Урок-экскурсия "Путешествие в страну Светофорию"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели: закрепление навыков поведения в автобусе, на экскурсии; воспитание уважительного отношения к ПДД; знакомство с понятием “Регулировщик”, объяснение жестов регулировщика и их соответствие сигналам светофора; продолжить знакомство с дорожными знаками; развитие памяти, логического мышления.

Оборудование: компьютер с медиапроектором (или интерактивная доска), милицейский жезл, свисток, макеты дорожных знаков, зеленые кружки, подставки для знаков, магнитофон.

Ведущие: учитель-экскурсовод, разбойница.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент + сообщение темы урока).

У: Дорогие ребята! Сегодня у нас очень необычный урок ОБЖ. Мы с вами отправляемся на экскурсию, в Страну Светофорию. Как вы думаете почему она так называется?

(Слайд 1)

Д: Ответы детей.

У: Наша экскурсия будет проходить на автобусе, так как Страна Светофория очень большая, а мы должны за короткое время посмотреть основные достопримечательности. (Слайд 2)

Но для того чтобы наш автобус тронулся, мы должны повторить правила поведения в автобусе. Какие вы знаете правила?

Д: Ответы детей

II. Актуализация знаний.

У: Ой-ой! Совсем забыла. Нам же нельзя ехать в автобусе без определенных знаков на нем. Какие это знаки? (Слайд 2)

Д: “Осторожно, дети!”, “Внимание!”

У: Прекрасно! Садитесь по удобнее. Мы отправляемся. Качаемся из стороны в сторону – представим движение автобуса.

Звучит музыка. (Приложение 1)

У: Итак, мы подъехали к воротам в Страну Светофорию. (Слайд 3)

Вбегает разбойница.

Р: Стойте, стойте. Я – разбойница с большой дороги. Ох, как мне надоело быть одной. У совсем нет друзей, возьмите меня с собой. Я вам помогу пройти в нашу страну. Вам можно будет проехать только если вы правильно назовете знаки на воротах.

У: Ребята, нам же это очень легко. Посмотрите на знаки. К какой группе все они относятся?

Д: Запрещающие: движение пешеходов запрещено, въезд запрещен, движение запрещено, движение на велосипедах запрещено

III. Постановка учебной проблемы.

Р: Какие вы молодцы! Возьмите меня с собой, у меня совсем нет друзей

У: Ребята, возьмем ее с собой? Садись с нами в автобус.

Мы въезжаем в страну Светофория. (Слайд 4)

Посмотрите, какая она большая. Сколько дорог, знаков. Ну что же, поехали.

Какое самое опасное место на дороге?

Д: Перекресток.

У: Что помогает водителям безаварийно проезжать перекрестки, что показывает кому – куда – когда можно ехать?

Д: Светофор.

У: Что особенного в этом предмете – светофор.

Д: Ответы детей.

У: Первые светофоры появились в Англии, в Лондоне, примерно 150 лет назад (1968 год), они были газовые и были двухсекционные, включал их специальный полицейский. А в России светофоры появились только 90 лет назад.

А что, светофор есть только для водителей, для пешеходов – нет?

Д: Ответы детей. (Слайд 5)

У: Вдруг светофор сломался! Все, проехать по перекрестку нельзя, будет такая путаница – никто не будет знать, кому ехать первым.

Кто же тогда регулирует движение на перекрестке?

Д: Регулировщик. (Слайд 6)

IV. “Открытие” нового знания.

У: С помощью чего он регулирует движение?

Д: Палочка – жезл (учитель показывает жезл).

У: А кто знает, что означают движения регулировщика?

Давайте их выучим. (Работа по Слайдам 7, 8, 9)

V. Первичное закрепление.

Физкультминутка “Регулировщик” (показываем движения – дети повторяют).

VI. Включение в систему знаний и повторение.

У: Итак, поехали дальше. Стоп. Как вы думаете, почему именно здесь мы остановились? (Слайд 10)

Д: Знак автобусной остановки.

