Тема урока: "Приемы умножения единицы и нуля". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: учить детей умножать единицу и нуль на любое число.

Задачи:

Образовательные.

  1. Познакомить с особенностями умножения на единицу и нуль.

Развивающие.

  1. Способствовать  развитию умения заменять сложение умножением и умножение сложением.
  2. Развивать мыслительную деятельность учащихся: внимание, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные.

  1. Формировать познавательный интерес к уроку математике, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
  2. Способствовать развитию устной и письменной речи.
  3. Формировать потребность аккуратно вести записи в тетради.

Методы.  Беседа,  рассказ с использованием слайдов.  

Оборудование: слайды, учебник, проектор.

Технологическая карта урока

Название этапа (описание действия)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Самоопределение к деятельности

Что такое умножение!
Это умное сложение
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать все целый час.

- О чем идет речь в стихотворении?

 

 

 

Высказывают мнения

2.Постановка учебной задачи (беседа)

- Что вы знаете об умножении?
- Для чего нужно уметь умножать?
Тема нашего урока «Приемы умножения единицы и нуля».*слайд1*
- Как думаете: чему будем учиться на сегодняшнем уроке? *слайд2*

Высказывают мнения

3.Актуализация знаний и мотивация ( подготовка мышления детей к проектировочной деят-ти).

- На уроке нужны чуткие ушки, внимательные глазки, а самое главное сообразительные головки.
- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Кто готов провести это исследование? Тогда за работу!
- Открыли тетради. Прочитайте сегодняшнее число.
- Какое это время года? (весна)
- Кто пришел к нам на урок? (Весна) *слайд3*

*Слайд 4*
Начинаем изо всех ручьев и рек
вычитать и лед и снег.
Если вычесть снег и лед,
будет птичий перелет!
Перемножим солнышко с дождем
и немного подождем…
И получим травы. Разве мы не правы?
- А сейчас запишите число.
- Наша гостья принесла вам интересные задания.

-Для развития мышления проведем устный счет

А) Устный счет
(задача на логическое мышление)

*На лужайке босоногих мальчиков  столько же, сколько обутых девочек. Кого на лужайке больше, девочек или босоногих детей?

*слайд 5*      К нам весна давно пришла.
Всем зверькам вставать пора
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись
Три пушистых медвежонка,
Два малюсеньких ежонка,
Толстячок – бурундучок
И весёлый барсучок.
Подсчитайте всех зверей,
Да при этом поскорей!

Б) Сколько треугольников на чертеже? Какие ещё вы видите фигуры? * слайд 6*

В) – Весна пришла. Нам цветы принесла. Что это за цветы?

Давайте составим композиции, т.е. выражения, используя знак  умножения.   *слайд7*

( ученики составляют выражения, учитель записывает их на доску)

*слайд 8*

  • Именины у синицы:
    В гости прибыли друзья-
    3 весёлых воробья,
    3 вороны, 3 сороки,
    3 стрижа и дятлов – 3.
    Сколько всех их?

- Молодцы  вы хорошо поработали устно. *слайд 9*

 

 

 

 

 

 

 

 

Открыли тетради, записали число

 

 

 

Поровну

 

7 зверят

 

 

 

 

3, 2 многоугольника

 

Веточки мимозы , нарциссы

 

 

 

Составляют выражения 3*4, 5*3, 3*5,4*5,5*4, 4*3

 

 

 

3*5

  1.  Постановка проблемы.

(проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания).

 

 

5. Открытие нового знания (выбор уч-ся метода разрешения проблемной ситуации).

- Вычислим  значение этих выражений известным нам способом: заменив умножение сложением.
(выполняют вычисления в тетради «цепочкой» у доски)

 

- Продолжим работу.
- Как думаете, чему будет равно значение данных выраже-ний?

1*5       1*8   1*2      0*3      0*4    0*2

 

- Давайте проверим! (решают у доски цепочкой)

- Что интересного заметили при умножении единицы на число?
- А при умножении нуля на число?
- Какое открытие мы с вами совершили?
Вывод: при умножении 1 на любое число получается то же самое число. При умножении 0 на любое число получается 0.
1*а=а
0*а=0
- Что обозначают буквы в этой записи?

Физминутка:
Потянуться столько раз, сколько будет 1*7,
Присесть столько раз, сколько будет 1 * 3,
Подпрыгнуть высоко столько раз, сколько будет 0*4
Наклониться столько раз, сколько будет 1*5

 

Вычисляют:
3*4 = 3+3+3+3=12
5*3=5+5+5=15
3*5=3+3+3+3+3=15

 

 

Выслушиваются варианты ответов
Продолжают  вычисления у доски цепочкой

Делают вывод

Делают вывод

 

6.Первичное закрепление (уч-ся  в форме коммуникативного воздействия выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух).

- Мы вывели правило умножения единицы и нуля. А сейчас попробуем применить наши знания на деле.
- Решаем задачи

  • На каждой тарелке 1пирожок.Сколько пирожков на 4 тарелках?

- Как будем решать задачу?
- Как записать решение этой задачи с помощью математического выражения?
- Замените сложение умножением.
- Как вы думаете,  какое решение будет верным? Докажите.

  • После обеда на столе осталось 5 тарелок. Ни на одной из них не было ни одного яблока. Сколько всего яблок на этих тарелках?

- Как будем решать задачу?

 

 

рисунок

Решают задачу
1+1+1+1=4
1*4=4
Доказывают

 

рисунок
0+0+0+0+0=0
0*5=0

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (индивидуальная форма деят-ти: уч-ся сам-но выполняют задание нового типа и осуществляют проверку, пошагово сравнивая свои ответы с эталоном).

- А теперь поработаем самостоятельно. Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания?*слайд 10*
- Я предлагаю вам выполнить два задания по выбору:
Задача.

Выполнить рисунок и решить задачу в тетради.

Задача.
Оля купила 9 карандашей по 1 рублю каждый. Сколько стоила эта покупка?
Примеры.
Записать и решить примеры.
1*35                    1*6                          1* (30-23)
0*18                        0* (21-8)
0*7                     

- А сейчас сравните свою работу с образцом. *слайд11*
_Оцените свою работу: нет ошибок – 5 б., 1-2 ошибки – 4 б., 3 ошибки – 3 б.

 

 

Выбирают задание и выполняют сам-но

 

 

 

 

 

сравнивают

 

8.Рефлексия деятельности (самооценка учениками деят-ти на уроке, фиксируется степень сооответствия поставленной цели и результатов деят-ти).

- Какую цель мы поставили в начале урока? *слайд 12*
- Достигли мы своей цели?
- Какие правила вы запомнили на этом уроке?
- Какое число получается при умножении 0 на любое число?
-Что получается при умножении 1 на любое число?
- Что было интересным на уроке?
- Что было сложным?
Д/З стр.45, №4,2,5
- Спасибо за урок! Весне очень понравилось с вами работать и она дарит вам свое отражение.*слайд 13*

 

<Презентация