Итоговое занятие по теме "Территория и границы государств"

Разделы: География


Методический замысел учебного проекта

В современных условиях усилился интерес к данной теме т. к в мире произошли крупные изменения:

  • за последние 20 лет часто пересматривались границы государств,
  • распадались государства,
  • формировались новые страны, где возникают конфликтные (территориальные) споры. Недостаток информации в рекомендованном учебнике профильного уровня обучения по данному вопросу заставил нас обратиться к выполнению проекта для более глубокого, полного и детального освещения данной темы.

Подготовка проекта шла в течение месяца и включала следующие стадии:

  1. формирование групп,
  2. сбор дополнительной информации,
  3. консультация с учителем,
  4. “компоновка” собранного материала,
  5. презентация данного материала.

В ходе консультаций выявлен неподдельный интерес учащихся к данной теме, возрастание компетентности учащихся, формирование своего “Я”, развитие творческих интересов и способностей каждого ученика, “включение” его в самостоятельную продуктивную деятельность.

Круг вопросов изучаемых группами.

  • Объекты, входящие в состав геотории.
  • Виды границ.
  • Территориальные споры.
  • Географическое положение Р.Ф.
  • Границы России.
  • Изменение границ России на Дальнем Востоке.
  • Изменение границ на северо-западе России.

Этапы проектной деятельности (по К. В. Сапегину)

Поисковый этап

  • Определения поискового поля и формулирование темы проекта;
  • Поиск и анализ проблемы;
  • Постановка цели проекта.
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК
Предлагаю тему Обсуждает тему
Мотивирую уч-ся к обсуждению Определяет себя в составе группы
Консультирую уч-ся при постановке цели Формулирует (в группе цель проекта

Аналитический этап

  • Анализ имеющейся информации;
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности;
  • Составление плана реализации проекта.
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК
Направляю процесс поиска информации Проводит поиск, сбор, систематизацию материала
Помогаю уточнить (скорректировать) формулировку цели Вступает в коммуникативные отношения с целью получения информации
Организую процесс контроля деятельности и ресурсов Представляет продукт своей деятельности (групповой)
  Осуществляет процесс планирования

Практический этап

  • Выполнение запланированных технологических операций;
  • Внесение изменений в конструкцию и технологию;
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК
Наблюдаю, слушаю Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе
Слежу за соблюдением временных рамок деятельности Осуществляет текущий самоконтроль, обсуждает его результаты

Презентационный этап

  • Подготовка презентационных материалов;
  • Презентация проекта по группам;
  • Изучение возможностей использования результатов проекта(включение в банк проектов, наработка дополнительных материалов для дальнейшего использования в ходе изучения данной темы.
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК
Организую презентацию Предлагает форму презентации
Выступаю в качестве эксперта Проводит презентацию
  Задает вопросы при презентации других групп

Контрольный этап

  • Анализ результатов выполнения проектов;
  • Оценка качества выполнения проекта; рефлексия авторов проекта
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК
Имею возможность оценить сформированность ключевых компетентностей демонстрируемых уч-ся на всех этапах работы над проектом:
  • компетентности в решении проблем, поскольку, работая над проектом, учащиеся решают собственные проблемы;
  • компетентности в работе с информацией;
  • коммуникативной компетентности и др.
Проводит сомооценку проекта;
Оценивает себя в деятельности.

Конспект итогового урока-презентации

Цели:

  • Расширить знания о принципах формирования геотории;
  • Сформировать уважение к незыблемости границ государства
  • Продолжить формирование российской гражданской идентичности

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать знания понятий по теме;
  • Узнать о составе территории государства на современном этапе;
  • Узнать о правилах проведения государственных границ, причинах территориальных споров между государствами;
  • Продолжить формировать блок фактологических знаний по географической номенклатуре.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к целостности современных территорий и границам государств;
  • Формировать убежденность в необходимости выполнения Конституционной обязанности граждан России – защите Отечества.

Развивающие:

  • Формировать умение анализа содержания картографического материала;
  • Развивать навыки поиска и анализа информации;
  • Отработать навыки работы в составе творческой группы;
  • Отработать навыки создания презентаций.

Оборудование:

  • Политическая карта мира;
  • Карты регионов России (физическая карта Дальнего Востока, физическая карта Восточно– Европейской равнины);
  • Компьютерные презентации учащимися своих тем.
  • Проектор;
  • Экран;
  • Компьютер
  • Контурные карты;
  • Рабочие тетради.

