Интегрированный урок-эстафета по теме "Химический пасьянс". 8-й класс

Разделы: Химия, Коррекционная педагогика

Класс: 8


Урок-эстафета как одна из форм нетрадиционного урока в комбинации с межпредметной интеграцией, отражает тенденции времени и настроения. В процессе изучения химии очень часто понятия из близких областей переплетаются в разделах учебного материала, многие темы трактуются с точки зрения физических закономерностей или биологических явлений. Например: Атомно-молекулярное учение (8 класс); гидролиз солей (9 класс).

Химическая терминология сложна для понимания и воспроизведения учащимися коррекционных школ, поэтому помогает система взаимосвязанных вопросов (что? где? когда? почему? для чего?), которые помогают учителю оказать все виды коррекционной помощи учащимся на уроке и коррекционно-развивающих занятиях.

Интегрированный урок-эстафета вовлекает учащихся в «мир химических открытий», где они самостоятельно составляются вопросы и кроссворды, находят истории об ученых и интересные опыты, переживают за результат личной и групповой деятельности. Это способствует интеллектуальному напряжению учащихся в ярком эффекте «всплеска» радости от собственных достижений и переживаний, от чувств возникающих в процессе сплочения группы, класса.

Тип урока: Обобщение и систематизация ЗУН.

Цели и задачи урока:

  • Формирование познавательной активности через наглядно-иллюстративные, интегрированные и развивающие формы заданий.
  • Формирование умений и навыков по применению полученных знаний в интеграции близких предметных дисциплин.
  • Развитие логического мышления, через сопоставления и умозаключения интегрированных понятий.
  • Создание коллективного успеха и коммуникативно-личностных перспектив в групповой дифференциации учащихся.

Оборудование: ПК, проектор, доска, карточки с заданиями, зеленые яблоки; маршрутные листы; таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Программное обеспечение: презентация PowerPoint.

Форма и методы урока: интегрированный урок-эстафета с использованием частично-поисковых и репродуктивно-иллюстративных методов обучения.

Ожидаемый результат работы:

  • Расширение ЗУН в межпредметных понятиях, естественно-научного цикла и истории:
    А) химические: первоначальные химические понятия; свойства веществ; периодическая система Д.И. Менделеева; история открытий химических элементов; классы неорганических соединений (кислоты).
    Б) биологические: пищеварительная система человека.
    В) исторические: ученые, политические деятели, знаменательные даты.

  • Принятие коллективного решения, в обсуждаемых вопросах.

План урока:

  1. Организационный этап урока.
  2. Мотивационно-конструктивный этап урока.
  3. Ориентировочно-нацеливающий этап урока.
  4. Операционно-исполнительный этап урока.
  5. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Ход урока

Этап 1. Организационный этап урока.

Учитель: Здравствуйте участники эстафетного урока!

Ведущий – помощник учителя, учащиеся 9 класса.

Командное первенство,
Наш «конек»,
Командный спор,
Эстафетный задор,
И с химическим азартом,
Мы начинаем урок!

Первая команда:

Название: Алмазный блеск.

Девиз:

Блеск алмаза – свет огней,
Мы сегодня, всех дружней!

Вторая команда.

Название: Французский азот.

Девиз:

Найти ответ, и победить,
Сегодня главная задача.

Этап 2. Мотивационно-конструктивный этап урока.

Ведущий: Эстафета – это соревнование, где соединились в единый монолит – смелость, дружба и трудолюбие! Здесь побеждают люди с огромной силой воли, целеустремленностью и желанием преодолеть себя!

Завет Д.И. Менделеева командам.

Приобретайте главное богатство – умение себя побеждать!

Учитель: Д.И. Менделеев (1834-1907) – ученый-энциклопедист, человек, победивший физическую болезнь, туберкулезную интоксикацию, от которой умер отец. Дмитрий Иванович с золотой медалью окончил Петербургский педагогический институт. В Симферополе, будучи учителем гимназии, познакомился с Н.И. Пироговым (1810-1881). «Чудесный доктор» спас жизни многим солдатам в Крымской войне (1853-1856), применив первым из врачей эфир для наркоза, йод и спирт для обрабатывания ран.

При осмотре молодого учителя доктор сказал: «Вы батюшка, еще и меня переживете».

Вопрос командам: Объясните значение слов, что значит, «умение себя побеждать»?

