Цели:
коррекционно-образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о звуке [п], дать ему характеристику;
- закрепить произношение звука [п] в слогах, словах и фразовой речи;
- упражнять в определении места звука [п] в слове;
- продолжать учить детей звуковому анализу и синтезу слова из трех звуков;
- упражнять в умении преобразовывать деформированную фразу;
- активизировать речевую деятельность детей;
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать мимическую выразительность речевых мышц;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг другу;
Оборудование (Приложение):
- зеркала на каждого ребенка;
- сигнальные карточки на каждого ребенка;
- мяч;
- мягкая игрушка: медвежонок;
- звуковая таблица;
- плоскостные картинки: Фея согласных твердых звуков, воздушная струйка, Звукознайкин
- звуковые домики;
- разноцветные магнитики для выкладывания бус;
- плакат с наклеенными картинками;
- пеналы с раздаточным материалом для выкладывания звуковой схемы;
- демонстрационные звуковые символы;
- картинки: чайник кипит; паровоз пыхтит;
- картинка с изображением девочки, идущей по полю.
Ход занятия
1. Оргмомент. Дети стоят в кругу.
А) Мимическое упражнение.
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
- Но мы не будем унывать, ведь у нас сегодня гости. Давайте улыбнемся и скажем им: “Здравствуйте”.
Б) Игра с мячом “Назови слово со звуком [м]”.
- На прошлом занятии мы подружились со звуком [м].
“Мячик мой передавай, слова со звуком [м] называй”
2. Дети садятся на свои места.
- Сядьте правильно. Сегодня в гости к нам пришел медвежонок Пух.
Отгадайте загадки, которые он приготовил для вас:
- Лежит под ухом, набита пухом (Подушка)
- Наткет, наплетет, сидит добычу ждет (Паук)
Паук, подушка – какой первый звук в словах-отгадках?
А какой первый звук в имени медвежонка Пух?
Кто догадался, какой звук сегодня именинник? (Ответы детей)
3. Работа с зеркалами.
- Поставьте на стол зеркала. Давайте три раза по моей команде произнесем звук [П].
- Что делают наши губки? (Они смыкаются, а затем раскрываются под мгновенным выходом воздуха)
- Где находится наш язычок? (Он находится у нижних зубов)
4. Работа со звуковой таблицей.
- Попробуем дать характеристику звуку [П]. Есть ли преграда на пути воздушной струйки (показ картинки), когда мы произносим этот звук? Что является преградой? Если есть преграда, то какой это звук: гласный или согласный?
- Положите руку на горлышко, произнесем два раза звук [П]. Наш голосовой моторчик работает или молчит?
Наше горлышко молчит, значит, звук [П] – глухой или звонкий? Звук [П] твердый или мягкий? Квадратиком какого цвета мы будем обозначать звук [П]? Звук [П] будет жить в домике Феи согласных твердых звуков (показывается ФЕЯ, ставится около домика).
- Дети, расскажите Звукознайкину (показ плоскостной фигуры Звукознайкина), что мы узнали о звуке [П]? (Дети (2-3 человека) дают полную характеристику звуку)
5. Фонетические упражнения. – Дети, это чайник (показ картинки). Послушайте, как он пыхтит: П-П-П-… (Дети сначала все вместе, затем по одному (3-4 человека) произносят: П-П-П-…)
Паровоз тоже умеет пыхтеть: П-П-П-…. Послушаем девочек, а теперь – мальчиков. (Дети произносят звук [П])
6. Логопед: Приготовьте сигнальные карточки-светофорчики! Сейчас я буду произносить разные звуки, как только услышите звук [П], поднимите сигнальную карточку: А, У, М, П, С, П, Т, К, П, И, П,….
- Приготовьте ладошки. Сейчас я буду произносить разные слоги, как только вы услышите слог с звуком [П], хлопните в ладоши: ПА, ТА, КО, МУ, ПУ, СА, ПЫ, ЛУ, ДУ, ПЭ….
