Последние пятнадцать лет в жизнь российской школы внесли больше новизны, чем многие предыдущие десятилетия.
Появились новые типы учебных заведений, новые формы обучения, новые учебные планы и программы. Школа начинает постепенно возвращаться к своей изначальной цели – сохранению и развитию духовного потенциала, интеллекта нации.
Школа – гарант национального согласия, нравственности, стабильности общества. Главная задача школы видится не в трансляции знаний, а в формировании личности. Патриарху Всея Руси Кириллу принадлежит мысль о том, что образование имеет цель создать образ человека, а В. О. Ключевский в свое время писал, что школа должна учить божеству и вежеству, имея в виду нравственное воспитание человека.
Программа духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью Федерального государственного образовательного стандарта, возвращает воспитательную составляющую образования в школу. Она содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
Главное наше достояние – дети. Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить. Семья, педагоги, воспитатели всегда были и остаются основой нравственного становления ребёнка. Поэтому столь важно согласовать совместные усилия всех взрослых по духовному и нравственному развитию и воспитанию детей, в полной мере учесть образовательные запросы граждан, актуализировать в педагогической практике нравственные ценности самых близких и важных для ребёнка людей, их богатый жизненный опыт и их стремление передать этот опыт подрастающему поколению.
Наша общая задача научить детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Этому способствует введение в 4-х классах нового курса ОРКиСЭ. Нельзя сказать, что до введения данного курса такие задачи не решались или этому уделялось слишком мало времени. Но сейчас появилась возможность выбора познания таких категорий нравственности, как добро, зло, дружба, справедливость, свобода, ответственность, моральный долг, альтруизм, эгоизм посредством знакомства с различными религиозными культурами. Курс призван формировать у обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу культур и мировоззрений.
Цели:
- раскрыть содержание понятий «дружба», «единение», «гражданская солидарность», «терпимость»;
- привить учащимся уважение к ценностям дружбы;
- способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу;
- формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимопонимание
Задачи:
- воспитание уважительного отношения к истории, героическому прошлому своего народа, своей страны;
- укрепление российской государственности и патриотизма;
- формирование чувства гордости и сопричастности к жизни нашего государства, совместной ответственности за судьбу страны и ее граждан
Оборудование: мультимедийная установка, электронная презентация, музыкальные фонограммы, государственная символика РФ, Карта Дружбы, пазл «Россия», карточки с пословицами, национальные костюмы и народные инструменты народов Северного Кавказа, выставка рисунков «Мир и дружба народов Земли»
Целевая аудитория: учащиеся 4 класса
Место проведения: кабинет № 35 МКОУ СОШ № 2
Подготовительная работа: написание сценария праздника, создание мультимедийной презентации, подбор пар пословиц, выставка рисунков «Мир и дружба народов Земли», изготовление пазла «Россия», подбор глоссария, изготовление Карты Дружбы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек) | |
Слайд 1 | Песня «Дети Кавказа» |
Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
Ведущий 1:
|
Слайд 5 | Ведущий 2:
|
Слайд 6 Слайд 7 |
Ведущий 1:
|
Ведущий 2: Ребята, а вы знаете какой праздник мы будем праздновать 4 ноября? | |
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
Ведущий 1: Этот праздник
называется Днем единения и согласия. Ведущий
2: У каждого народа своя история. История
страны древняя, богатая событиями. Русь-матушка
всегда славилась героями своими. 4 ноября 1612 года
– день освобождения Москвы от польских
захватчиков. |
Слайд 14 | Ведущий 1: Это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. |
