Занятие по формированию фонетической стороны речи в подготовительной логопедической группе "Звук [П]"

Разделы: Логопедия


Цели:

коррекционно-образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о звуке [п], дать ему характеристику;

- закрепить произношение звука [п] в слогах, словах и фразовой речи;

- упражнять в определении места звука [п] в слове;

- продолжать учить детей звуковому анализу и синтезу слова из трех звуков;

- упражнять в умении преобразовывать деформированную фразу;

- активизировать речевую деятельность детей;

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать мимическую выразительность речевых мышц;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг другу;

Оборудование (Приложение):

- зеркала на каждого ребенка;

- сигнальные карточки на каждого ребенка;

- мяч;

- мягкая игрушка: медвежонок;

- звуковая таблица;

- плоскостные картинки: Фея согласных твердых звуков, воздушная струйка, Звукознайкин

- звуковые домики;

- разноцветные магнитики для выкладывания бус;

- плакат с наклеенными картинками;

- пеналы с раздаточным материалом для выкладывания звуковой схемы;

- демонстрационные звуковые символы;

- картинки: чайник кипит; паровоз пыхтит;

- картинка с изображением девочки, идущей по полю.

Ход занятия

1. Оргмомент. Дети стоят в кругу.

А) Мимическое упражнение.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.

- Но мы не будем унывать, ведь у нас сегодня гости. Давайте улыбнемся и скажем им: “Здравствуйте”.

Б) Игра с мячом “Назови слово со звуком [м]”.

- На прошлом занятии мы подружились со звуком [м].

“Мячик мой передавай, слова со звуком [м] называй”

2. Дети садятся на свои места.

- Сядьте правильно. Сегодня в гости к нам пришел медвежонок Пух.

Отгадайте загадки, которые он приготовил для вас:

- Лежит под ухом, набита пухом (Подушка)

- Наткет, наплетет, сидит добычу ждет (Паук)

Паук, подушка – какой первый звук в словах-отгадках?

А какой первый звук в имени медвежонка Пух?

Кто догадался, какой звук сегодня именинник? (Ответы детей)

3. Работа с зеркалами.

- Поставьте на стол зеркала. Давайте три раза по моей команде произнесем звук [П].

- Что делают наши губки? (Они смыкаются, а затем раскрываются под мгновенным выходом воздуха)

- Где находится наш язычок? (Он находится у нижних зубов)

4. Работа со звуковой таблицей.

- Попробуем дать характеристику звуку [П]. Есть ли преграда на пути воздушной струйки (показ картинки), когда мы произносим этот звук? Что является преградой? Если есть преграда, то какой это звук: гласный или согласный?

- Положите руку на горлышко, произнесем два раза звук [П]. Наш голосовой моторчик работает или молчит?

Наше горлышко молчит, значит, звук [П] – глухой или звонкий? Звук [П] твердый или мягкий? Квадратиком какого цвета мы будем обозначать звук [П]? Звук [П] будет жить в домике Феи согласных твердых звуков (показывается ФЕЯ, ставится около домика).

- Дети, расскажите Звукознайкину (показ плоскостной фигуры Звукознайкина), что мы узнали о звуке [П]? (Дети (2-3 человека) дают полную характеристику звуку)

5. Фонетические упражнения. – Дети, это чайник (показ картинки). Послушайте, как он пыхтит: П-П-П-… (Дети сначала все вместе, затем по одному (3-4 человека) произносят: П-П-П-…)

Паровоз тоже умеет пыхтеть: П-П-П-…. Послушаем девочек, а теперь – мальчиков. (Дети произносят звук [П])

6. Логопед: Приготовьте сигнальные карточки-светофорчики! Сейчас я буду произносить разные звуки, как только услышите звук [П], поднимите сигнальную карточку: А, У, М, П, С, П, Т, К, П, И, П,….

