Час занимательного русского языка. 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Цели:

  1. Обогащение словарного запаса учащихся, формирование интереса к изучению литературы и русского языка, его фонетики и орфографии.
  2. Развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности.
  3. Укрепление и сплочение детского коллектива.

Оборудование: карточки с буквами, портреты русских поэтов, иллюстрации, таблички со словами из пословиц, “волшебный” сундучок, предметные картинки с изображением людей разных профессий, медали и призы для награждения, барабан со стрелкой, фонограмма детских песен.

Ход мероприятия

(Соревнуются две команды. Членами жюри могут быть родители или старшеклассники). Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”.

Ведущий.

Дорогие зрители!
Дети и родители!
Вот волшебный сундучок
На дверях его замок.
В нем живут отгадки
На все мои загадки.
Ключ волшебный вставим в щель
И откроем в сказку дверь.

(Сундучок открывается. Из него по одной карточке ведущей вынимает загадки. Ребята, отгадавшие загадки первыми, становятся участниками команды “Заяц”. Им вручают таблички с заглавными буквами синего цвета ответов на загадки.)

1. Дом по улице идет
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус).

2. Полон хлебец белых овец. (Зубы).

3. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).

4. Какой колокольчик не звенит? (Цветок).

(Из ребят отгадавших другие загадки образуется команда “Лиса”. Им вручаются карточки красного цвета.)

1. Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (Лед).

2. Конь стальной, хвост льняной. (Игла).

3. В середине алый, сахарный,
А кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).

4. Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар).

Ведущий. Составьте из четырех букв, которые вы получили за отгадки слово – название животного. Постройтесь в одну шеренгу так, чтобы по буквам на табличках можно было прочесть это слово. Получится название команд. Жюри учитывают правильность и быстроту выполнения задания.

(Звучит фонограмма детской песни.)

I конкурс “Продолжите стихотворение”.

Ведущий. Я буду читать отрывки из разных стихотворений, а вы будете продолжать вслед за мной все вместе хором. За правильное название автора стихотворения можно получить дополнительный балл.

(В помощь на доске записаны имена поэтов, даны их портреты.)

Стихи для команды “Заяц”.

1. У лукоморья дуб зеленый...
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Стихи для команды “Лиса”.
(А.С. Пушкин)

2. Унылая пора!
Очей очарованье!.
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
(А.С. Пушкин)

3. Вороне где-то бог послал кусочек сыру...
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
(И.А. Крылов)

4. Люблю грозу в начале мая...
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И. Тютчев)

Стихи для команды “Лиса”.

1. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя...
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)

2. Вот моя деревня...
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
(И. Суриков)

3. Черемуха душистая
С весною расцвела...
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
(С.А. Есенин)

4. По небу голубому...
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
(С.Я. Маршак)

(Звучит фонограмма детской песни.)

II конкурс “Составьте слова”.

Ведущий. Каждая команда составляет слова, используя имена существительные, в которых есть одна гласная о, две гласных о, три гласных о.
Побеждает команда, быстрее и правильнее составившая все три столбика слов.
Дополнительное очко можно получить за ответ на вопрос “Что такое имя существительное?”.

(Звучит фонограмма детской песни.)

III конкурс “Буква заблудилась”.

Ведущий.

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

– Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву-путешественницу, хором назовете нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверному.

  1. Закричал охотник: “Ой!
    Двери гонятся за мной!”
  2. На виду у детворы
    Крысу красят маляры.
  3. Тает снег. Течет ручей.
    На ветвях полно врачей.
  4. Миша дров не напилил,
    Печку кепками топил.
  5. Синеет море перед нами,
    Летают майки над волнами.
  6. Жучка будку не доела,
    Неохота. Надоело.

(Звучит фонограмма детской песни.)

IV конкурс “Угадайте глагол”.

Ведущий. Каждая команда придумывает четыре глагола и пытается изобразить их движениями. Другая команда должна угадать глагол. Дополнительный балл можно получить, ответив на вопрос “Что такое глагол?”.

V конкурс “Летает – не летает!”

Ведущий. Я буду называть слово. Если оно называет предмет, который летает, то вы поднимаете руки вверх. Если наоборот, то руки должны быть опущены вниз. (Самолет, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.)

(Звучит фонограмма детской песни.)

VI конкурс “Назовите профессию”.

Ведущий. Каждая команда получает по четыре предметных картинки с изображением людей разных профессий. Назовите того, кто изображен на картинке. Почему вы так решили? (Учитель, врач, продавец, футболист, шофер, пекарь, художник, артист.)

(Звучит фонограмма детской песни.)

VII конкурс “Составьте фразу”.

Ведущий, Каждый игрок из команды напишет по одному слову на доске, чтобы получилась фраза. Побеждает та команда, которая сумеет подобрать слова так, чтобы получилась законченная и осмысленная фраза.

(Звучит фонограмма детской песни.)

VIII конкурс “Ставьте под ударение”.

Ведущий.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно ее
Ставь под ударение.

– Я буду бросать мяч и называть слова с безударными гласными, а вы подберете и назовете к нему проверочное слово. Дополнительный балл можно получить, ответив на вопрос “Как проверить слова с безударными гласными?”.
(Тропа, трава, стена, холода, молоток, река, холмы, поля, голова, борода, нога, листок).

(Звучит фонограмма детской песни.)

IX конкурс “Дежурная буква”.

Ведущий. Раскрутите барабан со стрелкой. Буква, на которой произойдет остановка, будет дежурной. Каждая команда по очереди называет имена существительные, которые начинаются с этой буквы, выигрывает та команда, которая не ошибалась и не повторяла имена существительные.

(Звучит фонограмма детской песни.)

X конкурс “Подскажи словечко”.

Ведущий.

Нет конца у строчки,
Где стоят три точки...
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец!

– Я буду читать стихотворение, а вы дружно хором подхватываете ответ.

  1. То я в клетку, то в линейку,
    Написать по ним сумей-ка,
    Можешь и нарисовать.
    Называюсь я ... (тетрадь).
  2. Я с собой ее ношу,
    Не макаю, не пишу.
    Замечательная штучка
    Самопишущая ... (ручка).
  3. Чтобы я тебя повез,
    Мне не нужен овес.
    Накорми меня бензином,
    На копытца дай резину,
    И тогда, поднявши пыль,
    Побежит ... (автомобиль).
  4. Без разгону ввысь взлетаю,
    Стрекозу напоминаю.
    Отправляется в полет
    Наш проворный ... (вертолет).
  5. Тучек нет на горизонте,
    Но раскрылся в небе зонтик,
    Через несколько минут
    Опустился ... (парашют).
  6. Ясным утром вдоль дороги
    На траве блестит роса.
    По дороге едут ноги
    И бегу т два колеса.
    У загадки есть ответ.
    Это мой ... (велосипед).

(Звучит фонограмма детской песни.)

XI конкурс “Соберите пословицу”.

Ведущий. Напоследок наш волшебный сундучок припас для вас сокровища народной мудрости – пословицы. Вручаю командам конверты с частями пословицы.
Составьте пословицу, так чтобы ее можно было прочесть. Дополнительный балл можно получить, объяснив пословицу.

(Ум хорошо, а два лучше. Не спеши языком, торопись делом.).

Ведущий. Вот мы и закончили наш веселый конкурс. Много интересного вы сегодня показали, да и сами на себя посмотрели со стороны. Поэтому правильно в пословице говорится: Учиться – всегда пригодится.

(Все команды поют песню “Вместе весело шагать”. Жюри подводит итоги, награждает победителей.)