Авторская программа "Воспитание маленького гражданина" (для детей 3–5 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения страны, её народа действительно зависит его судьба. Поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным.

С.А.Козлова дает следующее определение гражданственности: “Интегрированный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в обществе, государстве”. [6]

Исследования А.В.Беляева позволяют выделить в определении гражданственности пять основных аспектов:

  • социально-правовой, определяющий нормы и принципы взаимодействия государства с отдельными гражданами;
  • педагогический, раскрывающий гражданственность как интегративный комплекс качеств личности, определяющих ее социальную направленность в соответствии с имеющимися общественными и государственными условиями, с личными возможностями и потребностями, с принятыми правовыми и моральными нормами;
  • социально-педагогический, конкретизирующий гражданственность через понятие “гражданская культура”;
  • социально-психологический, раскрывающий гражданственность через единство со страной, обществом, решимость и стойкость в преодолении трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленный на достижение общественного благополучия, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости;
  • морально-этический, определяющий гражданственность через уровень нравственной культуры общества, проявляющейся в ответственности, чувстве долга, гуманности, милосердии, актуализации собственного достоинства. [2]

Г. Кершенштейнер отмечает, что гражданственность, как сложное личностное образование, в структуре отношений состоит из ряда свойств и качеств. Наиболее значимые из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, культура межличностного и межнационального общения. [3]

Е.А.Казаева одним из компонентов гражданственности определяет патриотизм. Патриотизм рассматривает как преданность и любовь к своей Родине, своему народу, как привязанность к месту жительства. [5]

Гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем.

Таким образом, гражданское воспитание складывается из нескольких направлений работы, в ходе которых формируются следующие знания:

  • знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека;
  • основы правовой культуры и культуры межличностного общения;
  • позитивные модели поведения в обществе;
  • позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим;
  • наличие знаний о жизни человека в сообществах;
  • определенные личностные качества;
  • коммуникативная компетентность;

Опираясь на вышесказанное, можно констатировать, что гражданское развитие личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания?

Для решения данных вопросов была разработана программа дополнительного образования “Воспитание маленького гражданина”.

Цель.

Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

  • расширять представление о семье, родных и близких;
  • обогащать знания о родном крае;
  • расширять представление о русском народном быте;
  • формировать у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими;
  • развивать навыки игрового взаимодействия детей.

Содержание программы разработано на основе парциальных программ: “Наследие” (авт. Е.В.Соловьева, Л.И.Царенко, М.Ю.Новицкая), “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (авт. О.Л.Князева, М.Д.Маханева), “Программа социального развития” (авт. Л.В.Коломейченко). [6, 10]

Отличительной особенностью выступает форма реализации содержания. Формирование гражданской культуры у детей дошкольного возраста осуществляется средствами сюжетно-ролевой игры, поскольку задачи гражданского воспитания органично вписываются в воспитательные задачи сюжетно-ролевой игры.

Игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он практически осуществляет вычленение правил общественного поведении того или иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений.

Система планирования сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем возрасте направлена на решение задач гражданского воспитания. Развитие сюжетно-ролевой игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры, игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических чувств через:

  • воспитание любви к семье, родным и близким;
  • обогащение знаний о родном крае;
  • расширение представлений о русском народном быте;
  • формирование у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее благоприятным средством воспитания гражданско-патриотических чувств в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра.

Учитывая возрастные периоды психического развития детей дошкольного возраста, в программе были определены три направления работы.

  1. Мир людей – раскрывающее вопросы о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые, в рамках которого актуализируется проявление заботы, уважения к ближайшему окружению.
  2. Малая родина - раскрывающее вопросы знакомства детей с родным городом, обеспечивающее проявление бережного заботливого отношения к достопримечательностям города.
  3. Истоки народной культуры – раскрывающее вопросы о русском народном быте, традициях, что способствует развитию интереса к культуре своего народа и результатам культурного творчества. (Приложение 1)

В соответствии с данными направлениями подобрана тематика и разработано содержание сюжетно-ролевых игр на младший и средний дошкольный возраст, направленных на решение задач гражданского воспитания.

