Урок черчения "Сечения. Построение целесообразного сечения". 8-й класс

Разделы: Технология, Презентация к уроку

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (832 кБ)


Цели урока:

Учебные:

  1. Дать понятие о сечении, его назначении, правилах построения;
  2. Познакомить школьников с алгоритмом построения сечения;
  3. Формирование графических навыков.

Развивающие: Развитие пространственных представлений.

Воспитательные: Воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

Оборудование:

Для учителя:

  1. Компьютерное обеспечение, мультимедийная установка;
  2. Презентация к уроку;
  3. Конспект урока;
  4. Раздаточный материал и рабочие листы для тренировочных упражнений;
  5. Классная доска;
  6. Мел;
  7. Инструменты, материалы, принадлежности.

Для учащихся:

  1. Тетрадь;
  2. Инструменты, материалы, принадлежности;
  3. Учебник.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих.

2. Введение (в тему занятия).

Ребята, обратите внимание на экран. Здесь представлены чертежи хорошо знакомых нам изделий (слайд 2). Рассмотрим чертеж санок.

Вопрос: Понятна ли нам по данному чертежу конструкция санок?

Ответ: Да, понятна.

Вопрос: А конфигурация полозьев?

Ответ: Нет, конфигурацию полозьев по этому чертежу понять невозможно.

По представленным чертежам мы не можем четко охарактеризовать геометрическую форму данных предметов.

В быту, в технике часто встречаются предметы и детали, форму которых сложно передать на чертеже, представленным одним, двумя, тремя видами и даже наглядным изображением.

Какой же выход? Что необходимо сделать, чтобы мы могли, глядя на чертеж, однозначно определить форму детали? По-видимому, необходимо какое-то новое изображение, позволяющее «увидеть» конструктивное строение каждого элемента предмета.

Вопрос: Что вы можете предложить для решения проблемы? Что нужно сделать, чтобы конфигурация полозьев санок была понятна?

Ответ:

Ученик может выйти к доске и зарисовать поперечную форму полозьев санок (или свое видение решения поставленной проблемы).

3. Объяснение нового материала.

На данном рисунке (слайд 3) нам показано изображение столового ножа.

Вопрос: Ребята, глядя на эти изображения, нам понятна форма ножа?

Ответ: Да, форма ножа понятна.

Мы видим, что в нескольких местах введены плоскости, и показана поперечная форма ножа в месте введения этих плоскостей.

В данном случае выполнено сечение. Сечение – это условность, принятая в черчении. Никто в действительности наш предмет не ломает, не рассекает и не распиливает.

Используется сама суть распила, и секущую плоскость вводят мысленно, и фигуру сечения представляют мысленно.

Секущую плоскость всегда проводят перпендикулярно к общему направлению детали (слайд 4) или к ее оси и выявляют в этом месте ее поперечное строение, определяя геометрическую форму фигуры сечения. Обратите внимание, что в сечении показывают только то, что попало в секущую плоскость.

Итак, мы убедились, что иногда чертеж, представленный двумя, тремя видами и даже наглядным изображением, не достаточно полно передает нам геометрическую форму детали. В этом случае нам на помощь приходит условность, которую называют «сечение».

Запишем в тетрадь тему урока: «Сечения».

Вопрос: Проанализируйте вышесказанное и попробуйте дать определение, что называется сечением?

Ответ:

Сечение – это изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью. В сечении показывают только то, что попало в секущую плоскость (слайд 5).

Записываем определение в тетрадь.

Раздаю рабочие листы для практической работы.

Каждый из вас получил чертеж такой же, как представлен на доске.

Давайте попробуем построить фигуры сечения к данной детали.

Вопрос: Какой первый этап работы?

Ответ: Анализ геометрической формы.

Вопрос: Дайте анализ геометрической формы детали.

Ответ: Деталь образована сочетанием двух соосных цилиндров различного диаметра. В одном из цилиндров – сквозное цилиндрическое отверстие, перпендикулярное его оси, в другом – вырез в виде параллелепипеда.