Варианты ответов команд: победить в себе лень; помогать родителям; приобрести профессиональные качества, определиться с профессией и т.д.

Учитель: Во время эстафеты будут действовать правила – «У».

  • Уверенный ответ;
  • Уважение друг к другу;
  • Умение анализировать ответы одноклассников.

Ведущий:

Командам задание,
Придумать правило – «У»,
Где уверенность и ум,
Приведут команды к победе!

Варианты ответов команд: умение быстро ответить на поставленный вопрос; умные мысли, услышать и увидеть верный путь; устремленность; указать тактично на ошибку и другие.

Этап 3. Ориентировочно-нацеливающий этап урока.

Ведущий: Почему, эстафета называется «химический пасьянс»?

Учитель: Пасьянс (фр. patience — терпение) — карточная игра, с правилами для одного игрока, требует умственных усилий и терпения.

Кто из ученых впервые употребил название «пасьянс» в научной литературе?

  1. Д.И. Менделеев (1834–1907)
  2. В.И. Вернадский (1863–1945)
  3. А.Е. Ферсман (1883–1945)
  4. П.А. Столыпин (1862–1911)

Ответ команд: Д.И. Менделеев считал, что «посев научный взойдет для жатвы народной», прививая химическое мышление студентам высших учебных заведений. В.И. Вернадский и П.А. Столыпин слушали лекции Д.И. Менделеева, в разный период педагогической деятельности. Сам ученый об этом напишет «Я выслужил 48 лет Родине и Науке ».

Владимир Иванович Вернадский – естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Академик Санкт-Петербургской Императорской академии наук. Создатель учения о биосфере и основатель биогеохимии.

Петр Аркадьевич Столыпин – министр внутренних дел России, в период правления императора Николая Второго. Крылатая фраза Столыпина «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» сыграла трагическую роль в жизни политического деятеля. Аграрные реформы Столыпина позволили вывести Российскую империю из крепостного упадка. Принятые законопроекты укоренили частную крестьянскую земельную собственность, усилилась роль народа в истории страны.

Александр Евгеньевич Ферсман – геолог и минеролог, основоположник геохимии и ученик В.И. Вернадского. Русский писатель Алексей Толстой очень часто называл ученого «поэтом камня». А.Е. Ферсман ввел образное выражение «пасьянс», в котором попытался отразить смысл появления периодической системы химических элементов. Д.И. Менделеев, использовал прием, передвигая карточки, сумел понять главную закономерность химических элементов и сформулировать периодический закон. В учебнике «Основы химии» Д.И. Менделеев написал, что «стал подбирать … сходные элементы и близкие атомные веса».

Учитель: Следовательно, «пасьянс» означал, не случайное комбинирование карточек: «по масти» в рядах и «по назначению» в столбцах.

Ведущий: 2012 год – год истории страны. С каким политическим деятелем связана эта дата?

Ответ участников: 150 лет со Дня рождения П.А.Столыпина.

Ведущий: Урок эстафета, это не просто урок. Здесь произойдет синтез, связь нескольких предметов: биологии, химии, истории и природоведения.

Учитель: Участники эстафеты! Сегодня, вам придется во время эстафеты применить прием, «химический пасьянс» на практике.

Ведущий: Знания первых химических понятий, законов и превращений, со временем перерастают в умения, ответить на поставленный вопрос, написать химическое уравнение, решить расчетную задачу.

Учитель: Маршрутный лист, с указанием номеров заданий, поможет, командам не запутаться.

Ведущий: Эстафетный балл. В процессе игры участникам придется ответить на 10 заданий, первые пять ответов команды оценивают сами, благодаря, единогласному решению. По правилам эстафеты, выставлять баллы в пяти последних заданиях будет учитель.

Учитель: Балл – не оценка, прошу обратить на это внимание.

  • Пять баллов – отличный ответ, полный и точный, без дополнительных комментариев и дополнений.
  • Четыре балла – хороший ответ, с небольшими не точностями, которые исправили сами участники.
  • Три балла – можно лучше, будем стараться!
  • Два балла – ответ, нуждался в дополнении со стороны учителя.
  • Один балл – это поправимо, главное участие!

Этап 4. Операционно-исполнительный этап урока.