- Приготовьте ладошки. Сейчас я буду произносить разные слоги, как только вы услышите слог с звуком [П], хлопните в ладоши: ПА, ТА, КО, МУ, ПУ, СА, ПЫ, ЛУ, ДУ, ПЭ….

Встаньте, руки на поясе:

- Я буду произносить разные слова, как только вы услышите слово со звуком [П], топните правой ногой: самолет, крыша, пакет, сумка, подсолнух, стул, диван, окно, пушка, пол, сок, помидор….

7. Игра “Запомни, повтори” Наш Пух очень любит играть. Поиграем с медвежонком?

“Раз, два, три – запомни, повтори”

ПА-ПО-ПУ
АП-ОП-УП

ПЫ-ПА-ПО
УП-АП-ОП

ПТА-ПТО-ПТУ
ПТЫ-ПТА-ПТУ

8. - Посмотрите, какую картину принес вам Медвежонок Пух. (Выставляется картина). Послушайте слова-названия картинок: пароход, помидор, … и т.д.

- Назовите те слова, в которых звук [П] находится в начале слова.

- Назовите слова, в которых звук [П] живет в середине слова.

- Найдите слова, где звук [П] спрятался в конце слова. (Ответы детей)

Любит прятаться звук [П].

На полу, на потолке, в лампе, даже на окне (подоконник),
И на полке он живет, даже в шапку нос сует.
И в пальто, друзья, он ходит,
По спине моей проходит,
На лицо твое пробрался,
Там и спрятался, остался. (Подбородок)

9. Физкультминутка “Чистоговорки с движением”.

Логопед: Встаньте около своих мест:

- Мы сейчас не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики,
Попугай, не зевай, а за мною повторяй
- Па-па-па—вот крупа – руки вверх, в стороны, вниз — “пружинка”
- Пы-пы-пы—нет крупы—хлопки вверху—за спиной – повороты вправо-влево
- Уп-уп-уп – мы варили суп – выставлять по очереди то правую, то левую ногу
- Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп – сжимать и разжимать кулачки – хлопки

10. Игра “Бусы”.

- Медвежонок ПУХ пришел к нам не с пустыми руками: он принес картину. А мы ему подарим разноцветные бусы, которые вы соберете своими руками. Каждая бусинка – это слово, в котором будет жить звук [П]. (Вызываются дети по желанию, они называют слова, выкладывают бусы-магнитики).

- Молодцы, ребята, много слов придумали, поэтому бусы получились длинные и красивые!

11. Пока Пух смотрел, как вы собираете бусы, у него перепутались все слова в предложении. Верните слова на место, скажите предложение правильно:

Пароход, реке, плыл, по, белый
Павел, реке, карпа, в, поймал.
Собирала, поляне, на, лесной,
Поля, подснежники.

12. Посмотрите, это – девочка Поля, она идет по полю. (Выставляется картинка). Послушайте: “Шла по полю Поля”. Я, выделяя голосом каждое слово по порядку, буду спрашивать вас, а вы отвечать утвердительно. (Шла по полю Поля? Да, шла по полю Поля. …и т.д.)

13. Работа с кассами.

- А теперь попробуйте построить звуковой домик для слова ПУХ.

(Дети выкладывают звуковую схему, дают характеристику каждому звуку. Один ребенок идет к магнитной доске, выкладывает схему слова ПУХ).

- Звуки пошли гулять, позови их домой по очереди!

Сколько звуков живет в домике? (Три)

- Сколько гласных звуков, сколько согласных звуков в этом слове. Назови их.

(Затем дети (3 человека по очереди) дают характеристику каждому звуку).

14. Итог занятия.

- О каком звуке мы сегодня говорили?

- Кто приходил к нам в гости?

- Как вы думаете, Пух захочет еще раз к нам прийти, поиграть, позаниматься с вами?

Я тоже так думаю, потому что вы меня сегодня порадовали и Пуха тоже.

Пух очень доволен и дарит вам, как будущим первоклассникам, закладки для книг, на которых написаны такие слова: “Ты меня порадовал (порадовала)”.