Взаимосвязь живописи и музыки

Разделы: Музыка


Тема: Как услышать живопись?

Цель: формирование творческой деятельности учащихся с помощью взаимодействие разных видов искусства.

Задачи:

  • Усвоить новые знания о композиторах, художниках, о народных традициях.
  • Способствовать развитию навыков музыкального анализа.
  • Воспитывать интерес к народному и классическому искусству.

Тип занятий: усвоение новых знаний.

Форма занятий: интегрированное (ИЗО + музыка)

Методы обучения: словесный, наглядный, продуктивный.

Педагогические технологии: технология критического мышления.

Музыкальное оформление:

1. Балет «Петрушка» И. Стравинский (1 действие)
2. р.н.п. «Блины».

Художественное оформление:

1. «Масленица» Б. Кустодиев.
2. «Петербургские балаганы» декорация к балету «Петрушка». А.Бенуа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

2. Повторение материала (вызов)

Презентация. Слайд 1

– Как увидеть музыку?

Д: Почувствовать настроение музыки, представить образ.

Слайд 2

3. Новый материал. (Осмысление).

– Для того чтобы нам сформулировать тему урока, посмотрите на картину
русского художника Бориса Кустодиева «Масленица». (Рассказ о художнике).

Слайды 3,4.

– Что вы видите на картине?

Д: Праздник, ярмарка, веселье.

– Смотря на картину, можем ли мы представить, какая музыка звучит на этом празднике?

Д: Да, весёлая.

– Значит, мы можем услышать живопись, но с помощью чего?

Д: Внутреннего слуха.

– Так как мы сформулируем тему нашего урока?

(На доске выписаны слова «живопись» «услышать»)

Д: Как услышать живопись?

– Будем учиться слышать живопись.
– Какое настроение несёт картина?

Д: Весёлое, т.д.

– Что звучит в этой картине? Какие инструменты сопровождают тройку лошадей?

Д: Бубенцы.

– А какие песни могут звучать на этом празднике?

Д: Русские народные.

– Я предлагаю вам импровизировать на заданный текст. Я начну, а вы продолжите (учитель запевает):

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.

Д: Ой, блины, блины, блины
Ой, блиночки мои.

– А теперь давайте споём все вместе, что у нас получилось.
– Вот и зазвучала наша картина.
– Что изображено в центре картины?

Д: Тройка лошадей.

– Можно представить себе, как звучат бубенцы с помощью внутреннего слуха?

Д: Да.

– Давайте представим, что мы стоим там, как можно понять, что тройка лошадей приближается?

Д: Громко будут звучать бубенцы.

– Динамика будет усиливаться. Давайте с помощью колокольчиков попробуем изобразить, приближение тройки лошадей и звук из далека.

(Дети изображают звук бубенцов)

– Что нужно чтобы услышать живопись?

Д: Нужно увидеть образ, почувствовать настроение, услышать звуки.

Слайд 5

– Давайте рассмотрим эскиз декорации к крупному жанру, в котором артисты танцуют под музыку. Что это за жанр?

Д: Это балет.

– В начале 20 века И. Стравинский сочинил балет «Петрушка». (рассказ о Стравинском и балете «Петрушка»).
К первому действию балета были созданы такие декорации «Петербургские балаганы».
– Давайте рассмотрим эскиз декораций к балету. Какое настроение будет передавать музыка в первом действии балета?

Слайды 6, 7

Д: Бодрое, суета.

– С помощью чего вы это определили?

Д: С помощью внутреннего слуха.

– Давайте послушаем фрагмент из балета «Петрушка». Какие средства выразительности использовал композитор?

Д: Темп, динамику и т.д.

4. Закрепление материала (рефлексия)

– Помогла ли нам живопись услышать гуляния народа?
– Что нужно чтобы услышать живопись?

Д: Да. Нужны образ, впечатление, настроение, внутренний слух звуки.

Слайды 8, 9

– До свидания.