Проблема развития рефлексии человека является одной из сложных, многогранных и до настоящего времени не получивших достаточно полного и всестороннего освещения. Анализ рефлексии содержится в трудах многих ученых (Аристотель, Платон, Сократ, Дж. Локк, Г.В.Лейбниц, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития ребенка, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальным миром. Способность к рефлексии выступает условием понимания человеком самого себя, что в первую очередь обусловливает понимание им других людей и мира в целом. Рефлексия выступает, как способность личности выходить за пределы собственного “Я”, осмысливать, изучать, анализировать события и поступки и на этой основе осуществлять свое развитие. Одновременно рефлексия – глубинное самопостижение, выявление своих психических возможностей. Таким образом, вне рефлексии нет полноценного личностного развития.
Дошкольное детство – это период, когда закладываются основы личности, идет процесс осознания себя, самопонимание, возникает индивидуализация психических свойств ребенка, которые в последующем определяют “лицо” человека; формируются многообразные отношения к окружающему миру и себе. В дошкольном возрасте формируются зачатки рефлексии – способности представлять себя глазами других, поэтому особенно старшие дошкольники стараются контролировать внешние проявления своих чувств, присматриваться к другим людям. Развитие сознания ребенка идет послойным “наращиванием” рефлексивных уровней: в ходе своего развития ребенок рефлектирует прежде всего внешние воздействия, потом познавательные и, в конечном счете, личностные качества, изменяя их посильно своему возрасту.
Важнейшей задачей дошкольного образования в настоящее время является обеспечение личностного развития дошкольника. Дошкольный возраст – фундаментальный период, который накладывает отпечаток на всю жизнь человека; это период интенсивного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства.
Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, который предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а так же достаточную зрелость субъекта. При этом она может осуществляться как взгляд внутрь себя с позиции децентрации, так и как осознание себя через другого (в процессе общения и взаимодействия), посредством осмысления того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями.
Одним из условий развития рефлексии может быть игровая деятельность, в частности игра – драматизация, которая близка и понятна ребенку. Входя в образ, он играет любые роли, старается подражать и получает при этом огромное удовольствие. Драматизируя произведение, ребенок переводит образы воображения на язык жестов, мимики и слов. Игра-драматизация раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В игре – драматизации детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. С помощью игры – драматизации взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру, формируются нравственные привычки.
Существует предположение, что развитее рефлексии дошкольников старшего возраста определяется исходя из понимания того, что в игре –драматизации старший дошкольник проигрывает роли на основе идентификации; анализирует собственное поведение, потенциальные и актуальные свойства, личностные и интеллектуальные особенности, черты характера, свое отношение со взрослыми и детьми. Большая часть детей неверно осознают свои достоинства и недостатки, им трудно встать на чужую точку зрения, имеют завышенную или заниженную самооценку.
Подводя итог, можно сказать, что благодаря играм –драматизациям, которые были использованы с детьми старшего дошкольного возраста, заметно обогатился их социальный опыт, они научились сотрудничать с другими, самооценка стала более адекватной. Дети могут корректировать свое поведение с учетом общепринятых социальных норм. Мы предлагаем вашему вниманию конспекты занятий игр-драматизаций (Приложение 1).