Подобраны параметры оценки гражданственности и развития сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем дошкольном возрасте. В соответствии с параметрами подобран диагностический инструментарий. Технологическое сопровождение программы (перспективные планы, конспекты сюжетно-ролевых игр, пакет диагностических материалов) вошло в приложение. (Приложения 5, 6, 7, 8, 9, 10)

Технология программы предполагает реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Реализация программы осуществляется на протяжении младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и рассчитана на 2 года. Воплощение содержания программы предусмотрено ежедневно в рамках игровой и совместной деятельности. В совместной деятельности идёт накопление и расширение знаний детей об окружающей действительности. Игровая деятельность организуется как по желанию детей, в зависимости от условий предметно-развивающей среды, так и по инициативе педагога. Обязательным условием при организации игр является проигрывание каждым ребенком всех социальных ролей.

В результате реализации программы у детей будут сформированы следующие навыки гражданственности:

  • владеет представлениями об отдельных элементах народной культуры;
  • устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, к человеку;
  • проявляет сопереживание, сочувствие к героям народных сказок и к окружающим;
  • использует народные песни, танцы, водит хороводы;
  • использует полученную информацию в специально организованной под руководством взрослого и самостоятельной деятельности;
  • владеет основами правовой культуры и культуры межличностного общения;
  • с интересом воспринимает информацию о родном городе;
  • использует полученную информацию в самостоятельной деятельности;
  • владеет разнообразными, адекватными приемами, согласованности своих действий с действиями своего партнера по игре;
  • имеет дифференцированное представление о членах семьи, о доминирующих интересах родственников разного пола, осознает право каждого на любимое занятие.

Отслеживание результатов проделанной работы осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Уровень гражданского воспитания определяется по критериям Л.В.Коломийченко, а сюжетно-ролевой игры - в соответствии с критериями Б.Эльконина. (Приложение 2, 3, 4) Отслеживание уровня взаимоотношений и детских предпочтений осуществляется через наблюдение и социометрическое обследование. Основными методами получения результатов является наблюдение и беседа. Оценивая навыки гражданственности особое внимание нужно обращать на становление поведения, на развитие чувств и эмоций.

Формы подведения итогов реализации программы осуществляются средствами открытых просмотров игровой деятельности, показа детских спектаклей, наблюдений самостоятельной деятельности детей и беседы с педагогом и родителями.

Реализация содержания осуществляется в рамках совместной и игровой деятельности с детьми, что обеспечивает вариативность использования данной программы в сочетании с другими комплексными программами.

Тематический план

Направления Количество игр
в младшем возрасте
Количество игр
в младшем возрасте
Мир людей 5 игр 6 игр
Малая родина 7 игр 9 игр
Русская культура 6 игр 8 игр
Итого 18 игр 23 игры

Содержание работы

Гражданское воспитание в младшем дошкольном возрасте складывается из трех направлений работы:

1) Мир людей.

2) Малая родина.

3) Русская культура.

В рамках данных разделов формируются:

  • позитивные модели поведения в обществе;
  • позитивное отношение к себе и окружающим;
  • наличие знаний о жизни человека в сообществе;
  • определенные личностные качества;
  • коммуникативная компетентность.

Позитивная модель поведения предполагает, что ребенок способен:

  • разрешать конфликтные ситуации;
  • учитывать желания, потребности других;
  • произвольно контролировать свое поведение.

Позитивное отношение к себе и окружающим включает:

  • стимулировать проявление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;
  • способность принимать других с особенностями их характера, внешнего вида.

Под личностными качествами имеются в виду:

  • активность, инициативность, самостоятельность;
  • способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.

Коммуникативная компетентность предполагает:

  • умение использовать переговоры, излагать ясно свои предложения;
  • владение элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском саду и семье, во время игры;
  • проявляет сопереживание, сочувствие, стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам.

Методические рекомендации

Основной формой гражданского воспитания с детьми 3-5 лет выступает сюжетно-ролевая игра и совместная деятельность педагога с детьми. В работе с детьми рекомендуется использовать игровые приемы.

Для осознания детьми моральной стороны своих поступков эффективным приемом выступает разыгрывание с помощью игрушек педагогом сценок, точно воспроизводящих нежелательные действия ребенка.

Воображаемая постановка себя на место другого.

В основе педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от действий и включение положительных форм поведения в представления детей о себе.