Встаньте, руки на поясе:
- Я буду произносить разные слова, как только вы услышите слово со звуком [П], топните правой ногой: самолет, крыша, пакет, сумка, подсолнух, стул, диван, окно, пушка, пол, сок, помидор….
7. Игра “Запомни, повтори” Наш Пух очень любит играть. Поиграем с медвежонком?
“Раз, два, три – запомни, повтори”
ПА-ПО-ПУ
АП-ОП-УП
ПЫ-ПА-ПО
УП-АП-ОП
ПТА-ПТО-ПТУ
ПТЫ-ПТА-ПТУ
8. - Посмотрите, какую картину принес вам Медвежонок Пух. (Выставляется картина). Послушайте слова-названия картинок: пароход, помидор, … и т.д.
- Назовите те слова, в которых звук [П] находится в начале слова.
- Назовите слова, в которых звук [П] живет в середине слова.
- Найдите слова, где звук [П] спрятался в конце слова. (Ответы детей)
Любит прятаться звук [П].
На полу, на потолке, в лампе, даже на окне (подоконник),
И на полке он живет, даже в шапку нос сует.
И в пальто, друзья, он ходит,
По спине моей проходит,
На лицо твое пробрался,
Там и спрятался, остался. (Подбородок)
9. Физкультминутка “Чистоговорки с движением”.
Логопед: Встаньте около своих мест:
- Мы сейчас не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики,
Попугай, не зевай, а за мною повторяй
- Па-па-па—вот крупа – руки вверх, в стороны, вниз — “пружинка”
- Пы-пы-пы—нет крупы—хлопки вверху—за спиной – повороты вправо-влево
- Уп-уп-уп – мы варили суп – выставлять по очереди то правую, то левую ногу
- Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп – сжимать и разжимать кулачки – хлопки
10. Игра “Бусы”.
- Медвежонок ПУХ пришел к нам не с пустыми руками: он принес картину. А мы ему подарим разноцветные бусы, которые вы соберете своими руками. Каждая бусинка – это слово, в котором будет жить звук [П]. (Вызываются дети по желанию, они называют слова, выкладывают бусы-магнитики).
- Молодцы, ребята, много слов придумали, поэтому бусы получились длинные и красивые!
11. Пока Пух смотрел, как вы собираете бусы, у него перепутались все слова в предложении. Верните слова на место, скажите предложение правильно:
Пароход, реке, плыл, по, белый
Павел, реке, карпа, в, поймал.
Собирала, поляне, на, лесной,
Поля, подснежники.
12. Посмотрите, это – девочка Поля, она идет по полю. (Выставляется картинка). Послушайте: “Шла по полю Поля”. Я, выделяя голосом каждое слово по порядку, буду спрашивать вас, а вы отвечать утвердительно. (Шла по полю Поля? Да, шла по полю Поля. …и т.д.)
13. Работа с кассами.
- А теперь попробуйте построить звуковой домик для слова ПУХ.
(Дети выкладывают звуковую схему, дают характеристику каждому звуку. Один ребенок идет к магнитной доске, выкладывает схему слова ПУХ).
- Звуки пошли гулять, позови их домой по очереди!
Сколько звуков живет в домике? (Три)
- Сколько гласных звуков, сколько согласных звуков в этом слове. Назови их.
(Затем дети (3 человека по очереди) дают характеристику каждому звуку).
14. Итог занятия.
- О каком звуке мы сегодня говорили?
- Кто приходил к нам в гости?
- Как вы думаете, Пух захочет еще раз к нам прийти, поиграть, позаниматься с вами?
Я тоже так думаю, потому что вы меня сегодня порадовали и Пуха тоже.
Пух очень доволен и дарит вам, как будущим первоклассникам, закладки для книг, на которых написаны такие слова: “Ты меня порадовал (порадовала)”.