В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения страны, её народа действительно зависит его судьба. Поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным.
С.А.Козлова дает следующее определение гражданственности: “Интегрированный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в обществе, государстве”. [6]
Исследования А.В.Беляева позволяют выделить в определении гражданственности пять основных аспектов:
- социально-правовой, определяющий нормы и принципы взаимодействия государства с отдельными гражданами;
- педагогический, раскрывающий гражданственность как интегративный комплекс качеств личности, определяющих ее социальную направленность в соответствии с имеющимися общественными и государственными условиями, с личными возможностями и потребностями, с принятыми правовыми и моральными нормами;
- социально-педагогический, конкретизирующий гражданственность через понятие “гражданская культура”;
- социально-психологический, раскрывающий гражданственность через единство со страной, обществом, решимость и стойкость в преодолении трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленный на достижение общественного благополучия, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости;
- морально-этический, определяющий гражданственность через уровень нравственной культуры общества, проявляющейся в ответственности, чувстве долга, гуманности, милосердии, актуализации собственного достоинства. [2]
Г. Кершенштейнер отмечает, что гражданственность, как сложное личностное образование, в структуре отношений состоит из ряда свойств и качеств. Наиболее значимые из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, культура межличностного и межнационального общения. [3]
Е.А.Казаева одним из компонентов гражданственности определяет патриотизм. Патриотизм рассматривает как преданность и любовь к своей Родине, своему народу, как привязанность к месту жительства. [5]
Гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем.
Таким образом, гражданское воспитание складывается из нескольких направлений работы, в ходе которых формируются следующие знания:
- знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека;
- основы правовой культуры и культуры межличностного общения;
- позитивные модели поведения в обществе;
- позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим;
- наличие знаний о жизни человека в сообществах;
- определенные личностные качества;
- коммуникативная компетентность;
Опираясь на вышесказанное, можно констатировать, что гражданское развитие личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса.
Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания?
Для решения данных вопросов была разработана программа дополнительного образования “Воспитание маленького гражданина”.
Цель.
Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- расширять представление о семье, родных и близких;
- обогащать знания о родном крае;
- расширять представление о русском народном быте;
- формировать у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими;
- развивать навыки игрового взаимодействия детей.
Содержание программы разработано на основе парциальных программ: “Наследие” (авт. Е.В.Соловьева, Л.И.Царенко, М.Ю.Новицкая), “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (авт. О.Л.Князева, М.Д.Маханева), “Программа социального развития” (авт. Л.В.Коломейченко). [6, 10]
Отличительной особенностью выступает форма реализации содержания. Формирование гражданской культуры у детей дошкольного возраста осуществляется средствами сюжетно-ролевой игры, поскольку задачи гражданского воспитания органично вписываются в воспитательные задачи сюжетно-ролевой игры.
Игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он практически осуществляет вычленение правил общественного поведении того или иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений.
Система планирования сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем возрасте направлена на решение задач гражданского воспитания. Развитие сюжетно-ролевой игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры, игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических чувств через:
- воспитание любви к семье, родным и близким;
- обогащение знаний о родном крае;
- расширение представлений о русском народном быте;
- формирование у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее благоприятным средством воспитания гражданско-патриотических чувств в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра.
Учитывая возрастные периоды психического развития детей дошкольного возраста, в программе были определены три направления работы.
- Мир людей – раскрывающее вопросы о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые, в рамках которого актуализируется проявление заботы, уважения к ближайшему окружению.
- Малая родина - раскрывающее вопросы знакомства детей с родным городом, обеспечивающее проявление бережного заботливого отношения к достопримечательностям города.
- Истоки народной культуры – раскрывающее вопросы о русском народном быте, традициях, что способствует развитию интереса к культуре своего народа и результатам культурного творчества. (Приложение 1)
В соответствии с данными направлениями подобрана тематика и разработано содержание сюжетно-ролевых игр на младший и средний дошкольный возраст, направленных на решение задач гражданского воспитания.
