое победы национальные и личные?
- Как они взаимосвязаны?
- Почему для развития страны так важны победы?
- Человеку, рассчитывающему стать в жизни победителем, прежде всего важно определить: что он считает жизненной победой. Для одного это будет исполнение желания произвести впечатление на весь мир любой ценой или создание для себя самых комфортных условий жизни. А для другого – это служение Родине, людям, когда свои личные победы становятся частицами общей победы Отечества.
- Сегодня на занятии мы вспомним выдающиеся победы нашей страны.
- И первой мы вспомним ту победу России, которой в этом году исполнилось 25 августа 200 лет. Посчитайте, в каком году была одержана эта победа? (в 1812 г.)
Слайд №5
- У села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы) между русской и французской армиями произошло крупнейшее сражение. Которое было названо Бородинским сражением - Отечественной войной 1812 года. Почему эта война названа Отечественной?
К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий. Насколько было превосходство французской армии.
- Силы были не равны, русским войскам пришлось отступить. Армия Наполеона быстро двигалась к Москве.
Выступление родителей о Наполеоне.
Слайд №6
- Нужен был полководец, обладающий большим военным опытом, пользующийся доверием солдат. Император Александр I назначил главнокомандующим русскими войсками Михаила Илларионовича Кутузова. (Слайд №7)
Выступление родителей о Кутузове.
Стихотворение про Кутузова
“Ах, эта северная старая лисица...” -
Так про Кутузова сказал Наполеон.
И впрямь, Кутузов может лишь гордиться,
Что разгадал французов планы. Ну, хитер!Хлопот немало всем доставил россиянин
И был расстроен очень Бонапарт,
Когда вместо победных криков и сияний
Увидел ПОРАЖЕНИЕ своих солдат...Итак, каков же полководец Михаил Кутузов?
Как все - картинный генерал, с усами, на коне?
Увы, с ОДНИМ лишь глазом бьет французов,
“любимцем” всех солдат он стал ЗАСЛУЖЕННО вполне.Всё потому, что мудрый он и храбрый,
Хоть и задумчивый, неторопливый,
Седоволосая глава рассудит всё, как надо,
Ну а потом всем выдаст план на диво.Ведь это ценное умение для полководца -
Уметь с врагом своим УМОМ бороться.
...Сражался с турками Кутузов на Дунае,
А после был заключен мирный договор.Об этом и Наполеон, конечно, знает.
Ведь с Турцией хотел Россию взять, как вор...
... Не вышло. Так в Москву подался.
Хотел Россию силой взять.
И грянул БОРОДИНСКИЙ бой,
где потерял он офицеров и солдат.
А в подмосковной деревушке Фили
созвал Кутузов воинский совет.Нашел Кутузов смелое решение -
не бить, впустить в Москву французов
Пусть будет выгодно французам,
русским – нет.И, оказалось, русские сильнее.
Сильнее духом, верою своей!
Еще его зовут Смоленским князем
после сражения под Красным:Он заморил французов голодом,
и холод был, и негде было жить несчастным:
А ведь французы перед этим
громили беспощадно всё на свете...
Да плюс Москва, спаленная пожаром!
Измучались в Москве французы...
НЕ отдадим Россию даром!
Где продовольствие брать для солдат?И тут французы отступать хотят.
А отступать пошли Калужскою дорогой.
Но, после нескольких боев у Малоярославца,
Пришлось свернуть французам вновьна Старую Смоленскую дорогу.
Хоть и отрядов партизан было немного,
Но ужас овладел ими: ослаблены французы.
А силы негде взять, и воинов погнали:Прочь из Москвы!
Не отдадим мы Русь, чтоб знали!
Таков он - ученик Суворова – Кутузов
Он мудро победил французов!
Его не царь, а Родина призвала.
Ну что, узнали про Кутузова немало?
27 августа 2012 г.