1. Первое задание. «Металлы или неметаллы»

Коррекция зрительного и слухового восприятия, развитие речи.

Условие задания: На карточках написаны слова «металлы» или «неметаллы», команды вытягивают одну из карточек.

«Командный забег» – отвечают по цепочке проговаривания химические элементы.

Название химического элемента – произношение символа. Например: свинец – плюмбум.

Металлы: Na Mg Al Ca Fe Zn K Ba Ag Cu

Неметаллы: N P C S Si Cl B O Br H

2. Второе задание. «Квадратный бум».

Развитие внимательности, слуховой памяти, мелкой моторики рук и коррекции пространственного восприятия.

Ведущий: В первом варианте – цифровые комбинации. Карточки с химическими элементами учащиеся, раскладывают, пока звучит стихотворение.

Учитель:

Задание на ваше внимание,
Постарайтесь следовать устным указаниям.
Первым станет кремний,
Вторая по счету медь,
Третьим будет барий,
Четвертым юркий калий,
Пятый – цинк,
Шестой – аргентум, кто не знает серебро,
Седьмой по счету кальций,
Восьмой «колючий» хлор,
Девятым нас окликнет «безжизненный» азот!

Надеюсь, девять элементов не запутали участников эстафеты!

Первый вариант

1 8 4
5 2 6
7 3 9

Второй вариант

Si Cl K
Zn Cu Ag
Ca Ba N

Правильный ответ заполнения отражен во втором варианте.

Дополнительные задания для команд.

Развитие логического мышления на основе умозаключений интегрированных понятий.

Первая команда. Найти «лишний» элемент в горизонтальных рядах и указать нахождение в природе вещества.

Ответ: Азот входит в состав воздуха, составляет 78%.

Вторая команда. Найти «лишний» элемент в вертикальных рядах и указать практическую значимость вещества в жизни человека?

Ответ: Серебро использовали для обработки ран и во время крещения детей. Ионы серебра препятствуют размножению болезнетворных микроорганизмов, отсюда «волшебные» свойства воды.

Биологическая разминка. Орнамент «Птица». Коррекция зрительной моторики, движение глаз по линиям изображения.

3. Третье задание. «Химический пасьянс».

Упражнение на коррекцию и развитие наглядно-образного мышления с выявлением причинно-следственных связей.

Учитель: Д.И. Менделеев до конца своей жизни верил в значимость открытого им закона, так он писал: «…периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает». Датой рождения периодического закона является 1 марта 1869 года, ученому исполнилось 35 лет.

Ведущий: Химические элементы – азот, углерод, фосфор, кислород, кремний, сера.

Ждут с нетерпением, ваших ответов.

Задание для первой команды, перечисленные элементы расположить по парам.

Задание для второй команды, химические элементы сопоставить тройками.

Ответы. В группах элементы образуют пары: углерод – кремний (IV группа главная подгруппа) или азот – фосфор (V группа главная подгруппа); кислород – сера (VI группа главная подгруппа). Второй и третий период: углерод – азот – кислород и кремний – фосфор – сера.

4. Четвертое задание: «Кислотный аппетит».

Упражнение на развитие аналитико-синтетических форм мышления.

Ведущий: Какую неорганическую кислоту, организм человека, вырабатывает лучше любой химической лаборатории? (Желудок, соляная кислота).

Проанализируйте продукты питания богатые белком, расположите в порядке возрастания аминокислот в желудочном соке?

Количество белка в употребляемых продуктах (в процентах).

  • Картофель – 2%
  • Говядина – 17%
  • Рис – 7,6%
  • Масло сливочное – 0,6%
  • Сыр – 23%
  • Яйца – 12,8%

Учитель: Значение белковой пищи в рационе человека? Последствия избыточного употребления белков или недостаток в пище белкового компонента?

Ответы учащихся: В рационе человека содержание белка составляет 12-30%, то есть 2,5 грамма на килограмм собственного веса. Недостаток белка приводит к общему ухудшению организма: снижается работоспособность и иммунитет, наблюдается нервное перенапряжение. Повышенное содержание белка способствует понижению аппетита, в кишечнике протекают гнилостные процессы и отложение жира в печени.

Биологическая разминка. Орнамент «Ящерица». Коррекция зрительного восприятия. Учащиеся закрывают глаза и слушают строчки стихотворения.

