Цель: познакомить обучающихся с признаками типа Членистоногие на примере класса Ракообразных.
Задачи:
- обобщить знания детей об Иглокожих;
- познакомить учащихся с общими признаками Членистоногих, выяснить особенности внешнего строения ракообразных, дать представление о связях со средой обитания;
- отрабатывать навыки работы с микроскопом, в выполнении учебных рисунков, составлении сравнительных таблиц;
- развить умение детей делать выводы по результатам практической деятельности;
- воспитывать любовь к природе и развивать бережное отношение к её обитателям.
Оборудование: таблицы «Тип Членистоногие. Речной рак», рисунки, мультимедийная презентация, микроскопы, микропрепараты «Циклоп».
Структура урока:
- Актуализация знаний учащихся по теме «Иглокожие».
- Вступительный рассказ – иллюстрация «Общая характеристика типа»
- Лабораторная работа №5 с. 58. Оформление результатов в тетради.
- Сообщения учащихся.
- Закрепление изученного материала. Игра «Угадай кто?».
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Коллективное целеполагания.
Какова цель нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей).
Познакомиться с удивительными представителями животных, классы которых смогли освоить практически все среды обитания, известны с незапамятных времён и являются самыми многочисленными на Земле.
Но в начале вам необходимо выполнить небольшую тестовую работу по типу Иглокожих.
Тест.
-
К типу современных Иглокожих относятся:
А. 3–5 тыс. видов
Б. 6–7 тыс. видов
В. 10–12 тыс. видов
Г. свыше 15 тыс. видов -
Размеры современных Иглокожих варьируют:
А. от 5 мм до 5 см
Б. от 5 мм до 5 м
В. от 5 см до 5 м
Г. от 5 см до 50 м -
Взрослые Иглокожие живут преимущественно:
А. в толще морской воды
Б. на морском дне
В. в пресных водах
Г. во всех перечисленных средах -
Разные Иглокожие питаются:
А. только планктоном
Б. только водорослями
В. только малоподвижными донными животными
Г. всей перечисленной пищей -
Максимальная продолжительность жизни Иглокожих:
А. до 20 дней
Б. до 2 месяцев
В. до 2 лет
Г. до 20 лет -
Распределите перечисленные ниже анатомические признаки по классам иглокожих (м.л. – морские лилии, м.з. – морские звёзды, м.е. – морские ежи, гол. – голотурии, оф. – офиуры):
А. жёсткий панцирь, покрытый иглами.
Б. тело не подразделяется на отделы.
В. ротовое отверстие на верхней стороне тела.
Г. ротовое отверстие на нижней стороне тела.
Д. ротовое отверстие на переднем конце тела.
Ответы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
б | б | б | г | г | А – м.е. Б – м.е., м.л, м.з., оф., гол. В – м.л. Г – м.з., м.е.,оф. Д – гол. |
II. Вступительный рассказ – иллюстрация «Общая характеристика типа»
Работа с презентацией «Тип Членистоногие. Общая характеристика» (слайды 1-3).
Данный тип животных получил своё название по способу передвижения животных, они перемещаются при помощи парных конечностей (ног) разделённых на подвижные части (членики). Тело членистоногих тоже имеет членистое строение, хотя у некоторых животных эти членики сливаются и становятся незаметными. Например, пауки, клещи. Такое строение тела сближает членистоногих с кольчатыми червями, которых считают предками данного типа животных. Но в отличие от червей тело членистоногих покрыто плотными покровами – хитиновые покровы. Эти покровы составляют наружный скелет животных. Он внутри прикреплен к мышцам, поэтому животные могут совершать быстрые движения, бегать, прыгать, плавать, рыть и летать. Также хитин предохраняет животное от пересыхания, поэтому многие из них стали жить на суше.
Тип делится на отдельные классы (слайд 4 «Тип Членистоногие. Общая характеристика»).
Сегодня мы рассматриваем представителей класса Ракообразные. (слайд 2 «Класс Ракообразные».) Давайте назовём этих представителей.
Выясним, чем характеризуются эти животные. (Слайд 5. «Класс Ракообразные».)
Познакомимся поближе со строением ракообразных на примере речного рака (Слайд 3 и 4. «Класс Ракообразные»).