Подобраны параметры оценки гражданственности и развития сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем дошкольном возрасте. В соответствии с параметрами подобран диагностический инструментарий. Технологическое сопровождение программы (перспективные планы, конспекты сюжетно-ролевых игр, пакет диагностических материалов) вошло в приложение. (Приложения 5, 6, 7, 8, 9, 10)
Технология программы предполагает реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Реализация программы осуществляется на протяжении младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и рассчитана на 2 года. Воплощение содержания программы предусмотрено ежедневно в рамках игровой и совместной деятельности. В совместной деятельности идёт накопление и расширение знаний детей об окружающей действительности. Игровая деятельность организуется как по желанию детей, в зависимости от условий предметно-развивающей среды, так и по инициативе педагога. Обязательным условием при организации игр является проигрывание каждым ребенком всех социальных ролей.
В результате реализации программы у детей будут сформированы следующие навыки гражданственности:
- владеет представлениями об отдельных элементах народной культуры;
- устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, к человеку;
- проявляет сопереживание, сочувствие к героям народных сказок и к окружающим;
- использует народные песни, танцы, водит хороводы;
- использует полученную информацию в специально организованной под руководством взрослого и самостоятельной деятельности;
- владеет основами правовой культуры и культуры межличностного общения;
- с интересом воспринимает информацию о родном городе;
- использует полученную информацию в самостоятельной деятельности;
- владеет разнообразными, адекватными приемами, согласованности своих действий с действиями своего партнера по игре;
- имеет дифференцированное представление о членах семьи, о доминирующих интересах родственников разного пола, осознает право каждого на любимое занятие.
Отслеживание результатов проделанной работы осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Уровень гражданского воспитания определяется по критериям Л.В.Коломийченко, а сюжетно-ролевой игры - в соответствии с критериями Б.Эльконина. (Приложение 2, 3, 4) Отслеживание уровня взаимоотношений и детских предпочтений осуществляется через наблюдение и социометрическое обследование. Основными методами получения результатов является наблюдение и беседа. Оценивая навыки гражданственности особое внимание нужно обращать на становление поведения, на развитие чувств и эмоций.
Формы подведения итогов реализации программы осуществляются средствами открытых просмотров игровой деятельности, показа детских спектаклей, наблюдений самостоятельной деятельности детей и беседы с педагогом и родителями.
Реализация содержания осуществляется в рамках совместной и игровой деятельности с детьми, что обеспечивает вариативность использования данной программы в сочетании с другими комплексными программами.
Тематический план
Направления | Количество игр в младшем возрасте |
Количество игр в младшем возрасте |
Мир людей | 5 игр | 6 игр |
Малая родина | 7 игр | 9 игр |
Русская культура | 6 игр | 8 игр |
Итого | 18 игр | 23 игры |
Содержание работы
Гражданское воспитание в младшем дошкольном возрасте складывается из трех направлений работы:
1) Мир людей.
2) Малая родина.
3) Русская культура.
В рамках данных разделов формируются:
- позитивные модели поведения в обществе;
- позитивное отношение к себе и окружающим;
- наличие знаний о жизни человека в сообществе;
- определенные личностные качества;
- коммуникативная компетентность.
Позитивная модель поведения предполагает, что ребенок способен:
- разрешать конфликтные ситуации;
- учитывать желания, потребности других;
- произвольно контролировать свое поведение.
Позитивное отношение к себе и окружающим включает:
- стимулировать проявление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;
- способность принимать других с особенностями их характера, внешнего вида.
Под личностными качествами имеются в виду:
- активность, инициативность, самостоятельность;
- способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.
Коммуникативная компетентность предполагает:
- умение использовать переговоры, излагать ясно свои предложения;
- владение элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском саду и семье, во время игры;
- проявляет сопереживание, сочувствие, стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам.
Методические рекомендации
Основной формой гражданского воспитания с детьми 3-5 лет выступает сюжетно-ролевая игра и совместная деятельность педагога с детьми. В работе с детьми рекомендуется использовать игровые приемы.
Для осознания детьми моральной стороны своих поступков эффективным приемом выступает разыгрывание с помощью игрушек педагогом сценок, точно воспроизводящих нежелательные действия ребенка.
Воображаемая постановка себя на место другого.