Формы и методы обучения

Групповая работа: работа над проектом, включающая в себя работу учащихся с источниками информации и последующее выступление в группах; работа с картами атласа и контурными картами; дискуссия, определенная вопросами, заданными учащимися других групп; презентация подготовленного материала; заполнение таблицы с целью рефлексии (в течении всего занятия).

Ход урока

1. Введение

  • Пояснение выбора темы (мотивация)

Территория и граница государства – что может быть важнее для жизни человека, живущего в стране. Это и мирное небо над головой, и уверенность в завтрашнем дне для себя и своих родных и близких. Это возможность растить детей и делать карьеру. Для того чтобы все это у человека было, необходимо обеспечить охрану и незыблемость границ. Что такое территория государства и государственные границы, как они устанавливаются, какие споры при этом возникают и как они могут быть устранены станет предметом разговора на сегодняшнем уроке. Это очень сложная и интересная тема, и вы сегодня должны показать, как вы с ней справились.

  • Постановка цели и задач урока

Цели и задачи высвечиваются на экране и комментируются.

  • Пояснение хода урока учащимся

Итоговое занятие по учебному проекту включает несколько этапов:

– входная рефлексия и постановка личностно-значимых целей урока,

Что знаю по этой теме Что хотел бы узнать и чему научился Что узнал и чему научился

– освещение вопросов проекта учащимися,
– показ презентации данного материала,
– проведение промежуточной практической работы с целью закрепления материала,
– рефлексия.

В работе по теме данного проекта принимают участие все ребята и после освещения своего вопроса участники других групп задают им вопрос по их теме, подготовленный заранее, т.о. все учащиеся класса принимают активное участие в обсуждении данной темы.

2. Освещение вопросов итогового занятия проекта (выступление групп)

Задачи:

  • актуализировать знания понятий по теме,
  • узнать о правилах проведения границ,
  • узнать о причинах территориальных споров,
  • сформировать умение анализа и поиска информации,
  • совершенствовать навыки работы в составе творческих групп,
  • совершенствовать навыки создания презентации.

Деятельность учителя.

  • содействовать формированию организационного ОУУН (навык планирования самостоятельной деятельности),
  • содействовать формированию коммуникативного ОУУН (определение учащимися форм и видов участия в социализирующей коллективной работе, направленной на единую цель).

Деятельность ученика.

Осмысление полученного задания, распределение обязанностей внутри рабочей группы, обзор литературы и генерализация материала по заданной теме, обобщение полученного и изученного материала и как результат – подготовка и демонстрация презентации групп с пояснениями.

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень мотивации к изучению максимального количества источников информации по заявленной проблематике,
  • выработка навыков совместной деятельности, т.е. проявленная динамика от индивидуальной замотивированности отдельного ученика к высокой групповой сплоченности.
  • применение в своей дальнейшей деятельности коммуникативных навыков:
  • свободно рассуждать на заданную тему,
  • слушать собеседника,
  • сохранять в команде способности к творчеству;
  • информационные навыки:
  • самостоятельный поиск и осмысление информации,
  • использование технических средств.

Выступление 1-й группы на тему: “Объекты, входящие в состав геотории”.

Цели и задачи группы (выяснить):

  • что такое геотория государства (территория, акватория, аэротория).
  • какие объекты входят в состав государства.
  • самые большие и самые маленькие государства по размерам
  • к какому типу государств они относятся.
  • сделать вывод о геотории как факторе экономического развития страны.

Под территорией понимают часть Земного шара, подвластную государству или союзу государств Территория – один из основных признаков, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Таким образом, в состав территории государства входит аэротория (воздушные границы), акватория (водные границы),сухопутные границы и недра. Размер территории, его ГП, особенности социально-экономического положения, наличие ресурсов – все эти факторы предопределяют развитие отношений между государствами и формирование политической карты мира – основной вывод, сделанный группой.

Выступление 2-й группы на тему “Виды границ”.

Цели и задачи группы (выяснить)::

каковы функции границ

  • барьерная,
  • контактная,
  • фильтрующая.

какова цель охраны границ – недопущение противоправного изменения прохождения границ, обеспечение соблюдения режима границ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

каковы этапы установления сухопутных границ:

  • делимитация,
  • демаркация.