Включение положительных форм поведения в представление о себе.

Позволяет на основе представлений о себе, положительно влиять на поведение детей.

Встреча с интересными людьми.

Данный приём позволяет расширить представление детей о социальной действительности, поупражняться в приемах общения с людьми разных профессий, установить простейшие связи между человеком и его отношением к труду.

Решение проблем игрушек.

Данный прием позволяет в практической деятельности поупражнять детей оказании помощи окружающим, разрешении элементарных проблемных ситуаций.

Беседа “Поговорим о хорошем”.

Способствует формированию позитивной модели поведения. Педагог хвалит каждого ребенка за незначительные достижения в области поведения, взаимоотношений, хороших поступков, приобретении новых знаний.

Распределение маленьких подарков.

Данный прием используется не менее двух раз в неделю в вечерний отрезок времени. Педагог показывает равные права каждого ребенка, подчеркивает особенности каждого воспитанника. Его уникальность в чем-то малом.

Оформление альбомов “Мы их знаем”.

Позволяет закрепить знания детей о людях разных профессий, атрибута, показать значимость труда для других.

Наряду с организацией сюжетно-ролевой игры большое внимание уделяется совместной деятельности, в которой и закладываются основы формирования гражданственности.

В рамках обогащения сюжетной игры с детьми проводятся экскурсии, обыгрываются игровые ситуации, анализируется содержание художественных произведений, русских народных сказок, организация народных праздников и развлечений, встречи с интересными людьми, что обеспечивает не только обогащение игровых представлений, но и расширяет представление детей о социальной сфере. Разучивание с детьми русских народных подвижных, хороводных игр, песенок, потешек позволяет обогатить знания о родном крае, “малой родине”, русским народным бытом, традициями, праздниками.

Важным направлением работы по воспитанию ребенка-гражданина выступают традиции группы. Сообщество в целом и каждый из его членов может спокойно и комфортно жить, если в нем существуют установленные традиции. В группе установлены следующие традиции:

  • утро радостных встреч;
  • сладкий вечер;
  • празднование дней рождения детей.

Немаловажное значение играют и групповые нормы. В группе существуют три обязательных правила:

  • нельзя бить и обижать людей;
  • нельзя ломать и портить результаты труда других;
  • нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Для того чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для гражданского поведения, взрослым в дошкольном образовательном учреждении необходимо строить общение с детьми на основе уважения и терпимости. Это означает:

  • создавать условия для выражения ребенком собственной воли;
  • спрашивать мнение ребенка к принятию решений;
  • привлекать детей к планированию деятельности и обсуждению результатов;
  • создавать условия выбора.

Развивающая среда группы предполагает создание игрового уголка в стиле русской народной избы, внесение предметов обихода, утвари, быта. Подбирается игровое оборудование в соответствии с сюжетом игр, предметы - заместители, модели.

Организацию работы по гражданскому воспитанию необходимо строить в тесном содружестве с семьей. Привлекать родителей к участию в праздниках, экскурсиях, изготовлению игрового оборудования.

Организация сюжетно-ролевой игры планируется еженедельно. В основе руководства игрой лежат взгляды Н.Я. Михайленко, где педагог выступает непосредственным участником игры. Проводится в соответствии с методическими требованиями к организации, структуре игры. Педагогическая работа по развитию игры включает четыре направления:

  • подготовка детей к принятию роли;
  • обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;
  • расширение диапазона принимаемых ребенком ролей;
  • подготовка ребенка к ролевому взаимодействию.

Приемы руководства педагога соответствуют этапу работы над сюжетной игрой.

Литература

  1. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 9. – С. 64.
  2. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. – С. 6.
  3. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России): учебно-методическое пособие. – М., 2006.
  4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1986.
  5. Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание . - 2005. - № 5. – С. 85.
  6. Князева О.Л., МаханеваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н.Новгород, 1997.
  7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1993.
  8. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.,1998.
  9. Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. – С. 98.
  10. Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
  11. Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. – С. 10.
  12. Маханева М. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. – С. 45.
  13. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 11. – С.51.
  14. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня. // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 8. – С. 8.
  15. Суслова Э.К. Растим гражданина. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. – С. 82.
  16. Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 2. – С. 86.