Музыкальные занятия в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Организация работы по музыкальному воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: занятия, праздники и развлечения самостоятельная музыкальная деятельность.

Музыкальный руководитель ДОУ отвечает за общую постановку музыкального воспитания в детском саду: проводит систематическую работу с детьми, используя разнообразные формы ее организации, занимается с воспитателями, повышая их музыкальный уровень, организует консультации, пропагандирует вопросы музыкально-эстетического воспитания среди родителей. Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности: занятии, использование музыки на праздниках и в развлечениях, в игровой, самостоятельной и другой деятельности.

Музыкальные занятия – форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут, слушают музыкальные произведения, различные по жанру, темпу, музыкальным характеристикам. Главная задача, стоящая перед педагогом на музыкальном занятии: вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении решаются и другие задачи:

– развивать музыкальные способности,
– сформировать основы вкуса,
– обучать необходимым умениям и навыкам, которые они затем смогут применить в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье.

Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми. Педагоги, то есть музыкальный руководитель и воспитатель правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого ребенка. При этом необходимо использовать положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее усвоить тот или иной музыкальный материал по определенному виду деятельности на музыкальном занятии. Чтобы добиться добивающего эффекта на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. А именно, методы прямого воздействия (показ. объяснение) – наиболее легкий путь овладения каким – либо навыком, умением. Но для музыкального развития применять только эти методы не достаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованности детей повышает результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владея профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.

Музыкальный материал, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполнять с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. На музыкальном занятии не допустимы формальное заучивание материала, многократные, однообразные повторения, натаскивание, муштра. Полезно ставить перед детьми задачи требующие активности, самостоятельности. На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей детей. Развитие эмоциональной отзывчивости должна быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки.

В пении, игре на детских музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на детских музыкальных инструментах – чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из “Музыкального букваря” также помогают развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средствами развития музыкальных способностей. Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие менее. Есть дети способные, но стеснительные. Вера в ребенка в свои силы – необходимое условие успешного развития личности. Поэтому так необходимо индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях. Важно умело использовать коммуникативные, групповые, индивидуальные занятия, учитывая уровень каждого ребенка. Задания должны быть разграничены по степени трудности. Более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложное, менее развитый – доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому ребенку необходимо подобрать задание по его силам. Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на детских музыкальных инструментах). Это воспитывает у них доброжелательное отношение в общении, внимание друг к другу.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности. Музыкальные занятия планируются и проводятся в ДОУ два раза в неделю с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Музыкальный руководитель распределяет материал на несколько занятий от простого к сложному, намечает методические приемы, которые помогают детям дошкольного возраста в полном объеме, в игровой форме осваивать разучиваемый материал. Любое занятие должно быть связанно с предыдущем и последующим. Организация и проведение музыкальных занятий определяется возрастными особенностями и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка.

Планомерно усложняя задачи, варьируя методические приемы, педагог организует занятия, так, чтобы уже в старших группа дети научились действовать активнее, самостоятельнее. Учитывая задачи, возникшие в ходе работы, педагог может применять форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает как себя вести в той или иной ситуации. В таком случае целесообразно кратковременные (2–3) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего музыкального занятия. Музыкальный руководитель выясняет причину отставания. Достаточно заниматься с отстающими детьми 3–4 раза, и ребенок уже с удовольствием начинает действовать самостоятельно, то есть необходимо слабого ребенка подтянуть до уровня среднего. Дети должны быть готовы к музыкальному занятию, для того чтобы чувствовал себя увереннее, не стесняться.

Исходя из поставленных задач, учитывая подготовленность детей данной группы, в зависимости от числа участвующих – выстраивается вид, а затем и содержание музыкального занятия. По содержанию занятии могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные в зависимости от использования видов музыкальной и художественно деятельности, наличии темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкально деятельности.

Доминантное занятие какой-либо вид музыкальной деятельности. Например занятие выстраивается с целью развития отстающей у ребенка музыкальной способности, то есть, доминируют те виды деятельности, которые могут ее развивать. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и подгрупповых.

Для тематических занятий выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным, подгрупповым.

Комплексное занятие содержит все виды искусства, все виды художественной деятельности. Занятие бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Интегрированное занятие в нем прослеживается взаимосвязь взаимовлияние и взаимопроникновение (интеграция) содержания разных разделов программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие темы, явления, образ.

Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребность в музыке, необходимо при организации и проведении музыкальных занятий использовать различные виды музыкальных занятий, варьировать в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.