Делимитация-определение общего положения и направления государственной границы между отдельными государствами путем переговоров. В ходе делимитации стороны составляют, как правило, по карте, без проведения границ на местности – описание прохождения линии границы, которое может быть самостоятельной статьей в самом договоре или в приложении к нему.

Демаркация – проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками. Примеры – Корея (1949 г.), Вьетнам (1954 г.).

В русских документах термин “ граница” начинает употребляться с первой половины 14 в. Однако понятие “ государственная граница” оказывается зафиксированным гораздо позже – в конце 18 – начале 19 в. Термины “застава”, “караул”, “стража” появились в России в начале 18в.

Особенности установления водных границ.

К берегу государства прилегают территориальные воды – суверенная территория государства протяженностью, согласно международным соглашениям,-12 миль. За территориальными водами расположена прилегающая зона – полоса шириной -12 миль.

Далее над континентальным шельфом и материковым склоном расположена исключительная экономическая зона рыболовства шириной 200 миль.

Очень важным преимуществом Г.П. является наличие выхода к морю. Только 42 государства не обладают выходом к морю, причем это в основном государства с низким уровнем дохода.

Особенности установления воздушных границ.

Вертикальная поверхность, проходящая через сухопутные и водные границы, является границей воздушного пространства и недр государства. Распределение суверенитета государства на воздушной территории закреплено в Международных соглашениях. Все полеты иностранных судов в пределах воздушной территории могут совершаться только с согласия данного государства.

Вывод.

Вопрос о территории государства непосредственно связан с государственными границами – линиями, проведенными на карте и на местности, и перпендикулярами, восстановленными от этих линий до границ Земного пространства с Космосом и до центра земли вглубь ее недр.

Выступление 3-ей группы на тему “Территориальные споры”.

Цели и задачи группы: выяснить

  • что такое территориальные споры,
  • какие виды споров выделяют,
  • каковы пути решения проблем
  • сделать вывод о результатах территориальных споров.

Территориальный спор-это разногласие при делении какой– либо территории, будь то суша, море или воздушное пространство. Они могут привести к войне, последствия которой могут быть необратимы.

Споры делятся на 3 вида:

  • не существует ни демаркационной, ни делимитационной границы
  • существует 2 соперничающие делимитации
  • спор о принадлежности определенной территории какому – либо государству.

Вторая половина 20 века изобиловала конфликтами в Африке,Азии и на территориальном пространстве бывшего Советского Союза. Спорными точками стали отдельные острова и архипелаги в разных частях Мирового океана: Фолклендские, Реюньен, Парасельские, Курильские и др. Начать борьбу за обладание островами или установление контроля над ними побуждают разные причины. И главные из них:

  • геополитические причины,
  • установление контроля над транспортными путями,
  • обеспечение присутствия в регионе,
  • расширение собственной экономической зоны на море,
  • овладение ресурсами спорных островов или их шельфа.

Пути решения проблем:

  • образование кондоминимума – совместного владения (Вануату, бывшие Новые Гебриды и др.)
  • признание суверенитета и передача территории под юрисдикцию другого государства (Гонконг: Китаю – Великобритания) .
  • совместная разработка природных ресурсов или его раздел (о. Шпицберген: Россия – Норвегия.)

Примеры территориальных споров. (озеро Малави: Малави – Замбия, спор за Джамму и Кашмир: Индия и Пакистан, архипелаг Спратли в Южно– Корейском море : Китай – Филиппины, Малайзия)

Вывод.

Территориальные споры не есть решение проблем государства. Они оказывают отрицательное воздействие как на политическое, так и на экономическое развитие страны.

Выступление 4-й группы на тему “Географическое положение России”.

Цели и задачи группы (выяснить):

  • что такое географическое положение России,
  • кому принадлежит Северный Полюс
  • к чему может привести борьба за Северный полюс.

Особенности географического положения России, крайние точки, интересная информация о крайних точках.

Кому принадлежит Северный полюс . Оказывается этот вопрос сложный и спорный, который на протяжении многих лет служит причиной конфликтов между странами. Правовой статус арктического пространства на международном уровне прямо не регламентирован.Фрагментарно он определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями, преимущественно, в сфере охраны окружающей среды. Статус российской арктической зоны был впервые определен в поте Министерства иностранных дел Российской империи от 20 сентября 1916 года. В 1920-х годах ряд прибрежных государств (СССР, Норвегия, Дания, владеющая Гренландией, США и Канада) выдвинули концепцию о “полярных секторах” согласно которой все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора, входят в состав государственной территории. Сегодня ведущие державы мира приготовились к переделу арктического пространства, и в первую очередь тех 1,2 миллиона квадратных километров, принадлежащих России.