Ребята, вы работаете прямо на этих листах, потом их вклеите в тетрадь.

Вопрос: Как вы думаете, в каких местах целесообразно выполнить сечения?

Ответ: В первом цилиндре там, где имеется вырез, во втором цилиндре – через ось сквозного отверстия.

Хорошо, сначала выполним сечение прямо под первым цилиндром.

Вопрос: Как будет выглядеть фигура сечения? Проанализируем ее графический состав и симметричность.

Ответ: Фигура сечения будет представлять собой окружность, а в верхней ее части – вырез. Фигура сечения будет симметрична одной оси симметрии.

Я работаю на доске, учащиеся – на своих рабочих листах.

Чертим окружность, начиная с осей симметрии. Радиус окружности берем прямо с чертежа.

Строим вырез, размеры выреза берем с вида слева.

Вопрос: Мы закончили строить фигуру сечения?

Ответ: Нет, нужно, наверно, сечение выделить штриховкой.

Да, вы уже заметили, что фигура сечения выделяется.

Вопрос: Как вы думаете, для чего фигура сечения выделяется?

Ответ: Для того чтобы фигура сечения отличалась от видов.

Графическое выделение сечения зависит от того, из какого материала выполняется деталь (слайд 6).

Если деталь изготавливается из металлов и твердых сплавов, то фигура сечения выделяется штриховкой. Штриховка выполняется сплошной тонкой линией толщиной S/3 под углом 45 градусов к линии рамки чертежа. Расстояние между штрихами 2-3 мм.

Наклон штриховки может быть как влево, так и вправо, но одинаковым для всех сечений одной детали (слайд 7).

Пластмасса и неметаллические материалы (картон, резина) выделяются штриховкой в двух направлениях, угол наклона 45 гр. к линии рамки чертежа (слайд 6). Толщина линий S/3. Расстояние между линиями штриховки 2-3 мм

Дерево выделяется волнистой линией, ее толщина S/3.

Стекло и другие светопрозрачные материалы выделяются штрихами. Толщина линий - S/3. Угол наклона – 45 гр. Длина большего штриха в два раза больше длины меньшего.

Возвращаемся к нашему сечению.

Вопрос: Из какого материала выполнена наша деталь?

Ответ: Из стали.

Вопрос: Каким образом мы будем выделять фигуру сечения?

Ответ: Штриховкой сплошной тонкой линией толщиной S/3 под углом 45 градусов к линии рамки чертежа. Расстояние между штрихами 2-3 мм.

- Выделяем фигуру сечения.

Теперь выполним второе сечение.

Вопрос: Проанализируем графический состав и симметричность фигуры сечения.

Ответ: Фигура сечения будет в виде окружности, и еще будут две горизонтальные линии – проекции сквозного отверстия.

- Это сечение построим на свободном поле чертежа, там, где у вас есть место.

Чертим окружность, начиная с осей симметрии. Радиус окружности берем прямо с чертежа. Чертим горизонтальные линии, показывающие, сквозное отверстие.

Вопрос: Что нужно выделить штриховкой?

Ответ: Верхнюю и нижнюю часть сечения.

Вопрос: Как выполняем наклон штриховки влево или вправо?

Ответ: Неважно, главное, чтобы было также как в первом сечении, так как это сечения одной и той же детали.

Вопрос: Посмотрите внимательно на наше сечение. Мы все правильно выполнили? Вспомните, что показывается в сечении?

Ответ: В сечении показывают только то, что попало в секущую плоскость. Значит, нам не нужно показывать те части окружности, которые находятся за секущей плоскостью.

Рассмотрим чертеж на экране (слайд 8). Если мы удалим линии, которые на чертеже выделены красным цветом, то сечение распадется на две половинки.

Внимание! Мы правильно выполнили сечение.

