Всестороннее развитие слабослышащего школьника и подготовка его к жизни сложная задача. Психофизические возможности глухих и слабослышащих обучающихся в силу их дефекта не адекватны возможностям слышащих школьников. Учитывая особенности детей с недостатками слуха: ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление значений слов, нарушение последовательности логического высказывания, ограниченное понимание читаемого текста, недостатки в произношении, недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточности произношения, но и в ошибочном написании слов, недостатки грамматического строя речи, главным принципом обучения должен быть принцип наглядности. Подтверждением этому служат слова К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы, слайды, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Они создают особую предметно-мотивационную среду, которая способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся и, в результате, формированию их образовательной, когнитивной и коммуникативной компетенции, дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала за счет отражения и запечатления в его сознании воспринимаемых зрительных образов. Без изобразительной наглядности на уроке невозможно эффективное формирование и развитие разного рода компетенций учащихся – как общеучебных, так и конкретно-предметных.
Последние годы мы являемся свидетелями глобального процесса стандартизации нашего образовательного пространства. С нашей точки зрения, для того, чтобы каждый ученик достигал уровня образовательного стандарта, каждой школе необходим новый педагогический инструментарий вместо традиционной методики, одним из таких является информатизация образования. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, - принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.
Мультимедийные технологии представляют безграничные возможности создания средств изобразительной наглядности. В настоящее время компьютер является наиболее совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках одной системы функции нескольких устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, универсального считывающего и воспроизводящего устройства, пишущей машинки, чертежной доски – используемых обычно в учебном процессе. Такая многофункциональность компьютера при работе с источниками информации разного типа позволяет создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых с точки зрения обучающих технологий является интерактивная наглядность – эффект погружения в обучающую программную среду и взаимодействия с ней. Это особый и высший в настоящее время вид наглядности. При этом учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями.
Использование компьютерных технологий в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития детей с нарушением слуха. С помощью компьютера может быть создана особая, личностная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах материала и формируемых элементах учебной деятельности, имеется возможность индивидуального подхода. Благодаря рациональному использованию компьютерных технологий дети с нарушением слуха могут пользоваться информацией недоступной для них при традиционных формах обучения. Это способствует компенсации дефекта слухового анализатора, коррекции нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон психики.
Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVIвека» входят в учебно-методический комплекс. Комплекс ориентирован на обучение детей с нарушением слуха и речи и может быть рекомендован для использования в школах I-II вида, кроме этого может быть использован в общеобразовательных школах. Учебно–методический комплекс состоит из CD диска с презентациями, учебной тетради, тестовых заданий. Весь материал систематизирован, адаптирован и апробирован на практике.
В работе представлены специфические приёмы и методы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры обучающихся среднего звена, способствуют разностороннему развитию школьников, развивают устойчивый познавательный интерес и творческие способности, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности.
В данной работе представлен опыт реализации современных информационных технологий в условиях обучения детей с недостатками слуха, что обеспечивает:
- совершенствование навыков умственной деятельности, логического мышления,
- актуализацию приобретенных знаний и предыдущего опыта,
- активизацию и развитие всех видов памяти - слуховой, зрительной, моторной,
- комфортное состояние каждого ребенка,
- повышение ответственности не только за себя, но и за товарищей,
- адекватную самооценку личности,
- формирование познавательной активности школьников.
Предложенные презентации, позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, не перегруженной текстом, в алгоритмическом порядке.
Содержание, объем и глубина заложенной в презентации информации соответствуют содержанию программы и учебника, возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся. Материал в презентациях приспособлен к комплексному использованию, т.е. органично сочетается с другими средствами обучения.
Презентации наглядны, активизируют внимание обучающихся, вызывают интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате.
В презентациях представлен материал, требующий образного, эмоционального изложения.
Весь материал включает в себя законченную информацию по данной учебной теме (разделу), вопросы, адресованные аудитории и требующие разрешения, в том числе с помощью других средств обуения, рекомендации для самостоятельной работы.
Учебный материал и лексика соответствуют уровню знаний и словарному запасу обучающихся, скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия обучающихся, отображют и моделируют реальные события, факты, явления и процессы.
Учебный материал презентаций изложен в последовательности, определенной научной особенностью материала и методикой его изучения.
Слайды в мультимедийной презентации, объединены в серии в соответствии с логикой изучения темы. Объекты в слайде хорошо скомпонованы и методически правильно расположены в зависимости от восприятия отдельных участков слайда.
С помощью гиперссылок можно с главной страницы перейти на нужную страницу. На слайдах обучающимся предложен адаптированный текст. Встречающиеся в тексте новые термины выделены, определения к ним можно прочитать в словаре, перейдя к нему по гиперссылке. Информацию об исторических личностях, дополнительный материал можно прочесть, перейдя по гиперссылке. В ходе изложения материала, учителем предлагаются различные задания в данной теме. В конце каждой темы имеются вопросы для проверки усвоенного материала.
Разработка собственных мультимедийных материалов презентационного характера является процессом довольно трудоемким и требующим особых навыков. Однако это позволяет учителю-предметнику создавать особую обстановку на уроке – атмосферу творчества, сотрудничества, создавать ту учебную информационную среду, которая способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, приводит к повышению качества нашей работы – т.е. в конечном итоге к тому, ради чего мы каждое утро входим в класс.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.