"Древнее Двуречье"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: ознакомиться с природой, климатическими условиями Древнего Двуречья; с верованиями древних жителей и возникновением письменности. (Приложение. Слайды 1, 2)

Оборудование урока: тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, учебник, презентация. (Слайд 3)

Ход урока

1. Повторение. (Слайд 4)

Вопросы беседы:

– Первая столица Египетского царства?
– Какая река протекает на территории Египта?
– Как назывался правитель Древнего Египта?
– Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
– Как называлась письменность в Древнем Египте?

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Египтяне участвовали в длительных военных походах.

– Кто совершил самые крупные завоевания? При фараоне Тутмосе граница была отодвинута до реки Евфрат.
– Как можно было египтянам добраться до этой реки? (Слайд 5)

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский п-в, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находится Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. Сегодня туда совершим путешествие.

2. План. (Слайд 6)

– Природные условия Древнего Двуречья.
– Занятия жителей Двуречья.
– Народ шумеры и религия.
– Письменность древних жителей Двуречья.

3. Словарная работа. (Слайд 7)

Месопотамия – Двуречье, Междуречье.

Шумер – жители южной части Двуречья.

Клинопись – письменность в Двуречье.

Зиккурат – храм, возведенный на мощной многоступенчатой платформе.

Две великие реки Тигр (Слайд 8) и Евфрат (Слайд 9) текут среди пустынь, сливаясь перед впадением в Персидский залив. Но так было не всегда. Когда-то обе реки впадали в море раздельно. Область между ними называлась Месопотамия, что по-гречески означает “земля между рек” или Двуречье. (Слайд 10)

Здесь более 5000 лет назад возникли самые первые государства на Земле. (Слайд 11). Поселения древних земледельцев превращались в города. Они обычно стояли на берегу реки или возле канала. Самыми крупными городами были Ур и Урук. (Слайд 12, 13)

4. Работа по учебнику. § 13, стр. 63

Прочитайте о природных особенностях края. (Слайд 14)

Особенности природных условий:

– плодородные почвы;
– сухой жаркий климат;
– земля давала богатейший урожай4
– разливы рек проходили бурно, обрушиваясь на селения и пастбища.
– Как вы считаете, благоприятными ли были условия для жизни? (Слайд 15)

Занятия жителей Двуречья. (Строительство, торговля, садоводство, огородничество, земледелие, скотоводство.)

5. Сообщение ребят.

Жители Двуречья строили насыпи по берегам рек. Для орошения полей и садов рыли каналы. Самый большой канал судоходен. Из всех стран на свете эта земля самая плодородная. Листья пшеницы и ячменя достигают целых четырех пальцев в ширину. Масличное растение бывает высотой с дерево. Повсюду на равнине растут финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед.

В Двуречье нет ни гор, ни лесов, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, дома сооружали из больших глиняных кирпичей. Города богатели, ведя прибыльную торговлю с другими странами.

Подумай. (Слайд 16)

– Чем природные условия нашей местности напоминают Двуречье, чем отличаются?
– Что из сельскохозяйственных культур выращивают в нашем районе?

В Двуречье проживают удивительные люди – шумеры. (Слайд 17)

Кем были шумеры, откуда появились в Двуречье – одна из загадок истории . Сами они утверждали, что прибыли с одного из островов Персидского залива. Со временем они смешались с местными жителями и построили первые поселения. Центром каждого шумерского города был храм в виде огромной ступенчатой башни. Такой храм назывался зиккурат. (Слайд 18, 19) Считалось, что там, на вершине храма живут боги.

6. Работа в тетрадях на печатной основе. (Стр. 39.)

В одном городе был бог солнца– Шамаш. (Слайд 20, 21)

В другом – бог луны Син. (Слайд 22)

Все почитали бога воды Эа. (Слайд 23) Ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар (Слайд 24) люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и рождении детей.

Вопрос. (Слайд 25) Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (не могли объяснить явления природы)

7. Минутка отдыха. (Упражнения для расслабления мышц спины, рук.) (Слайд 26)

8. Письменность древних жителей Двуречья. (Слайд 27)

Именно шумеры в третьем тыс. до н. э. изобрели письменность. Самым доступным материалом была глина, поэтому писали шумеры на глиняных табличках. Чтобы табличка сохранялась дольше, глину вымачивали в воде. Примеси оседали на дно. Знаки наносились на мягкую глину, потом ее сушили на солнце и она становилась твердой. Таблички с наиболее важными надписями обжигали в печи, они становились черными, розовыми или серыми. Писали на таких табличках трехгранной палочкой, которая оставляла след в виде клина. Поэтому шумерская письменность называется клинописью. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово. Например: звезда, нога, плуг. (Слайд 28)

9. Решение задачи. (Слайд 29)

10. Работа по учебнику. (Стр. 66.)

Школа для обучения писцов. (Слайд 30, 31) Приложение

Вопросы:

– Сколько знаков в клинописи?
– Как обучались в школе?
– Кто был учителем?

11. Закрепление материала.

Игра “Веришь – не веришь”. (Слайд 32) Отвечать “да” или “нет”.

– В Двуречье протекают две реки Тигр и Нил? (Нет.)
– Самые крупные города Ур и Урук? (Да.)
– Письмо, возникшее в Двуречье, называется клинопись? (Да.)
– Реки разливаются очень редко и медленно? (Нет.)
– Государства возникли в Двуречье 7 тыс. лет назад? (Нет.)
– Двуречье получило название потому, что находится между двух рек? (Да.)

12. Домашнее задание. (Слайд 33)

Сравнить природные условия Двуречья и Египта.