Вывод. Передел арктических территорий может привести к еще одному Международному конфликту.

Выступление 5-й группы на тему “Границы России”.

Цели и задачи группы изучить:

  • законы о государственной границе России.
  • пограничные государства,
  • охарактеризовать сухопутные и морские границы России
  • сделать вывод о границах России.

Границы между сопредельными государствами обычно определяются договорами между ними .В России –это Закон “ О государственной границе Российской Федерации” от 1 апреля 1993 года .С изменениями и дополнениями, внесенными 10 августа 1994 года и 29 ноября 1996 года.

Краткая характеристика границ России и пограничных государств.

Длина сухопутных границ России составляет 14,5 тысяч километров, морских-----тыс. км.

Практическая работа; нанесение на контурную карту границ Р.Ф. и обозначение пограничных государств.

Цели работы:

  • закрепить умение работать с контурной картой,
  • продолжить формировать блок фактологических знаний по географической номенклатуре,
  • подвести учащихся к осмыслению величины границ Р.Ф.и сложности их охраны.

Деятельность учащихся.

Перевести интериоризированные (сформированные и полученные внутри себя – ученика) знания к практическому применению, т.е нанесению на контурную карту границ и пограничных государств.

Ожидаемые результаты.

Проявление учащимися глубинных качеств мышления, :как :суждение, обобщение, внимание, а именно: концентрация, переключаемость с одного вида деятельности на другой при выполнении индивидуальной работы.

Выступление 6-й группы на тему “Изменение границ России и СССР на Дальнем Востоке”.

Цели и задачи группы выявить:

  • Причины спорных отношений между Японией и Россией.
  • Сделать вывод о современном состоянии отношений Японии и России.

Симодский трактат 1855 г.

7 февраля 1885 года подписано первое дипломатическое соглашение между Россией и Японией так называемый Симодский трактат. Его подписали : вице –адмирал Е.В.Путятин и Тосиакира Ковадзи.

Петербургский договор 1875 г.

Договор между Россией и Японией, заключенный 25 апреля(1 мая)1875 года в Санкт– Петербурге. По договору Япония соглашалась передать Сахалин, ранее находившийся в совместном владении в собственность России в обмен на все 18 Курильских островов.

Портсмутский договор 1905 г.

Договор сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско– японской войны был подписан Портсмутский мирный договор.

Ялтинская конференция февраль 1945 г.

На Ялтинской конференции 4-12 февраля 1945 года главами правительств СССР, США, Великобритании было подписано “ Соглашение трех великих держав по Дальнему Востоку”, которое предусматривало вступление СССР в войну против Японии через 2-3 месяца после капитуляции Германии, при условии “восстановления принадлежащих России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1905 году.” Третий пункт соглашения предусматривал передачу СССР Курильских островов. В августе 1947 года Дальневосточной комиссией был принят документ “ Основная политика в отношении Японии после капитуляции”, где в пункте первом определяется еще раз, что “ Японский суверенитет ограничивается островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку”

Сан-Францисский договор 1951 г.

Договор подписан между странами антигитлеровской каолиции и Японией 8 сентября 1951 года. Договор официально завершил Вторую мировую войну, Закрепил порядок выплаты репарации союзниками и компенсаций, пострадавшим от японской агрессии стран. Представители СССР отказались его подписать т.к. в тексте договора не закреплен суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами.

Вывод.

Таким образом, на протяжении многих лет ведется спор между Россией и Японией и на данный момент не заключен мирный договор между двумя этими странами.

Выступление 7-й группы на тему “Изменение границ России и СССР на северо-западе страны”.

Цели и задачи группы:

  • Восстановить историю взаимоотношений Финляндии и России.
  • Сделать вывод о современном состоянии отношении двух стран.

Финляндия в составе Российской империи.

В 1809 году по Фридрихсгамскому мирному договору, завершившему последнюю русско-шведскую войну, Россия присоединила себе всю территорию Финляндии. С 1809 по 1917 год Финляндия (Великое княжество Финляндское) являлось частью Российской империи.

Выход из состава России.

Национальное движение за независимость Финляндии получило развитие в ходе Первой мировой войны при поддержке кайзеровской Германии. Непосредственно перед Октябрьской революцией 23 октября (7 ноября) 1917 года — финский сейм провозгласил Финляндию независимым государством. 18(31) декабря 1917 года независимость Финляндии была признана советским правительством.

Территориальные споры о владении Печенегской областью

15 мая 1918 года началась Советско-финская война. Однако, как в Советской России, так и Финляндии, официального статуса войны эти события не получили.

Мирный договор 1920 г.

Заключение 14 октября 1920 года Юрьевского (Тартуского) мирного договора остановило открытые военные действия между двумя странами, целый ряд проблем не был решен. Наиболее важным вопросом в развитии советско– финских отношений был т.н. Карельский вопрос.

Советско-Финская война 1939–1940 гг.

Не добившись успеха в мирных переговорах с финнами, Сталин приступил к решению вопроса военным путем. 30 ноября 1939 года СССР начал боевые действия против Финляндии.18 февраля Советские войска заняли главную полосу обороны линии Маннергейма .начался штурм Выборга.13 марта 1940 года в силу мирного договора между СССР и Финляндией и прекращены боевые действия.

Решение территориальных споров 1944–1945 гг.

4 августа 1944 года президентом Финляндии становиться маршал Маннегргейм, и начинаются мирные переговоры с СССР. По условиям перемирия Финляндия признает границу 1940 года, соглашаясь с потерей территории Выборгской губернии, а также области Петсомо (Печенги).19 сентября 1944 года соглашение о перемирии было подписано в Москве.

Отношение с Финляндией 1945–1991 гг.

После войны у СССР были все основания для лишения Финляндии суверенитета. Но этого не произошло. В 1948 году был подписан “ Договор о сотрудничестве и взаимной помощи”

Вывод.

В результате широкомасштабного сотрудничества финны смогли свою ограниченную свободу превратить в большой шанс впечатляющего экономического развития, благосостояния и национального самоуважения.

3. Закрепление материала – рефлексия.

Задачи:

Самооценка полученных компетенций:

1-коммуникативных

  • монологическая речь,
  • способность логически и грамотно выстраивать сообщения,
  • способность работы в команде.

2-информационных :

  • умение осмыслять прочитанное,
  • навыки использования технических средств для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы.

Деятельность учителя.

Пояснение необходимости перевести интериоризированные знания в практическую плоскость, при работе по заполнению таблицы.

Деятельность ученика.

Осознание полученных компетенций для самооценки своей деятельности в течении времени подготовки к итоговому занятию и наиболее полному заполнению таблицы с целью получить оценочное подтверждение своего участия в проекте и эмоциональному удовлетворению от проделанной работы.

Ожидаемые результаты.

Систематизировать и актуализировать знания по теме. Определить уровень развития мотивационно-потребительской и эмоционально-волевой сфер, т.е выявить степень заинтересованности ученика в предмете. Сформировать личностные качества, рефлексию, самооценку, научить навыкам работы в технологии проекта, применять на практике компьютерные компетенции. Продолжить формирование устойчивого интереса к предмету. Делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

4. Подведение итогов

Деятельность учителя.

Подведение результатов деятельности учащихся с эмоционально– положительной оценкой учителя.

Анализ учителем всей работы групп:

  • на эмоциональном уровне
  • на аналитическом уровне..

Деятельность ученика.

Рефлексия индивидуальной и групповой деятельности на уроке, оформление и окончательное оформление таблицы.

Ожидаемые результаты.

Выполнение целей урока, решение всех поставленных задач, полное усвоение нового материала.

Приложение 1

Список источников и литературы.

  1. Бабурин С.Н. Территория государства: Правовые и геополитические проблемы.– М.: Изд-во МГУ, 1997.
  2. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины.– М . : Российская энциклопедия, 2008.
  3. www.intourion.ru – Статистические данные, история и карты по всем странам и территориям мира.
  4. http://wiki.iteach.ru/images/b/bd/ProjectSS.pdf
  5. http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1318 Статьи о Японии
  6. http://www.pravo.vuzlib.net/book_z101_page_84.html Территориальные споры
  7. http://www.soldati-russian.ru/publ/katalog_raznykh_statej/goroda_i_strany/kratkie_vekhi_sovetsko_finskikh_otnoshenij/71-1-0-1259 Краткие вехи советско-финских отношени
  8. http://olga-beznogowa.narod.ru/p94aa1/p22aa1.html Электронный каталог учителя географиии