Если секущая плоскость проходит через ось отверстия или углубления, ограниченного поверхностью вращения (цилиндрической, конической, сферической), в сечении показывают то, что попало в секущую плоскость и контур отверстия или углубления, расположенный за ней.

Это нужно запомнить.

Обратите внимание на чертеж ниже. В данном случае секущая плоскость проходит через призматическое сквозное отверстие. Фигура сечения распадается на несколько частей. Сечение в данном случае не выполняют.

Сечения бывают наложенными и вынесенными. Вынесенные сечения располагают вне контура изображения детали, а наложенные – непосредственно на видах.

На данном чертеже (слайд 9) нам представлены вынесенные сечения.

Если сечение располагают на свободном поле чертежа, положение секущей плоскости указывают разомкнутой линией с указанием стрелками направления взгляда.

Толщина разомкнутой линии 2 S.

Вопрос: Толщина какой линии обозначается S?

Ответ: Это толщина основной сплошной толстой линии.

Вопрос: Сколько в миллиметрах будет толщина сплошной толстой основной линии?

Ответ: 1 мм.

Вопрос: Значит, какая толщина разомкнутой линии в миллиметрах?

Ответ: 2 мм.

Длина разомкнутой линии 8 – 20 мм. Стрелки располагают перпендикулярно к штрихам разомкнутой линии на расстоянии 3 мм от внешнего края. Длина линии под стрелку 15 мм.

Вопрос: Какова длина стрелки?

Ответ: 5 мм.

С внешних сторон проставляют одинаковые прописные буквы русского алфавита. Над сечением пишут те же буквы через тире шрифтом №7.

Вопрос: Какова будет высота прописной буквы, если номер шрифта 7?

Ответ: 7 мм.

Если фигура сечения симметрична (показываю на чертеже), то сечение может располагаться на продолжении линии сечения. Эта линия является проекцией секущей плоскости. В данном случае сечение не обозначается.

Вынесенное сечение обводится сплошной толстой основной линией – линией видимого контура.

Теперь рассмотрим чертежи, где представлены наложенные сечения (слайд 10).

Наложенное сечение используют в том случае, если форма детали не очень сложная и наложенное сечение не мешает чтению чертежа.

На верхнем чертеже, мы видим, наложенное сечение мешает чтению чертежа, поэтому лучше его выполнить вынесенным.

На чертежах внизу выполнены наложенные сечения симметричных деталей. В данном случае они никак не обозначаются.

На чертеже справа представлено наложенное сечение несимметричной детали. В данном случае проводят разомкнутую линию и указывают направление взгляда без буквенного обозначения.

Наложенное сечение обводится сплошной тонкой линией.

Вопрос: Какова толщина сплошной тонкой линии?

Ответ: S/3.

- Вернемся к нашему чертежу. Давайте обозначим фигуры сечений.

Первое сечение у нас располагается там, где вводили секущую плоскость. То есть оно у нас может располагаться на продолжении секущей плоскости. Изобразим след секущей плоскости, продолжая штрихпунктирную линию оси окружности.

Вопрос: Почему в данном случае мы имеем право выполнить сечение на продолжении секущей плоскости?

Ответ: Фигура сечения симметрична.

Вопрос: Каким образом мы обозначим второе сечение, расположенное на свободном поле чертежа?

Ответ: Положение секущей плоскости указывают разомкнутой линией с указанием стрелками направления взгляда. Толщина разомкнутой линии 2 S. Длина разомкнутой линии 8 – 20 мм. Стрелки располагают перпендикулярно к штрихам разомкнутой линии на расстоянии 3 мм от внешнего края. Длина линии под стрелку 15 мм, длина стрелки 5 мм. С внешних сторон проставляют одинаковые прописные буквы русского алфавита. Над сечением пишут те же буквы через тире шрифтом №7.

Ученик у доски обозначает сечение, учащиеся – на своих рабочих листах.

Вопрос: Сечения у нас вынесенные. Нам их нужно обводить?

Ответ: Да, нужно, сплошной толстой основной линией.