Ведущий:

Зеленый лес шумит и манит,
Своей красой зовет в туманы,
Там ясный взор, готов увидит,
Миг вдохновения и лиры!
Пожалуйста, откройте глаза и угадайте!

5. Пятое задание. «Математический штурм».

Упражнение на развитие внимательности.

Команды вытягивают карточки с формулами неорганических кислот.

Серная – Н2SO4 или азотная HNO3 кислота.

Вычисление молекулярных масс соединений.

Ответ: Молекулярная масса серной кислоты – 98г/моль; молекулярная масса азотной кислоты – 63 г/моль.

6. Шестое задание. «Поделимся идеями…»

Коррекция наглядно-образного восприятия.

Учитель держит в руках два зеленых яблока:

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по яблоку. А если ….»

Английский писатель Бернард Шоу

Ведущий:

Командам будет сложно,
Но будем осторожны,
Сказ о яблоках приманка,
Но где же здесь загадка!

Команды стараются закончить фразу.

Ведущий: «А если вас есть идея и у меня есть идея и мы поделился этими идеями, то у каждого будет по две идеи».

Учитель: «Чума» – болезнь металла, так окрестили ее химики, стала причиной гибели первой экспедиции к берегам Антарктиды.

В 1912 году английский путешественник Роберт Скотт с единомышленниками, попытался достичь Южного полюса Земли, но экспедиция в сильные морозы осталась без топлива.

Какой металл оказался виновником гибели экспедиции?

Можно ли было избежать трагедии?

Ведущий: Командам предлагается информационное сообщение.

В 1899 году голландский физик и химик Эрнест Кохен в 1899 году объяснил превращения этого металла в порошок, при низких температурах.

Ответы команд: Путешественник Р.Скотт не знал, что белое олово превращается в серое вещество. Серое олово становится хрупким при температуре -33°С. Жидкое горючее члены экспедиции хранили в железных цистернах запаянных белым оловом.

Ведущий: В знаниях сила, наука знала ответ за десять лет до случившегося события!

Химическая разминка. Коррекция мелкой моторики рук.

Учитель: Природа говорит языком математики.

Буквы этого языка – круги, треугольники и иные геометрические фигуры.

Итальянский астроном Галилео Галилей

Ведущий: Стихии господствуют в мире людей – огонь, вода, воздух, земля.

Командам представляется с помощью пальцев рук показать стихии. Один из вариантов, разминки, элементы Аристотеля.

Ведущий: Мыслитель и философ Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н.э.) учитель, Александра Македонского, предложил для обозначения природных стихий использовать треугольники.

Учащиеся соединяют указательные и большие пальцы правой и левой руки вместе, должен получиться треугольник.

Огонь – ладони складываются в треугольник, вершиной вверх. Воздух – треугольник с перегородкой из средних пальцев рук. Вода – волны. Земля – треугольник, сложенный из пальцев рук, ладони переворачивают в пространстве вершиной вниз.

7. Седьмое задание. «Химические явления».

Развитие логического мышления, посредством сопоставления и сравнения.

Учитель: «… мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажутся, неизменными… находятся в беспрерывном изменении …»

Немецкий философ Ф.Энгельс

Ведущий: Движущийся паровоз, горение свечи, старт космического корабля – примеры, на первый взгляд, отражают яркую, продуктивную деятельность людей, которая протекает в разрыве химических связей, с превращением в тепловую энергию.

Задание участникам эстафеты. Напишите химическую реакцию горения углерода, подтвердите термохимическим уравнением.

С + О == СО2 + Q (402,24 кДж)

8. Восьмое задание. «Коктейль миров».

Учитель: Солнечная система возникла 4,5 млрд. лет назад, по мнению ученых из звездного вещества, гигантского облака пыли и газа.

Учитель: В 1911 году английский ученый Эрнест Резерфорд (1871-1937) во время эксперимента произнес фразу: «Теперь я знаю, как выглядит…?».

Как связаны работы английского ученого со строением Солнечной системы?

Ответ команд: Ученый исследовал строение атома. И знаменитая фраза: «Теперь я знаю, как выглядит атом». Планетарная теория Э.Резерфорда основывалась на схожести атома с Солнечной системой.

Девятое задание. «Загадочные элементы».

Учитель: Истории открытий и просто совпадения,

В химических символах, свои недоразумения.

