Цели: ознакомление с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка «Хохлома»; формирование умений выполнять элементы хохломской росписи; развитие воображения, художественного вкуса; воспитание интереса к урокам рисования, уважения к тем, кто творит такие произведения.
Ход урока
I. Организация класса.
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности учащихся.
- Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
У. Послушайте стихотворение.
Хохломская роспись
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески,
Солнечной медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома
– Наш урок посвятим изучению старинного народного промысла – Хохломской росписи или Хохломы.
III. Актуализация знаний учащихся
У. Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов.
Внутри дома полотенца вышитые, расписная посуда.
В каждом селе есть свои умельцы, но есть села, в которых все, от мала до велика, занимаются чем-то интересным, выполняют какие-либо интересные вещи. Это и есть промысел.
IV. Вводная часть
У. (Показываю) Использую рисунки «Хохломская роспись»
Посмотрите, какая красивая «богатая» роспись на этих предметах. Это хохломская роспись. И сегодня вы узнаете, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают хохломской росписью. В старину люди ели из деревянной посуды.
Названа эта роспись деревянной посуды и мебели, по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, а когда и как родилось это чудо народных умельцев, вы узнаете из легенды.
(Читаю легенду)
Сказочник.
В древние времена жил в Москве мастер живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил вольную жизнь и поэтому, однажды, тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса.
Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступив через порог – глаз нельзя было отвести от мебели, да и от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела.
Для этого натирал он посуду оловянным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золоте становилось похоже.
Слава о мастере разнеслась оп всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего мастерства, а утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его мастерство односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем, кто захочет.
Мастер. Держит горшочек и рассказывает.
Из легенды вы уже многое узнали о том, как получается посуда с хохломской росписью. Я вам еще напомню, что вытачивается она на токарном станке или вырезается ножом из липы и березы. Затем вещь покрывается тончайшим слоем глины, тщательно прослушивают, покрывают олифой.
Художник (в берете с кистью и мольбертом)
Теперь за дело принимается художник. Сначала все изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.
Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще ярче меняются на золотом и черном фоне. С большим старанием делают хохоломчане свою посуду.
У. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.
Вот элементы хохломской росписи. (показываю элементы хохломской росписи)
«травка», «ягодка», «кудрина», «листочек».
Самые главные виды росписи: «травка», «кудрина». Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Но среди ягод и цветов вдруг могут появиться и фантастические птицы. Сказочный образ жар-птицы с золотым оперением стал традиционным для хохломской росписи.
Необычайное богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхности изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу. В результате появляются новые мотивы орнамента.
Стихотворение
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая хохлома!
И богата и красива
Гостью рада от души
Кубки, чашки и ковши
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент.
Древнесуздальской парчи!
V. Физ. минутка.
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо мы шесть раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам,
Раз, 2, 3, 4, 5
Повторите-ка опять;
Раз, 2, 3, 4, 5.
Красной шапочки совет;
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, 2, 3, 4, 5
Повторите-ка опять:
Раз, 2, 3, 4, 5
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
VI. Работа над новым материалом.
Пословица «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».
У.Давайте рассмотрим изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.)
У. Ребята, какие цвета встречаются в узорах?
Д. В основном это: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый цвета
(Цвета природы)
– Какие чувства символизируют эти цвета? (красный-радость, золотой-тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый – цвет жизни, природы; черный – торжественность)
– Главный элемент росписи – травка, художников называли «травниками».Травки, ягодки, цветы, птицы – все то символы счастливой жизни, как бы олицетворяют мечту людей о счастье.
У. (Объяснение выполнения работы).
- Сначала раскрашиваем стебель с крупными завитками.
- Затем самые крупные травинки. Эти штрихи – травинки наносятся легкими движениями без нажима.
- Раскрашиваем ягодки.
- Тонкой кистью раскрашиваем отдельные элементы. Раскрашиваем легко, свободно, используя такие тонкие удары – черные и красные точки.
Хохломская роспись выполняется кистью то руки. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно поверхности.
VII. Самостоятельная работа учащихся (включить музыку).
– Вот мы прослушали стихи, рассмотрели основные элементы хохломской росписи. Теперь настало время самим поработать в качестве мастеров-художников.
– сегодня вы будете расписывать посуду, но я вам хочу сказать «Учитесь у стариков и природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это будет настоящее творчество!».
Физминутка.
Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в настоящей мастерской, что каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте руки для работы.
У. Выполните самостоятельно узор.
VIII. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
У. Молодцы, вы очень красиво выполнили (выборочно вывесить отдельные работы).
У. ребята, остальные работы, когда все закончите тоже повесим, сделаем выставку, чтобы гости заходили и смотрели.
У. какую особенность травной росписи вам удалось произвести и почувствовать в своей работе?
Д. Узор получается мягких очертаний, легкий и подвижный.
Простые по форме,
А радуют взор,
Богат и наряден
чудесный узор.
По золоту фона
Затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется,
Попробуй, сумей-ка.
А где-то Кудрины
По черному полю
Мерцают, как звезды
В небесном раздолье.
Обобщение изученного материала.
У. С произведениями какого народного декоративно-прикладного искусства вы сегодня познакомились?
Д. Мы сегодня изучали искусство Хохломы – одного из старейших центров Русской культуры, прославленного талантливыми руками народных умельцев.
У. Почему хохломскую роспись называют пламенной и золотой?
Д. Пламенной – хохлому называют потому, что окрашенную посуду закаливают в пламени горячей печи и основной цвет росписи красный.
Д. Золотой – потому, что после того как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают маслеными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся как бы золотыми.
У. Мы очень горды тем, что живем на земле, где работают такие замечательные мастера Золотой Хохломы.