Сначала обводим дуги, а затем линии – горизонтальные, вертикальные, наклонные.

Я обвожу на доске, учащиеся – на рабочих листах.

Рассмотрим два чертежа детали (слайд 11).

Слева мы видим чертеж, представленный тремя видами, а справа нам дан главный вид и сечения. То есть, на том и другом чертеже нам дана одна и та же деталь.

Вопрос: По какому из чертежей, «а» или «б», нам легче понять форму детали?

Ответ: По чертежу «б», т.к. в данном случае понятна поперечная форма детали.

Вопрос: Посмотрите внимательно на наш чертеж. Нужен ли нам теперь вид слева?

Ответ: Нет, вид слева теперь не нужен, достаточно главного вида и сечений.

Я стираю с доски вид слева.

- Ребята, а вы на своих рабочих листах зачеркните вид слева, так как в нем теперь нет необходимости.

4. Закрепление нового материала.

1. Тренировочное упражнение «Обозначение фигур сечений».

А сейчас потренируемся в обозначении сечений.

Раздаю учащимся рабочие листы с чертежами вынесенных и наложенных сечений.

- Ребята, ваша задача – обозначить фигуры сечений. Работаем прямо на этих листах.

Время на выполнение задания - 5 минут.

Учащиеся выполняют упражнение. Спустя указанное время, на экран выводится данное задание с правильным обозначением фигур сечений для проверки (слайд 12, 13).

- Теперь проверьте, правильно ли вы обозначили фигуры сечений, исправьте ошибки.

Обсуждение результата работы с учащимися (имеются ли ошибки, если да – то какие).

- Эти листы также нужно вклеить себе в тетрадь.

2. Тренировочное упражнение «Найди правильно выполненное сечение».

Учащимся раздается раздаточный материал.

- Ваша задача: в каждом варианте найти правильно выполненное сечение и записать в тетрадь номер его изображения. Первый вариант давайте обсудим вместе.

Вопрос: Какое из предложенных сечений выполнено правильно?

Ответ: Сечение 2.

Вопрос: Почему?

Ответ: Так как здесь показан контур отверстия, расположенный за секущей плоскостью.

- Остальные варианты выполняем самостоятельно. Время на выполнение задания - 3 минуты.

Спустя указанное время учащиеся называют номера изображений правильно выполненных сечений (2 вариант - № 3; 3 вариант - № 2; 4 вариант - №4).

5. Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с условностью, принятой в черчении – сечением.

Вопрос: Что такое сечение?

Ответ: Сечение – это изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью.

Вопрос: В каких случаях используются сечения?

Ответ: В деталях, где сложно показать поперечную форму детали двумя, тремя видами и даже наглядным изображением.

Вопрос: Что показывается на фигуре сечения?

Ответ: Только то, что попало в секущую плоскость.

Вопрос: А если секущая плоскость проходит через ось отверстия, ограниченного поверхностью вращения?

Ответ: В этом случае показывают то, что попало в секущую плоскость и контур отверстия, расположенный за ней.

Домашнее задание (слайд 14):

  1. Учебник, стр. 131 – 136;
  2. Учебник, стр. 136, упр. 1 – записать ответы в тетрадь;
  3. Конспект в тетради;
  4. Подготовить горизонтальный формат А 4.

Список литературы:

  1. Ботвинников А.Д, Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «АСТ-Астрель», 2010.
  2. Виноградов В.Н. Методика факультативных занятий по черчению в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979.
  3. Воротников И.А. Занимательное черчение: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Гордиенко А.А., Степакова В.В. Черчение. 9 класс: Учебник для общеобразовательных школ/ Под ред. В.В. Степаковой. М.: АСТ, 1999.
  5. Преображенская Н.Г. Черчение, 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., «Вентана-Граф», 2009.
  6. Преображенская Н.Г., Преображенская И.Ю. Черчение. Сечения. Рабочая тетрадь № 5. М., «Вентана-Граф», 2010.