В основе педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от действий и включение положительных форм поведения в представления детей о себе.
Включение положительных форм поведения в представление о себе.
Позволяет на основе представлений о себе, положительно влиять на поведение детей.
Встреча с интересными людьми.
Данный приём позволяет расширить представление детей о социальной действительности, поупражняться в приемах общения с людьми разных профессий, установить простейшие связи между человеком и его отношением к труду.
Решение проблем игрушек.
Данный прием позволяет в практической деятельности поупражнять детей оказании помощи окружающим, разрешении элементарных проблемных ситуаций.
Беседа “Поговорим о хорошем”.
Способствует формированию позитивной модели поведения. Педагог хвалит каждого ребенка за незначительные достижения в области поведения, взаимоотношений, хороших поступков, приобретении новых знаний.
Распределение маленьких подарков.
Данный прием используется не менее двух раз в неделю в вечерний отрезок времени. Педагог показывает равные права каждого ребенка, подчеркивает особенности каждого воспитанника. Его уникальность в чем-то малом.
Оформление альбомов “Мы их знаем”.
Позволяет закрепить знания детей о людях разных профессий, атрибута, показать значимость труда для других.
Наряду с организацией сюжетно-ролевой игры большое внимание уделяется совместной деятельности, в которой и закладываются основы формирования гражданственности.
В рамках обогащения сюжетной игры с детьми проводятся экскурсии, обыгрываются игровые ситуации, анализируется содержание художественных произведений, русских народных сказок, организация народных праздников и развлечений, встречи с интересными людьми, что обеспечивает не только обогащение игровых представлений, но и расширяет представление детей о социальной сфере. Разучивание с детьми русских народных подвижных, хороводных игр, песенок, потешек позволяет обогатить знания о родном крае, “малой родине”, русским народным бытом, традициями, праздниками.
Важным направлением работы по воспитанию ребенка-гражданина выступают традиции группы. Сообщество в целом и каждый из его членов может спокойно и комфортно жить, если в нем существуют установленные традиции. В группе установлены следующие традиции:
- утро радостных встреч;
- сладкий вечер;
- празднование дней рождения детей.
Немаловажное значение играют и групповые нормы. В группе существуют три обязательных правила:
- нельзя бить и обижать людей;
- нельзя ломать и портить результаты труда других;
- нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.
Для того чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для гражданского поведения, взрослым в дошкольном образовательном учреждении необходимо строить общение с детьми на основе уважения и терпимости. Это означает:
- создавать условия для выражения ребенком собственной воли;
- спрашивать мнение ребенка к принятию решений;
- привлекать детей к планированию деятельности и обсуждению результатов;
- создавать условия выбора.
Развивающая среда группы предполагает создание игрового уголка в стиле русской народной избы, внесение предметов обихода, утвари, быта. Подбирается игровое оборудование в соответствии с сюжетом игр, предметы - заместители, модели.
Организацию работы по гражданскому воспитанию необходимо строить в тесном содружестве с семьей. Привлекать родителей к участию в праздниках, экскурсиях, изготовлению игрового оборудования.
Организация сюжетно-ролевой игры планируется еженедельно. В основе руководства игрой лежат взгляды Н.Я. Михайленко, где педагог выступает непосредственным участником игры. Проводится в соответствии с методическими требованиями к организации, структуре игры. Педагогическая работа по развитию игры включает четыре направления:
- подготовка детей к принятию роли;
- обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;
- расширение диапазона принимаемых ребенком ролей;
- подготовка ребенка к ролевому взаимодействию.
Приемы руководства педагога соответствуют этапу работы над сюжетной игрой.
Литература
- Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 9. – С. 64.
- Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. – С. 6.
- Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России): учебно-методическое пособие. – М., 2006.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1986.
- Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание . - 2005. - № 5. – С. 85.
- Князева О.Л., МаханеваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н.Новгород, 1997.
- Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1993.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.,1998.
- Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. – С. 98.
- Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
- Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. – С. 10.
- Маханева М. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. – С. 45.
- Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 11. – С.51.
- Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня. // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 8. – С. 8.
- Суслова Э.К. Растим гражданина. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. – С. 82.
- Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 2. – С. 86.