Жерядина Ирина
- Денис Васильевич Давыдов будучи гусаром надел мужицкий кафтан и отпустил бороду, начал собирать партизанский отряд, который быстро разрастался за счёт крестьян и освобождённых пленных.
Выступление родителей о Давыдове. (Слайд №8)
- Отряды Давыдова наносили огромный урон противнику. Французы даже объявили награду за его поимку, но сделать ничего не могли. Как вихрь налетали отряды Давыдова на противника, перехватывали обозы, брали пленных. Но никогда не допускали бессмысленной жестокости по отношению к врагу. Но благодаря, мужеству, героизму, сплоченности, взаимовыручке русского народа Российские войска одержали победу.
Слайд №9
- В честь этого события в Москве была открыта панорама. Торжественное открытие панорамы “Бородино”, написанной известным художником-баталистом Францем Алексеевичем Рубо, состоялось 29 августа 1912 года в присутствии Императора и членов царствующей фамилии.
- В старших классах вы будете более подробно изучать историю России, узнаете о ходе этой войны, ее героях. Надеюсь, что Вы запомните Бородинскую битву как образец самоотверженности русских людей, как образец любви к своей Родине.
- Каждый из нас воспринимает победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие. В памяти всех поколений остаются герои – победители.
- Россия внесла в сокровищницу общечеловеческих ценностей так много интересного, своеобразного, уникального, нужного людям планеты Земля. Во всех областях познания. В искусстве, в науке и технике, в спорте русские люди сказали свое веское слово. Удивительными были судьбы простых и великих, знатных и обыкновенных россиян, творивших историю своей страны.
- Давайте вспомним событие, которое произошло совсем недавно, в июле 2012 года. (Олимпийские игры в Лондоне)
Слайд №10
- Это тридцатые летние Олимпийские игры. Их предшественниками была Олимпиада в Пекине. Соревнования проходили с 27 июля (церемония открытия) по 12 августа (церемония закрытия). В Олимпиаде принимали участие 95 стран мира, по 26 видам спорта.
Слайд №11
- Россияне-олимпийцы завоевали 24 золотые, 26 серебряные и 32 бронзовые награды. Давайте вспомним наших олимпийцев... (Слайд №12,13,14,15,16,17)
Итог занятия.
- В нашей огромной стране жили и живут люди, которые прославили Отечество своими делами, талантом. Мы гордимся этими людьми, которые служат своему народу, прославляли и прославляют свою Родину.
Слайд № 18
- И у нас должно быть стремление к достижению чего-то нового, лучшего, неизведанного, сохранению уже имеющегося, желание быть достойными тех людей, которые прославили нашу Родину. Ведь патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Как вы думаете, обо всех победах мы вспомнили сегодня? Это говорит только о том, насколько богата наша Родина Великими Победителями. Об их подвиге мы не только будем помнить всегда, но и передавать эту гордость и память будущим поколениям.
Послушайте замечательное стихотворение Евгении Трушиной.
Славных лиц в России много:
В сердце каждого потомка
Тех, кто край родной любя,
Оставляли яркий след.
Укреплял Державу строго,
Честной службой, битвой громкой,
Не жалел в трудах себя
Славой доблестных побед.
Тот эскадру вёл отважно,
И открытием научным,
Тот солдат, тот славный князь.
И правлением с умом,
Дел узор вплетали важный
И стихом красивым, звучным,
В историческую вязь
Светлой жизнью со Христом.
Нить истории прекрасна
Златом добрых славных дел.
Жизнь того лишь не напрасна,
За Отчизну кто радел.
- Я желаю вам успехов в приобретении знаний, ведь для вас и для ваших родных это тоже победы, но только в учёбе. Поэтому хочу вам подарить медальки с пожеланием отличных успехов.
- А теперь хотелось бы, чтобы вы все вместе всё, что показалось интересным, представили в виде отдельных фраз, рисунков в газете “Великие Победы русского народа”, если остались какие-то вопросы, задайте их в газете, мы на них обязательно ответим.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу.