Образовательные цели:
закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописание безударных личных окончаний глагола,
учить учащихся работать с орфографическим словарём.
Развивающие цели:
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке, активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, обогащать словарный запас учащихся, развитие творческого совместного труда;
Воспитательные цели:
воспитывать любовь к родному городу; интерес к предмету; умение работать в группах.
Оборудование: компьютер, проектор, книги о г. Котласе, фотографии памятных мест города, карточки с тестом для каждого ученика, карточки с тексом о г. Котласе на парту.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодняшний урок посвящен 95-летию г. Котласа. Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”.
Как вы понимаете эту пословицу?
- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент, все, что мы складывали в наш сундучок, нам нужно показать. А знания покажем по части речи, о которой говорят “…самая живая часть речи, обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий”.
Это……
- Давайте, определим цели урока. (На доске делается схематическая запись).
2. Блиц-опрос. Каждая колонка выбирает ученика. Поочередно ученики рассказывают, что они знают про глагол.
- Это часть речи.
- Обозначает действие предмета.
- Отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”…
- Изменяется по числам, лицам, временам.
- Изменение по лицам и числам называется “спряжением”.
- Глаголы имеют 3 лица: 1-е, 2-е, 3-е.
- 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы; 3-е лицо – он, она, оно, они.
- У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.
- Спряжения глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию.
- Глаголы с суффиксом “е” относятся к 1-му спряжению, с суффиксом “и” ко 2-му спряжению.
- Если в будущем времени употребляют 2 глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола “буду”.
- Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно определить его спряжение.
- Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме.
- Глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на “ить” относятся ко второму спряжению. Исключение “брить”, “стелить”.
- Большинство глаголов на “ать, ять, еть, ыть, оть, уть” - 1-го спряжения, кроме глаголов исключения.
- Глаголы исключения: слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, не дышать, смотреть, вертеть, и зависеть и терпеть. Эти глаголы относятся ко 2-му спряжению.
- Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно:
определить время, число и лицо глагола,
назвать неопределенную форму этого глагола,
по суффиксу определить спряжение.
Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
В настоящем времени глаголы отвечают на вопросы “что делают”, “что делает”.
- В прошедшем времени отвечает на вопросы “что делали?”, “что делал?”, “что делала?”
- В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. Род глагола определяется по роду существительного, с которым он связан в предложении.
- В будущем времени глаголы отвечают на вопросы “что будут делать?” “что сделают?”
- Грамматической формой прошедшего времени является суффикс “л”.
- Глаголы имеют начальную форму, которая называется неопределенной формой или инфинитивом.
- К глаголам может присоединяться суффикс “ся” и “сь”. Такие глаголы называются “возвратными”.
- Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы возвращается на себя, т.е. направлено на того, кто его совершает (умывается, умывает себя).
- В сочетании “тся” мягкий знак не пишется, если глагол стоит в форме 3-го лица.
- В сочетании “ться” мягкий знак пишется, если глагол стоит в неопределенной форме.
- Существует другой способ проверки написания мягкого знака в сочетании “ться” (по вопросу)
- В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящей пишется на конце мягкий знак – это орфограмма.
- Безударные окончания глаголов – это тоже орфограмма. К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями “е” и “ут-ют” (3-е лицо).
- Ко 2-му спряжению относятся глаголы с окончаниями “и” и “ат-ят” (3-е лицо).
- Глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос “что сделать?” не имеют настоящего времени.
- Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида.
- Когда вид глагола несовершенный, он отвечает на вопросы “что делать, что делал, что делаю, что буду делать”.
- Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы “что сделал, что сделать, что сделаю”.
- Глаголы бываю переходными и непереходными.
- Глаголы, которые сочетаются с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога называются переходными.
- Все остальные глаголы называются непереходными.
- Ответы иссякли. Прозвучало последнее высказывание. Подводятся итоги.
- Мы устно повторили, что знаем о глаголе, а сейчас практически покажем свои знания.
4. Индивидуальная проверка. Тест. Каждому выдается лист с заданиями.
1. Что обозначает глагол?
а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает глагол?
а) Кто? Что? б) Какой? Какая? Какое? Какие? в) Что делает? Что сделал?
3. Каким членом предложения выступает глагол?
а) главным членом; б) второстепенным членом.
4. Какое утверждение наиболее полное и верное? “Спряжение – это…”.
а) изменение глагола по лицам; б) изменение глагола по лицам и числам;
в) изменение глагола по временам; г) изменение глагола по лицам и родам.
5. Сколько спряжений у глагола?
а) 1; б) 2; в) 3.
6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:
а) к 1 спр. б) ко 2 спр.
7. Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?
Чтобы____________________________________________________
Взаимопроверка теста. Подведение итогов.
1. Физминутка.
2. Беседа о Котласе. Используются фотографии, выступления ребят, читаются стихи о г. Котласе.
На карточках текст. Задание. Списать, подчеркнуть орфограммы, найти глаголы, определить спряжение.
Город Котлас находится в южной
части Архангельской области, где сливается река
Малая Северная Двина и Вычегда. Котлас, как город, появился 3 июня 1917 года. В этот день было принято постановление о преобразовании поселка при станции Котлас в город Котлас. В черту города входят деревни Жернаково, Петрухинская, Осокориха. В нашем городе проживает 80400 жителей. |
Проверка.
3. Творческая работа.
- Ребята, сегодня мы напишем мини-сочинение. Темы вы видите на доске.
“Котлас – моя малая родина”.
“Котлас – мой родной город”.
“Любимые места моего города”.
“За что я люблю свой город”.
Повторяются правила написания сочинения, проводится словарная работа, слова вывешиваются на доску: Северная Двина, магазин “Адмирал”, музей, театр, боулинг, бассейн и др. Показываются через проектор фотографии. (Приложение)
Задание. В своих сочинениях найти глаголы, определить спряжение.
Зачитываются работы учениками (по желанию).
8. Итог урока. Рефлексия.
- Ответьте, используя незаконченное предложение.
Для меня было важным и интересным…
По этому вопросу я получила разъяснение…
Мне было трудно (почему)…
Для меня было недостаточно…
9. Домашнее задание. Написать мини-сочинение, что нового узнал(а) на уроке. Найти глаголы.
Приложение
Вокзал ст. Котлас - Южный
Стефановская церковь
Площадь Советов
Памятник воинам афганцам
Вечный огонь
Памятник речникам
Музей
Наша школа