  • В переводе с немецкого название элемента означает «волк» (Вольфрам);
  • Ю.А.Гагарин – лётчик-космонавт СССР, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство, на пилотируемом корабле «Восток». Это произошло 12 апреля 1961 года – День космонавтики. Какой химический элемент по праву носит название «первый»? (Водород)
  • Естественный спутник Земли, небесное тело – Луна. В астрологических календарях у Луны другое название. Подумайте, как это название связано с химическим элементом? (Селена – селен);
  • Мария Склодовская – Кюри, первая женщина-преподаватель физики в Сорбонне, своим характером, настойчивостью, прилежанием и упорством, заслужила уважение и признание коллег по работе. Этот химический радиоактивный элемент Мария назвала в честь Родины? (Полоний).
  • «Солнечный» элемент – Гелий.
  • «Русский» элемент – рутений.
  • Элемент постоянно «отрицает виновность соседа» – Неон.
  • Элемент «21 века» – Технеций.
  • Элемент названный в честь «Древней Франции» – Галлий.
  • «Светящийся» элемент – Фосфор.

9. Десятое задание. «Объять необъятное»

Учитель: Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь… Французский писатель Сент-Экзюпери

Ведущий: О каком веществе, так красиво написал Сент-Экзюпери, поведавший миру о «Маленьком Принце»?

Задание: Высказывания о воде или мысли о значение воды для всего живого на Земле.

Возможные ответы: Вода – источник жизни. В воде зародилась жизнь на Земле. Земля-отец, вода – мать. Холодной водицей приятно напиться. Розы без воды завянут. Сохранить живые источники. Жизнь бьет ключом.

Ведущий: Изумрудная скрижаль Гермеса Трижды Величайшего.

Учитель: Во времена завоеваний, если верить легенде, Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) побывал в Египте, где, ему показали плиту с древними письменами.

«Истинно и несомненно: все, что внизу, подобно тому, что вверху, и все, что вверху, подобно тому, что внизу, для совершения чуда превращения единого…».

Ведущий: Командам предложить версию, о чем поведал миру Гермес, слывший мудрым человеком?

Версии команд: Вода. Воздух. Космос.

Этап 5. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Задание: «Рефлексия чувств».

Учитель:

Трудный выдался денек,
Мы активно все играли,
Наши пальчики устали,
Пять на пальцах посчитали,
Руки сжали в кулаки,
И разжали на счет три: раз, два, три…
Правой рукой оцените себя, (учащиеся оценивают свою работу на уроке)
Левой, оценку поставьте команде (оценка в баллах).

Ведущий:

Руки вместе вы сожмите,
Не хитрите, говорите, а лучше быстро покажите…
Раз, два, три...
Приветствие вашей команды – жестом…
Если вдруг понравились вопросы, улыбнитесь, не кривитесь!
Если трудно показалось, хлопните в ладоши;
Вам понравилась игра … (варианты ответов: да, нет, было интересно; трудные вопросы)!

Учитель:

Напутствие командам!
В знанье – величие и краса,
Знанье дороже,
чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен.

Учитель: О чем поведал нам персидский поэт Ас.-Самарканди?

Командное обобщение услышанных строк, о необходимости учиться, и учиться хорошо!

Ведущий:

Эстафетный урок подходит к завершению!

Подводятся итоги эстафеты, команды считают баллы, выявляется победитель игры «Химический пасьянс».

Выводы: Интегрированный урок-эстафета, это одна из форм нетрадиционных уроков, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, усиливает их желанию учиться и повышает активный интерес к учебным дисциплинам.

Список используемой литературы:

  1. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Менделеев Д.И.. Пособие для учащихся. М.:Просвещение, 1977. – 135с.
  2. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. Для учащихся. В 2ч. Ч.1 /В.А.Крицман.-3-е изд., перераб. –М.:Просвещение,1993.-192с.
  3. Малая детская энциклопедия /К.Люцис.-М.:Русское энциклопедическое товарищество, 2001.-480с.:ил.Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире.-М.:Педагогика, 1981. – 96с.
  4. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии: Кн. Для учителя. –М.:Просвещение, 1991.-224с.:ил.
  5. Энциклопедия для детей. Биология /М.Аксенова и другие. –М.: Мир энциклопедий Аванта, Астрель, 2010 – 589с.