Урок русского языка по теме "Глагол. Обобщение". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Образовательные цели:

закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописание безударных личных окончаний глагола,

учить учащихся работать с орфографическим словарём.

Развивающие цели:

развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке, активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, обогащать словарный запас учащихся, развитие творческого совместного труда;

Воспитательные цели:

воспитывать любовь к родному городу; интерес к предмету; умение работать в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, книги о г. Котласе, фотографии памятных мест города, карточки с тестом для каждого ученика, карточки с тексом о г. Котласе на парту.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодняшний урок посвящен 95-летию г. Котласа. Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”.

Как вы понимаете эту пословицу?

- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент, все, что мы складывали в наш сундучок, нам нужно показать. А знания покажем по части речи, о которой говорят “…самая живая часть речи, обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий”.

Это……

- Давайте, определим цели урока. (На доске делается схематическая запись).

2. Блиц-опрос. Каждая колонка выбирает ученика. Поочередно ученики рассказывают, что они знают про глагол.

- Это часть речи.

- Обозначает действие предмета.

- Отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”…

- Изменяется по числам, лицам, временам.

- Изменение по лицам и числам называется “спряжением”.

- Глаголы имеют 3 лица: 1-е, 2-е, 3-е.

- 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы; 3-е лицо – он, она, оно, они.

- У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

- Спряжения глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию.

- Глаголы с суффиксом “е” относятся к 1-му спряжению, с суффиксом “и” ко 2-му спряжению.

- Если в будущем времени употребляют 2 глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола “буду”.

- Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно определить его спряжение.

- Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме.

- Глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на “ить” относятся ко второму спряжению. Исключение “брить”, “стелить”.

- Большинство глаголов на “ать, ять, еть, ыть, оть, уть” - 1-го спряжения, кроме глаголов исключения.

- Глаголы исключения: слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, не дышать, смотреть, вертеть, и зависеть и терпеть. Эти глаголы относятся ко 2-му спряжению.

- Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно:

определить время, число и лицо глагола,

назвать неопределенную форму этого глагола,

по суффиксу определить спряжение.

Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

В настоящем времени глаголы отвечают на вопросы “что делают”, “что делает”.

- В прошедшем времени отвечает на вопросы “что делали?”, “что делал?”, “что делала?”

- В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. Род глагола определяется по роду существительного, с которым он связан в предложении.

- В будущем времени глаголы отвечают на вопросы “что будут делать?” “что сделают?”

- Грамматической формой прошедшего времени является суффикс “л”.

- Глаголы имеют начальную форму, которая называется неопределенной формой или инфинитивом.

- К глаголам может присоединяться суффикс “ся” и “сь”. Такие глаголы называются “возвратными”.

- Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы возвращается на себя, т.е. направлено на того, кто его совершает (умывается, умывает себя).

- В сочетании “тся” мягкий знак не пишется, если глагол стоит в форме 3-го лица.

- В сочетании “ться” мягкий знак пишется, если глагол стоит в неопределенной форме.

- Существует другой способ проверки написания мягкого знака в сочетании “ться” (по вопросу)

- В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящей пишется на конце мягкий знак – это орфограмма.

- Безударные окончания глаголов – это тоже орфограмма. К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями “е” и “ут-ют” (3-е лицо).

- Ко 2-му спряжению относятся глаголы с окончаниями “и” и “ат-ят” (3-е лицо).

- Глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос “что сделать?” не имеют настоящего времени.

- Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида.

- Когда вид глагола несовершенный, он отвечает на вопросы “что делать, что делал, что делаю, что буду делать”.

- Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы “что сделал, что сделать, что сделаю”.

- Глаголы бываю переходными и непереходными.

- Глаголы, которые сочетаются с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога называются переходными.

- Все остальные глаголы называются непереходными.

- Ответы иссякли. Прозвучало последнее высказывание. Подводятся итоги.

- Мы устно повторили, что знаем о глаголе, а сейчас практически покажем свои знания.

4. Индивидуальная проверка. Тест. Каждому выдается лист с заданиями.

1. Что обозначает глагол?

а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

а) Кто? Что? б) Какой? Какая? Какое? Какие? в) Что делает? Что сделал?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

а) главным членом; б) второстепенным членом.

4. Какое утверждение наиболее полное и верное? “Спряжение – это…”.

а) изменение глагола по лицам; б) изменение глагола по лицам и числам;

в) изменение глагола по временам; г) изменение глагола по лицам и родам.

5. Сколько спряжений у глагола?

а) 1; б) 2; в) 3.

6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к 1 спр. б) ко 2 спр.

7. Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы____________________________________________________

Взаимопроверка теста. Подведение итогов.

1. Физминутка.

2. Беседа о Котласе. Используются фотографии, выступления ребят, читаются стихи о г. Котласе.

На карточках текст. Задание. Списать, подчеркнуть орфограммы, найти глаголы, определить спряжение.

Город Котлас находится в южной части Архангельской области, где сливается река Малая Северная Двина и Вычегда.

Котлас, как город, появился 3 июня 1917 года. В этот день было принято постановление о преобразовании поселка при станции Котлас в город Котлас. В черту города входят деревни Жернаково, Петрухинская, Осокориха.

В нашем городе проживает 80400 жителей.

Проверка.

3. Творческая работа.

- Ребята, сегодня мы напишем мини-сочинение. Темы вы видите на доске.

“Котлас – моя малая родина”.

“Котлас – мой родной город”.

“Любимые места моего города”.

“За что я люблю свой город”.

Повторяются правила написания сочинения, проводится словарная работа, слова вывешиваются на доску: Северная Двина, магазин “Адмирал”, музей, театр, боулинг, бассейн и др. Показываются через проектор фотографии. (Приложение)

Задание. В своих сочинениях найти глаголы, определить спряжение.

Зачитываются работы учениками (по желанию).

8. Итог урока. Рефлексия.

- Ответьте, используя незаконченное предложение.

Для меня было важным и интересным…

По этому вопросу я получила разъяснение…

Мне было трудно (почему)…

Для меня было недостаточно…

9. Домашнее задание. Написать мини-сочинение, что нового узнал(а) на уроке. Найти глаголы.

Приложение

Вокзал ст. Котлас - Южный

Стефановская церковь

Площадь Советов

Памятник воинам афганцам

Вечный огонь

Памятник речникам

Музей

Наша школа