III. Лабораторная работа №5 с. 58. Оформление результатов в тетради.
Перед началом работы вспомним правила работы с микроскопом.
- Настроить микроскоп на свет.
- Установить микропрепарат на предметном столике и навести резкость при увеличении объектива 8. Работать с микропрепаратом аккуратно и внимательно, чтобы не повредить его.
- Во время работы нельзя переходить с места на место без разрешения учителя.
- Выполняем задания согласно инструктивной карточки на ваших столах.
Инструктивная карточка – Приложение.
IV. Сообщения учащихся.
А сейчас прослушайте сообщения об интересных ракообразных.
Сообщение. Озеро Сиваш из-за его солёности считают «мёртвым морем». Но если внимательно присмотреться, можно увидеть, как в пересоленной воде мелькают прозрачные рачки длиной 1,5-2 см, а на воде рассыпано множество оранжевых капелек. Это жаброногий рачок артемия и его личинки – науплии.
Артемия – один из древнейших видов, живущих в воде с очень высокой соленостью (до 340 г соли на 1 литр воды). Рачок спокойно выдерживает колебания температуры от +6 до +37° С. А яйца артемии (цисты) ещё выносливее – выживают в диапазоне температур от -263 до +100°С и даже под жёстким гамма-излучением. Даже при дозе 400 крад из цист вылупляются личинки. При недостатке кислорода в воде артемия так интенсивно начинает запасать гемоглобин, что из желтоватой превращается в ярко-красную.
Рачок, поедая одноклеточные водоросли и микроскопические комочки органических веществ, фильтрует воду, тем самым очищает её. Но ещё накапливает в своём теле ионы кальция, магния, кремния, алюминия и особенно железа. Умершие рачки тонут, тоже приносят пользу, превращая обычную глину в целебную.
Живая артемия тоже полезна: это белок, богатый незаменимыми аминокислотами; содержит витамины, гормоны, жирные кислоты, каратиноиды. Поэтому их широко используют для корма аквариумных рыбок.
Сейчас её используют для очистки сточных вод, используют в качестве тест - объекта в токсикологии. У молекулярных биологов артемия популярный биологический объект для опытов, на котором изучают структуру хромосом, нуклеиновых кислот, механизмы биосинтеза белка, роль ферментов в различных процессах.
Артемию используют для исследований в космосе. Используется она и в фармацевтической, парфюмерной промышленности.
Спасибо докладчику.
Какое же значение имеют ракообразные в природе и нашей жизни? Где мы их используем? (Слайд №6. Класс Ракообразные).
V. Закрепление изученного материала. Игра «Угадай кто?».
Давайте закрепим полученные знания. Мы поиграем в игру «Угадай кто?».
Класс разделить на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает карточки с рисунком речного рака, краба, креветки, циклопа, офиуры, морской звезды, морского ежа, дафнии. Учащиеся получают задание.
Задание 1. Разделить карточки на группы: ракообразные, иглокожие.
Задание 2. Отобрать карточки животных имеющих промысловое значение для человека.
Задание 3. Отобрать карточки животных наносящих вред коралловым атоллам.
Задание 4. Отобрать карточки животных, которые входят в состав зоопланктона. Каково значение зоопланктона в природе?
Подведение итогов игры.
Заполняется таблица
Группа № _____.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | Итого |
Баллы. |
Если группа выполнила все задания без ошибок – 5 баллов за задание;
Если 1 ошибка – 4 балла; если 2 ошибки – 3. если задание выполнено неверно – 0 баллов. Победитель группа, набравшая наибольшее число баллов.
- Какие классы представляют тип Членистоногие?
- Какие признаки характерны для ракообразных животных?
- Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?
VI. Домашнее задание.
§14, подготовить сообщения по теме «Паукообразные – вредители полей», «Таёжный клещ. Чем он опасен?» «Возбудитель чесотки и меры профилактики её», «Промысловые ракообразные».
Список источников:
- Система программ «1С: Образование 3.0» ЗАО "1C", 2003−2006.
- Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 302, (2) с.: ил.
- Биология. 7-8 классы: тесты / авт. – сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М. Богданарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.