У: А какие еще знаки вы видите на нашем маршруте?

Д: Ответы детей.

У: Все знаки назвали – можем двигаться дальше. Ой! Кто-то к нам бежит.

Д: Сотрудник ДПС.

Р: АЙ! АЙ! Это за мной. Я нахулиганила: сломала дорожные знаки, рассыпала их. И теперь не могу сложить. Помогите мне, пожалуйста, соберите знаки правильно.

Д: Самостоятельная работа в группах “Собери знак”. (Слайд 11)

(Знаки разрезаны на части.)

Звучит музыка. (Приложение 2)

Р: Как хорошо вы знаете дорожные знаки! Спасибо вам, ребята, вы спасли меня. Я больше не стану разбойничать и хулиганить, ведь у меня появились настоящие друзья, а дружбой я умею дорожить. Что еще вы знаете об этих знаках?

Д: Дети ставят знаки на подставки и читают стихи про знаки:

Тут и вилка. Тут и ложка –
Подзаправимся немножко. (“Пункт питания”.)

Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – стоп! Дороги – нет. (“Движение на велосипедах запрещено”.)

Что за знак? Вниз по ступенькам
Человек идет под землю.
Может он в метро спешит?
Может быть сломался лифт? (“Подземный пешеходный переход”.)

Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами,
Но возле школы сбавьте газ –
Висит, водители, для вас
Особый знак здесь. (“Дети”.)

Что за знак тут? Пешеход
В нем зачеркнутый идет.
Что же это означает?
Может, здесь их обижают? (“Движение пешеходов запрещено”.)

Ната с куколкой в тревоге,
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом:
Помощь близко! Доктор рядом. (“Пункт медицинской помощи”.)

На дорожке разрешенной
Мчусь педалями крутя.
Подо мною конь железный
С ветерком несет меня. (“Велосипедная дорожка”.)

Нарисован человек,
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищут клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, неверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.
Мне сказали: “Что ты, что ты,
Здесь дорожные…..” (“Дорожные работы”.)

У: На какие группы мы можем разделить эти знаки?

Д: Запрещающие, предупреждающие, разрешающие, информационные.

У: Смотрите, сотрудник ДПС ушел. Нам можно ехать домой. (Слайд 12)

Р: Нет, стойте! Я не хочу вас отпускать. Обещайте, что не забудете меня и обязательно еще придете в гости. Напоследок я приготовила вам сюрприз: кто ответит правильно на вопросы, тому зажжется зеленый свет, и можно будет ехать дальше.

(Работа по слайдам 13–20)

Какое африканское животное, можно встретить на наших улицах?

Как называется часть городской улицы, предназначенная для передвижения пешеходов?

Как называется часть дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара?

Как называется загородная дорога?

С какого возраста разрешается ездить ребятам на велосипедах по улицам города?

Где можно ездить на велосипедах детям?

Можно ли ездить детям по тротуару?

Как называется полосатая палочка в руках регулировщика?

Р: Какие вы молодцы! Мне так надоело разбойничать, пойду я работать в ДПС. Как вы думаете меня возьмут? …..Тогда, до свидания.

У: Подожди, раз собралась идти работать в ДПС мы подарим тебе жезл на память о нас, своих друзьях. Давайте скажем хором “До свидания!”

Уходит разбойница.

У: Итак, мы можем спокойно отправляться в школу. (Слайд 21)

Садимся удобнее. Качаемся из стороны в сторону – представим движение автобуса.

Звучит музыка. (Приложение 3)

VII. Итог.

У: Вот мы в школе. Давайте вспомним, что же мы сегодня узнали нового на нашей экскурсии и что повторили.

Д: Ответы детей.

У: Посмотрите, наша разбойница, нам на память, оставила стишок. (Слайд 22)

Прочитаем его хором:

“Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им,
Будешь цел и невредим!”