Интегрированное занятие по изобразительной деятельности "Мастера-умельцы из Филимоново"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Обучающие: познакомить с историей возникновения филимоновской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушки, колорите, основных элементах узора;
  • Развивающие: обогащать словарь детей по теме занятия: мастера-умельцы, свистушки, барышни, сарафаны, наряды;
  • Воспитательные: продолжать воспитывать интерес к народным традициям и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Материал:

  • изделия мастеров филимоновского промысла, фотоиллюстрации;
  • бумага с контурным изображением барышень в сарафанах, кисти, гуашь;
  • образцы расписанных сарафанов;
  • магнитофон, аудиозапись песни «Вижу чудное приволье…», слова Ф. Савинова, музыка неизвестного автора;
  • карта России;
  • указка.

Предварительная работа:

  • посещение выставки изделий филимоновского промысла;
  • посещение фотовыставки изделий филимоновского промысла;
  • беседы о мастерах-умельцах;
  • рассматривание карты России.

ХОД УРОКА

Звучит песня «Вижу чудное приволье…». Слова Ф. Савинова, музыка неизвестного автора.

Вижу чудное приволье,
Вижу реки, и моря…
Это русское раздолье,
Это Родина моя!

Воспитатель раздает детям свистки (спортивные) и предлагает посвистеть. Дети свистят.

Воспитатель. Как вы думаете, откуда берут начало эти свистки?

Ответы детей: Свистки можно купить в магазине.

Воспитатель

Есть на Тульской земле
Филимоново – село!
Там с давних времен
Глины полно.

Воспитатель показывает детям на карте город Тулу

С тех давних времен
Лепят в селе том игрушки,
А называются они –
Игрушки-свистушки.

Сначала их лепят,
Потом обжигают,
А уж потом их украшают.

По традиции лепят
Барышень разных и петухов,
Баранов лепят и коров…
Разные игрушки,
Но все они – свистушки.

Воспитатель по ходу своего рассказа показывает детям игрушки

Расписывают те свистушки
«Цветными полосками»,
«Ягодами», «звездочками»,
«Солнышками», «пятнами»…
Это все красиво и занятно.

Воспитатель показывает детям все перечисленные элементы узора

Вопросы детям:

– Как называется село, где делают такие игрушки?
– Из какого материала мастера-умельцы делают игрушки?
– Как вы думаете, почему именно из глины мастера лепят игрушки?
– Какие игрушки лепят филимоновские мастера?
– Как называют мастера эти игрушки?
– Почему мастера-умельцы так называют игрушки?

Ответы детей:

– Село, где делают такие игрушки, называется Филимоново.
– Мастера-умельцы делают свои игрушки из глины.
– Они делают свои игрушки из глины потому, что там ее очень много.
– Филимоновские мастера лепят барышень, петухов, баранов, коров.
– Мастера называют эти игрушки свистушками.
– Игрушки так называют потому, что в них можно свистеть.

Разминка. Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,
Хороводы мы водили.
Дети идут по кругу
Мы, как барыни, кружились.
Дети кружатся на месте
На скамеечки садились.
Дети выполняют «пружинки»
Потом глины накопали.
Дети показывают, как копают
И свистушки лепить стали.
Дети показывают, как лепят

Автор: И. Кугаевская.

Воспитатель:

Просят барыни, ребята,
Расписать для них наряд.
Они в этих нарядах
На праздник поспешат.

Воспитатель показывает образцы расписанных нарядов, обращая внимание детей на элементы узора.

Вопрос: Какие элементы использовали мастера для росписи сарафанов?

Ответ детей: Мастера использовали для росписи сарафанов «полоски», «ягоды», «звездочки», «солнышки», «пятна».

Дети приступают к росписи сарафанов. Готовые работы детей выставляются на стенде. Воспитатель отмечает старания всех детей.

Воспитатель:

Вы такие молодцы –
Настоящие умельцы!
Мы в селении побывали
И о промысле узнали:
Откуда пошли по Руси игрушки,
И почему зовутся – свистушки!

Воспитатель: Какие игрушки филимоновских мастеров вам понравились больше всего?

Ответы детей:

– Мне больше всего понравились барышни;
– Мне понравились свистушки – петушки.

Воспитатель: Какие игрушки вы хотели бы вылепить самостоятельно?

Ответы детей:

– Я хотел бы вылепить петушка;
– Мне хочется вылепить барышню.

Библиография.

  1. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика – Синтез, 2005-2010
  2. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  3. Филимоновская игрушка. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез
  4.  Кугаевская И.Ф. Авторская разработка