Цель: Сформировать представление учащихся о восстании Спартака как крупнейшем восстании рабов Древнего Рима.
Задачи:
- Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин поражения;
- продолжать формировать критическое мышление учащихся путем многоуровневого анализа исторического документа, иллюстративного материала, формировать картографические, хронологические умения и навыки, формировать умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы;
- воспитывать чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету.
Формы деятельности:
- на протяжении всего учебного занятия ученики активно работают, происходит постоянная смена деятельности;
- формирование критического мышления происходит путем многоуровневого анализа исторического документа, иллюстративного материала;
- работа с историческим документом построена так, что не требуется обращения к учебному тексту;
- проводится многоуровневый анализ иллюстративного материала, ученики воспринимают его как исторический документ;
- работа с лентой времени помогает закрепить навыки работы со временем, определить место события в историческом процессе.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания по карте.
Ученик рассказывает о географическом положении Греции. (Слайд 1).
– Почему в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами его населения?
– Кто стал инициатором нового земельного закона?
– Как отнеслись к новому закону сенаторы? Почему?
– Смогли ли братья Гракхи добиться поставленных целей?
II. Изучение нового материала.
История древнего Рима в первые века до н.э. насыщена событиями, связанными с классовой враждой. Сегодня мы познакомимся с событиями крупнейшего восстания рабов древности – восстанием Спартака. (слайд 2). Тема урока записывается в тетрадях.
Рассказ учителя.
В Древнем Риме было распространено рабство. Рабы были у каждого уважающего себя римлянина. Их называли «говорящим орудием». Особое место среди рабов занимали гладиаторы.
Кто знает, кого называли гладиаторами? (предположения учащихся)
Запись определения в словари. (слайд 3).
Гладиаторы – рабы-бойцы, участвующие в сражениях-представлениях
Рассказ учителя.
Гладиаторские бои становились ярким зрелищем, (слайд 4) в котором гладиаторы сражались не на жизнь, а насмерть. Вот как Байрон описывает гладиаторский бой:
Цирк вкруг бойца плывет, он умирает.
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает
Он слышит, но не внемлет, взор его
С душою вместе над землей витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Пред ним шалаш на берегу Дуная.
И детворы его играет стая,
И там их мать… И вот,
Отец зарезан… Римлян забавляя…
Жизнь гладиаторов была незавидной, и в 74 г. до н.э. произошло крупнейшее в древности восстание рабов, которое возглавил один из гладиаторов – Спартак. (слайд 5).
III. Сообщение ученика о Спартаке.
Спартак родился во Фракии (рассказ учащегося сопровождается показом объектов на карте). Он сражался против римлян, попал в плен и за свою храбрость был зачислен в легион, где проявил отвагу.
За отличия в войне против Митридата был назначен деканом – начальником отряда из десяти человек и заслужил почетную награду – гражданский венок.
Когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах своих соотечественников против римлян.
Раненый он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь предписанная законом была заменена ему службой гладиатором.
Спартак превосходил своих соперников по силе и ловкости, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен. Спартак заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах Италии.
IV. Работа с историческим документом.
А теперь выясним, почему же произошло восстание Спартака? Мы не будем пользоваться учебником, а изучим эти причины путем анализа исторического документа.
Работа с историческим документом. Приложение 1.
Вопросы к документу:
– Как называется документ, и к какому виду источников он относится? (Марк Красс, письменный источник)
– Назовите автора документа (Плутарх)
– В каком городе находилась школа гладиаторов, о которой рассказывает автор? (Капуя)
– Кому принадлежала эта школа?(Лентулу Батиату, частная школа).
– Предположите, богат ли был владелец гладиаторской школы, почему? (Богатый человек, т.к. покупка и содержание большого числа гладиаторов требовало больших денег).
– Гладиаторы из каких государств находились в школе гладиаторов? (галлы, фракийцы и др.)
– Как хозяин обращался со своими рабами? (жестокое обращение, насильственное привлечение к гладиаторским боям).
– Были ли довольны рабы своим положением? Что они предприняли? (нет, они устроили заговор и собрались бежать).
– Много ли гладиаторов содержалось у хозяина школы? (много, т.к. 200 из них (а это значит не все) собрались устроить побег).
– Почему не всем гладиаторам удалось бежать? (заговор раскрыт по доносу).
– Сколько рабов бежали? (78 человек)
– Чем были вооружены беглецы? Предположите, почему они не смогли взять оружие, с которым выходили в бой? (вооружены ножами и вертелами, оружие для боя не хранилось у гладиаторов).
– Можно ли сказать, что школа Капуи была не единственной в Италии? Почему? (рабы ограбили повозки, доставлявшие гладиаторское снаряжение в другие школы гладиаторов).
– Как автор документа относится к Спартаку, а как к хозяину рабов. Ответьте словами из документа. (К Спартаку относится с уважением, т.к. называет его человеком, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения…, а к хозяину отрицательно, т.к. говорит о его жестоком отношении к рабам).
– А как вы думаете, правильно ли поступили рабы? Почему?
– Как вы думаете, что больше ценно для автора документа – рабовладение и жестокость или отвага, физическая сила, ум и доброта? Почему? (ценится отвага, т.к. автор с уважением относится к Спартаку)
– Осуждает ли автор поступок рабов? Почему?
– Что нового помог узнать вам этот документ?
– Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?
V. Запись причин восстания в тетради.
(слайд 6).
- Насильственное держание рабов в школе гладиаторов.
- Несправедливое и жестокое обращение хозяина по отношению к рабам.
