Олимпийские игры в древности

Разделы: История и обществознание


Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строиться.

Иван Тургенев

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представление у учащихся о культуре греков, о воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения полисов Греции.
  • Развивающие:совершенствовать умения учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы, систематизировать ранее изученный материал, развивать речь учащихся, мышление, внимание, память. Формировать умения и навыки работы с картами, документами.
  • Воспитательные:формировать эмоционально-ценностное отношение к здоровому образу жизни и к Родине, расширять познавательный интерес школьников, научить быстро и четко организовывать свой учебный труд.
  • Общедидактические:создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности:общеклассная (осуществляется при фронтальной беседе); парная (при выполнении задания с пропусками).

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма обучения – групповая.

Вид урока – урок-игра.

ЦПП с субъект-субъектными отношениями учителя и ученика в процессе урока.

Учебное оборудование: презентация (Приложение 1), раздаточный материал к уроку, настенная карта, атласы, материалы учебника.

На уроке использовались элементы технологии проблемного обучения, КСО (коллективных способов обучения), которая является по существу здоровосберегающей, способствуют развития критического мышления, формированию ключевых компетенций.

Урок состоит из 6 этапов, для каждого этапа проектировали наиболее продуктивные технологии. Каждый из этапов работал на главный этап. На каждом этапе данного урока были учтены психологические и физиологические особенности учащихся, их интеллектуальные возможности.

Организационный план урока:

  1. Оргмомент
  2. Подготовка к изучению нового материала
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Итоги, д/з
  6. Рефлексия

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, совершенствуют навыки работы с текстами, иллюстрациями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  • Настрой учащихся на работу на уроке.
  • Приветствие.
  • Создание благоприятного психологического климата.
  • Инструкция по работе на уроке.

Делимся на 3 команды.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:

  • Говори вполголоса.
  • Один говорит – другие слушают.
  • Не перебивай выступающего.
  • С уважением относись друг к другу.
  • Разговор должен идти только о предмете задания.

II. Подготовка к изучению нового материала

Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.

Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии.

1. Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков – Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних греков использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное событие пройдёт в нашей стране в городе Сочи. Ну что догадались?

2. Что вы знаете об Олимпийских играх?

3. Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия. Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.

4. Сообщение темы урока учащимся и запись ее в тетради (Сл.1-2).

5. Итак, в путь по Древней Олимпии времен Олимпийских игр.

III. Изучение нового материала

(Сл. 3-5) Согласно преданию, Геракл, сын Зевса учредил состязания в честь своего могучего отца. Эти игры приобрели размах панэллинского события; посланцы и атлеты со всех территорий Древней Греции съезжались помериться силой и ловкостью.
(Сл.6.) Вопрос командам: Какие подвиги Геракла вы знаете?
(Сл.7.) Полис Олимпия был расположен на юге Греции в западной части Пелопоннеса.
Работа с картой.
Пиндар сказал об Олимпии так: "Мать всех соревнований... и госпожа справедливости".
Как вы думаете почему?
(Сл. 8.) Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. От этой даты греки вели своё летоисчисление.
Посчитайте сколько лет прошло от основания Олимпийских игр, до нынешнего 2012 года?
(Сл. 9.) Эллада (Древняя Греция), полисом которой является Олимпия, так же как и Древний Египет и Месопотамия, имела политеистическую веру.
Что такое политеизм?
Но несмотря общеэллинский пантеон богов у каждого полиса было свое божество покровитель, так в Олимпии это был Зевс и ему в центре полиса построили храм, сокровищницы для хранения жертвоприношений, и у этого храма были свои жрецы.
Что такое храм?
Кто такие жрецы?
(Сл. 10.) Современный вид на Древние Олимпийские просторы.
(Сл. 11.) На время праздника устанавливалось перемирие. «Радостная весть! Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
Эти слова разносили 1000 гонцов по всем городам Древней Греции в год Олимпийских игр, которые проводились один раз в 4 года в самый разгар лета, во время проведения игр запрещались войны между враждующими полисами.
(Сл. 12.) Участвовать в играх могли все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Участников называли атлетами.
Женщинам нельзя было не только участвовать в играх, но и даже присутствовать в качестве зрителей. За нарушение запрета женщин ждала смертная казнь.
1-я гр. Прочитайте §33, 2-й пункт, 1-й абзац и инсценируйте нам событие, как женщина попала на Олимпийские игры?
2-я гр. Прочитайте §33, 2-й пункт, 1-й абзац и сценически ответе на вопрос: почему обычно участниками игр становились зажиточные люди.
Большинство состязаний проходило на стадионе. Плату за посещение стадиона не брали. С первыми лучами солнца раздавался звук трубы.
3-я гр. Прочитайте §33, 3-й пункт, 2-й абзац и инсценируйте нам событие, как проходил первый день олимпиады.
(Сл. 13.)Первый день: Жертвоприношение богам, знакомство участников с судьями и друг с другом.