Слайд 15 | Встанем все, возьмемся за руки и
вместе произнесем эту речевку:
|
Слайд 16 | Ведущий 2:
|
Слайд 17 | Ведущий 1:
|
Слайд 18 Слайд 19 |
Ведущий 2: Мы, россияне,
принадлежащие к разным социальным группам,
национальностям и вероисповеданиям, – единый
народ с общей исторической судьбой и общим
будущим. Мы все граждане одной страны – России. Давайте соединим ее части на нашем макете, и пусть наша дружба будет такой же крепкой и неделимой. |
(фоном – «Маленькая страна») | Собирание пазла «Россия» |
Слайд 20
|
Ведущий 1: Перед нами
Российская Федерация – это единство и
многообразие народов страны. Мы – дети Северного Кавказа. Наше общество представляет собой пеструю мозаику из граждан, которые различаются между собой по нации и религии. Но только в братстве и тесном единении друг с другом можно преодолеть любые испытания. Здесь всегда дружили, уважали друг друга: русский и чеченец, армянин и еврей, украинец и татарин, осетин и карачаевец. У каждого народа есть свои традиции, своя национальная культура, свои песни и танцы. Гаспарянц Алина нас познакомит с русским фольклором. (Песня «Горница-узорница») |
Слайд 23 | Ведущий 2: Тамбиев Мага
порадует нас зажигательной лезгинкой. Инструментальное исполнение. «Лезгинка». |
Слайд 24 | Ведущий 1: В нашей жизни и в обществе существует многообразие. Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Среди различных групп людей не может быть единого мировоззрения, но это не исключает общечеловеческих ценностей, таких как Родина, семья, дружба, мир, любовь. Сейчас каждая группа посоветуется и расскажет, что значат эти слова для каждого из вас. |
(фоном – «Прекрасное далеко») | Выбор слова, определение его значения. |
Слайд 25 | Ведущий 1: У великого
дагестанского поэта Расула Гамзатова есть
строки, которые он написал о матери:
Слова разные, а обозначают одно и тоже. Самого дорогого человека на свете, любимого для каждого из нас. Вот сейчас, пред тем, как вы начнете рассказывать о значении слов, которые получила каждая группа, произнесите их на своем родном языке. |
Слайд 26 | Защита мини-проекта. |
Слайд 27 | Ведущий 2: Все эти ценности
относятся ко всем народам. Это проявляется в
равных правах на национальное развитие, развитие
национальной культуры, языка, на пользование им. У разных народов сложены пословицы и поговорки, которые по смыслу перекликаются друг с другом. Найдите из трех предложенных русских поговорок ту, которая соответствует по смыслу первой. |
(фоном – «Дорогою добра») | Собирание пословиц из частей. |
Слайд 28 | Чтение пар пословиц с пояснением смысла. |
Слайд 29 | Ведущий 1: Я еще раз прочту
последнюю пословицу: «Связанного веника не
переломишь, а по прутику весь веник переломаешь». – О чем она? (О дружбе и единстве). – Есть старая притча о венике, который легко разломать по прутикам. Она отображает действительность не только в масштабах семьи, но и в масштабах государства. |
Слайд 30 | Притча У одного старика было
три сына. И они никак не могли ужиться вместе.
Старику очень хотелось, чтобы после его смерти
сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. |
Слайд 31 | Ведущий 2:
|
Слайд 32 | Ведущий 1: Родины любимой, Той, что лучше нет, В дружбе наша сила, Вот вам наш совет! |
Слайд 33 | Ведущий 2: Мы с вами – одна дружная семья, вне зависимости от национальности. Мы дружим вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Давайте напишем на символах дружбы наши пожелания другим детям, чтобы они, так же, как и мы, дружили, любили, были терпимы и уважительны по отношению друг к другу. И символически пошлем их детям всей планеты. |
(фоном «Детство») | Написание пожеланий детям Земли и размещение их на Карте дружбы. |
Слайд 34 | Ведущий 1: Посмотрите, как расцвела наша планета, от ваших теплых дружеских пожеланий. Какая она стала красивая! Берегите ее! А нас бережет Всевышний! |
Слайд 35 | Песня «Россия». Исполняет Балабанова Елена, Гаспарянц Алина. |
Слайд 36 | Ведущий 1: С праздником вас,
дорогие ребята! Ведущий 2: С Днем единства и примирения! Будущее нашей страны в наших руках!!! |