VI. Обратимся к карте.
Рассказ учителя сопровождается показом маршрута Спартака на карте, учащиеся параллельно работают в атласах, отмечая тот же маршрут.
Беглецы стазу же покинули Капую (отметить в контурных картах). Лагерь они устроили на вершине вулкана Везувий(слайд 7),(также отметить в картах), куда стали сбегаться рабы из окрестных имений. Армия Спартака быстро росла(слайд 8). Восставшиие выбрали руководителей Крикса, Эномая и Спартака, из которых первым был Спартак.
Встревоженный сенат послал трехтысячное войско против восставших. Взобраться на Везувий можно было единственным путем – по узкой крутой тропинке. Со всех сторон виднелись отвесные, гладкие скалы, густо заросшие диким виноградом. Подойдя к подножию Везувия консул произнес: «Подлый сброд в ловушке»! и приказал разбить лагерь. Днем и ночью римляне стерегли тропинку, полагая, что голод и жажда заставят рабов покинуть вершину горы. (слайд 8).
Но Спартак совершил неслыханный по дерзости план. По лестницам, сплетенным из виноградных лоз, рабы с огромной высоты спустились по скалам вниз и ударили по римлянам, которые вынуждены были бежать. (слайд 9).
После победы у подножия Везувия, восставшие захватывали и грабили имения и города, повсюду освобождая рабов, из которых и была создана боеспособная армия.(слайд 10). Прежде всего, Спартак приказал ковать оружие, а гладиаторы обучали рабов военному искусству.
Как на тяжелейшую войну Сенат отправил на войну со Спартаком сразу двух консулов.
Спартак двигался к Альпам (отмечаем маршрут в контурных картах). Один из консулов его опередил и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар. Римляне не ожидали нападения и были разгромлены, разгромлено и войско второго консула.
Направляясь к Альпам, Спартак планировал, переправившись через них дать каждому рабу вернуться домой, но его планы изменились, он повернул свое войско на юг и рабы подошли к проливу, отделявшему Италию от Сицилии(работа в контурных картах). Однако, часть восставших рабов все же переправившись через Альпы вернулась на Родину. Численность рабской армии стала значительно меньше.
Спартак намеревался объединить свои силы с силами сицилийских рабов и сокрушить мощь Римской империи. Здесь Спартак встретился с пиратами, которые за золото готовы были переправить рабов на Сицилию (слайд 11).
VII. Работа с учебником.
Стр. 237 чтение пункта 4.
Вопросы к прочитанному:
– Как римлянам удалось заточить в ловушку армию Спартака? Ответьте словами из текста учебника.
– Почему Спартак не смог переправиться на Сицилию?
– Что предложил Спартак своим товарищам?
– Что по-вашему помешало армии Спартака переправиться через укрепления Красса?
VIII. Рассказ учителя.
На помощь Крассу сенат вызвал полководцев со своими легионами: Помпея и Лукулла.(слайд 12). Тогда Спартак решил напасть на самого Красса. Есть легенда, что перед боем с легионами Красса Спартаку подвели коня, которого он убил. Гладиатор произнес: «Если мы победим, у меня недостатка в лошадях, а если проиграем, то он мне не понадобится»! Произошла грандиозная битва (слайд 13) в ходе которой Спартак был ранен в бедро дротиком, но сражался, выставив вперед щит, пока не пал. Восстание было жестоко подавлено. Участники были казнены (слайд 14).
IX. Работа с иллюстрацией.
стр. 237 (Приложение 2).
Изображение боя рабов и римлян. Вопросы к иллюстрации:
– Какое событие изображено? К чему оно относится: к политическому событию, историческому деятелю, военной операции, повседневной жизни?
– Каково место действия изображенного?
– Кто изображен на картине? Легко ли определить социальное положение изображенных? По каким признакам вы определили их социальное положение?
– Все ли изображенные на иллюстрации показаны равноценно?
– Как показаны рабы, как воины из римской армии?
– Можно ли по лицам изображенных определить их отношение друг к другу?
– Какие краски использовал художник, изображая это событие? Подумайте, почему он использовал именно такие цвета?
– Попробуйте по картине предположить исход битвы. Почему так решили?
– Достаточно ли полно изображены события? Что бы вы изобразили еще?
Как вы думаете, почему войско Спартака потерпело поражение?
Предположения учащихся.
X. Запись причин поражения в тетради.
(слайд 15)
- Неопытность воинов армии Спартака.
- Отсутствие четкого плана действий восставших.
- Обман пиратов.
Восстание Спартака стало крупнейшим восстанием за всю историю древнего Рима.
XI. Работа с лентой времени.
В каком году произошло восстание Спартака? 74-71 гг. до н.э.
Какой это век?
Отметьте этот период на линии времени.
Посчитайте, сколько веков назад произошло восстание?
– Сколько лет назад оно закончилось? 2083 года назад.
XII. А сейчас мы вспомним основные моменты сегодняшнего урока с помощью кроссворда.
- Раб, возглавивший одно из крупнейших восстаний рабов в Италии в I в. до н.э.
- Вулкан, где восставшие рабы устроили лагерь.
- Полководец, который «запер» Спартака с армией на юге Италии.
- Люди, находящиеся в неволе и прислуживающие хозяевам.
- Рабы-воины.
- Горы, делящие Италию на Цизальпийскую и Трансподанскую
XIII. Домашнее задание.
написать сочинение от лица раба, участвующего в восстании или от лица легионера. Параграф 51, выполнение заданий контурной карты по данной теме.