  • Второй, третий и четвертый дни – спортивные состязания на стадионе.
  • Пятый день – подведение итогов состязаний.

(Сл.14-21.)Пятиборье: это главное состязание Олимпийских игр, которое состояло из соревнований по пяти видам спорта.

  • Бег – легенда о зайце.
  • Прыжки в длину – о строгости судей.
  • Метание копья – статуя Поликлета.
  • Метание диска – статуя Мирона.

Простая борьба

  • Победителем считается тот, кто трижды уложил соперника на землю.

Панкратион

  • Все приемы разрешены.
  • Нельзя кусаться, выбивать глаза.
  • Победитель – тот, чей противник не способен двигаться.

Кулачный бой

  • На кулаках ремни с металлическими накладками.
  • Победителем становится тот, чей противник. признает себя побежденным или обессилит в борьбе.

Интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали и другие соревнования: борьба, соревнования на колесницах – очень захватывающее зрелище; скачки на лошадях – этот вид соревнований проводился в специальных местах города – на ипподроме.
(Сл.22.)Внимательно рассмотрите рисунки представленные на слайде, подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?
(Сл.23.)В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.
Как вы думаете какие?
(Сл.24.)Победителям вручали венки из ветвей оливы, пальмовые ветви, украшали шерстяными лентами. В честь победителя воздвигали статуи. После окончания игр победитель возвращался домой, где он в пурпурной одежде возле главного храма города возлагал свой венок победителя в дар богам.
Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»
Почести в родном городе

  • Пожизненная пенсия
  • Пожизненное питание
  • Освобождение от налогов
  • Почетное место в театре

Используя 4-й пункт пар. 33, стр.69 назовите мне знаменитых атлетов Древней Олимпии.
«Живые легенды»

  • Леонид из Родоса
  • Феаген
  • Полидам
  • Милон Кротонский

Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) одержал 12 побед.
Побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один стадий (стадиодром) и на два стадия (диаулос), а также в беге с оружием.
Знаменитый бегун и кулачный боец Феаген уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции.
Повсюду в Греции рассказывали о подвигах силача Полидама. Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды, гуляяпо склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва и, подобно Гераклу, задушил его.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона.
Уже с 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры (Аполлону), Истмийские игры (Посейдону) и Немейские игры (Зевсу), тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний.
А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
(Сл.25.) Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
(Сл.26.) В 1896 году француз Пьер де Кубертен возродил идею древних соревнований и организовал первые современные Олимпийские игры. В них включены многие виды древних состязаний. Например, эстафета, когда один бегун передавал факел другому. Последний бегун зажигал огонь на алтаре. Этот обычай в измененном виде был возрожден в современных Олимпийских играх, как церемония зажжения олимпийского огня.
Официальный логотип (эмблема) Олимпийских Игр состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Этот символ был разработан основателем современных Олимпийских Игр бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году под впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах.
(Сл.27.) 1. Каких олимпийских чемпионов современности, вы знаете? (Хоркина С. В., Немов А., Слуцкая И.) 2.Что такое паралимпийские игры? 3.Какую роль паралимпийские игры играют в жизни современного человека?
(Сл.28.) Олимпия была центром спортивных состязаний

  • Игры объединяли древних греков
  • Эллины демонстрировали свою силу, ловкость, упорство, нужные для защиты своей родины
  • У греков был идеал красоты и культ человеческого тела
  • Государство греки не создали, но имели полисную структуру.

IV. Закрепление урока

Выполните тест для закрепления полученных знаний.
А сейчас давайте сыграем в игру – «Эстафета», разделившись на 3 команды, начиная с последней парты, назвать по одному – термину, который был усвоен на уроке.

Оценки за урок. По результатам соревнований выявляется команда – победитель и ей вручается лавровый венок и отличные оценки за урок. По итогам теста все также получат заслуженные оценки.

Домашнее задание: §33(на «3»), задание №34 в рабочей тетради (на «4»), подготовить сообщение на тему: «Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом?» ( на «5»).
(Первым русским олимпийским чемпионом в 1908 г. стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках).

V. Рефлексия: Используя «барометр настроения», который вы видите на доске оцените наш урок. (Улыбка, серьезность, плачущее лицо).

Звучит гимн РФ: слова – С. Михалкова. музыка –А. Александрова, в честь команды победителя.

VI. Заключение: удалось реализовать все поставленные цели урока благодаря субъект – субъектным отношениям учащихся и учителя.

Перспектива деятельности:

  • Образовательная цель: дальнейшем изучении Эллинской цивилизации, рассмотрение полисов Греции в контексте их борьба с персидским нашествием.
  • Развивающая цель: развивать умения и навыки работы с картами, документами.
  • Воспитательная цель: продолжать формировать эмоционально-ценностное отношение к Родине.