Тема: Как услышать живопись?
Цель: формирование творческой деятельности учащихся с помощью взаимодействие разных видов искусства.
Задачи:
- Усвоить новые знания о композиторах, художниках, о народных традициях.
- Способствовать развитию навыков музыкального анализа.
- Воспитывать интерес к народному и классическому искусству.
Тип занятий: усвоение новых знаний.
Форма занятий: интегрированное (ИЗО + музыка)
Методы обучения: словесный, наглядный, продуктивный.
Педагогические технологии: технология критического мышления.
Музыкальное оформление:
1. Балет «Петрушка» И. Стравинский (1 действие)
2. р.н.п. «Блины».
Художественное оформление:
1. «Масленица» Б. Кустодиев.
2. «Петербургские балаганы» декорация к балету
«Петрушка». А.Бенуа.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
2. Повторение материала (вызов)
Презентация. Слайд 1
– Как увидеть музыку?
Д: Почувствовать настроение музыки, представить образ.
Слайд 2
3. Новый материал. (Осмысление).
– Для того чтобы нам сформулировать тему урока,
посмотрите на картину
русского художника Бориса Кустодиева
«Масленица». (Рассказ о художнике).
Слайды 3,4.
– Что вы видите на картине?
Д: Праздник, ярмарка, веселье.
– Смотря на картину, можем ли мы представить, какая музыка звучит на этом празднике?
Д: Да, весёлая.
– Значит, мы можем услышать живопись, но с помощью чего?
Д: Внутреннего слуха.
– Так как мы сформулируем тему нашего урока?
(На доске выписаны слова «живопись» «услышать»)
Д: Как услышать живопись?
– Будем учиться слышать живопись.
– Какое настроение несёт картина?
Д: Весёлое, т.д.
– Что звучит в этой картине? Какие инструменты сопровождают тройку лошадей?
Д: Бубенцы.
– А какие песни могут звучать на этом празднике?
Д: Русские народные.
– Я предлагаю вам импровизировать на заданный текст. Я начну, а вы продолжите (учитель запевает):
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Д: Ой, блины, блины, блины
Ой, блиночки мои.
– А теперь давайте споём все вместе, что у нас
получилось.
– Вот и зазвучала наша картина.
– Что изображено в центре картины?
Д: Тройка лошадей.
– Можно представить себе, как звучат бубенцы с помощью внутреннего слуха?
Д: Да.
– Давайте представим, что мы стоим там, как можно понять, что тройка лошадей приближается?
Д: Громко будут звучать бубенцы.
– Динамика будет усиливаться. Давайте с помощью колокольчиков попробуем изобразить, приближение тройки лошадей и звук из далека.
(Дети изображают звук бубенцов)
– Что нужно чтобы услышать живопись?
Д: Нужно увидеть образ, почувствовать настроение, услышать звуки.
Слайд 5
– Давайте рассмотрим эскиз декорации к крупному жанру, в котором артисты танцуют под музыку. Что это за жанр?
Д: Это балет.
– В начале 20 века И. Стравинский сочинил балет
«Петрушка». (рассказ о Стравинском и балете
«Петрушка»).
К первому действию балета были созданы такие
декорации «Петербургские балаганы».
– Давайте рассмотрим эскиз декораций к балету.
Какое настроение будет передавать музыка в
первом действии балета?
Слайды 6, 7
Д: Бодрое, суета.
– С помощью чего вы это определили?
Д: С помощью внутреннего слуха.
– Давайте послушаем фрагмент из балета «Петрушка». Какие средства выразительности использовал композитор?
Д: Темп, динамику и т.д.
4. Закрепление материала (рефлексия)
– Помогла ли нам живопись услышать гуляния
народа?
– Что нужно чтобы услышать живопись?
Д: Да. Нужны образ, впечатление, настроение, внутренний слух звуки.
Слайды 8, 9
– До свидания.