Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Исходным звеном воспитания осознанно правильного отношения дошкольников к природе, являются конкретные знания, отражающие ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения роста и развития.
Возможность усвоения таких знаний детьми среднего возраста раскрыты такими психолого-педагогическими исследователями как: П. Г. Саморукова, И.А. Федотова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Возможность таких знаний обоснована работами детских психологов А. Е. Запорожца, Н.Н. Поддьякова.[3]
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Одним из таких средств может быть работа над проектом «Чудесная грядка», который реализуется в результате совместной деятельности взрослых и детей с использованием эколого-развивающей среды, исследовательской деятельности, развитием творческих способностей и в значительной мере восполняет пробел воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период в дошкольных программах.
Цель
Создание условий для формирования личностного, созидательного отношения к окружающему миру; помощь в осознании многостороннего значения природы через ценностно-ориентированную деятельность на основе индивидуально-возрастных возможностей и познавательных интересов детей.
Задачи работы
С педагогами:
- Расширить и углубить знания, определить содержание, объем материала, последовательность его изложения, методические приемы, список методической литературы.
- Оказание помощи детям, обогащение их жизненного опыта представлениями об объектах живой природы (растениях), встречающихся в ближайшем окружении через проведение занятий, экскурсий, наблюдений, трудовой деятельности, формирующих знания, умения, навыки творческой и исследовательской деятельности.
- Направление познавательной деятельности детей, стимулирование к проявлению творческой инициативы, активности, воспитание эмоционально-положительного отношения к живым объектам (растениям) природы.
С родителями:
- Пропагандировать значимость проекта как средство для зарождения активной ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка .
- Активизировать участие родителей в проводимых в группе и детском саду мероприятиях с экологической направленностью.
- Создание эмоционально-положительного отношения к основам экологической культуры в рамках семейного воспитания.
С детьми:
- Усвоение новых знаний, навыков, умений; проявление активности, желание выразить свое отношение к происходящему.
- Проявление творческой инициативы и активной исследовательской позиции по отношению к объектам живой природы.
- Сформировать у детей представление о
необходимости бережного и созидательного
отношения к природе через различные виды
деятельности:
- познавательную;
- творческую (художественно-эстетическую);
- коммуникативную;
- трудовую .
Перспективный план работы над проектом «Чудесная грядка» в средней группе (июнь-июль 2012г.)
Подпроект №1
«Путешествие внутрь грядки» [2]
(1-2 неделя июня)
Месяц/неделя | Мероприятие |
Цели мероприятия |
Форма и место проведения |
Июнь, 1 неделя | Устройство стеклянной грядки | Вызвать у детей интерес к дальнейшим наблюдениям, привлечь к совместной деятельности. | Групповая комната, совместная деятельность в уголке природы. |
Июнь, 1 неделя | Такие разные корни и ростки | Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов, учить делать зарисовки в листке наблюдений. | Грядка за стеклом (аквариум с землей). Наблюдение за прорастанием фасоли и тыквенной семечки. |
Июнь, 2 неделя Июль, 2 неделя |
Путешествие земляного червяка. | Познакомить детей с земляным червяком, его значением для жизни растений | Наблюдение за червяком в грядке за стеклом и состоянием земли после него (земля становится рыхлой) |
Подпроект №2
«Витамины на грядке»
(3-4 неделя июня)
Месяц/неделя | Мероприятие |
Цели мероприятия |
Форма и место проведения |
Июнь, 2 неделя | «Витаминная грядка» | Заинтересовать детей перспективой выращивания «зеленых витаминов» | Мини-спектакль «Театра овощей» |
Июнь, 2 неделя | «Красота в огороде» | Познакомить с понятием «декоративный огород», дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов | Совместная деятельность. Знакомство с названиями и внешним видом растений, которые будут посажены в огороде. Разработка макета декоративной грядки (лепка из пластилина) |
Июнь, 3-4 неделя | «Пряное царство-государство» | Формировать навыки труда в огороде | Практическая деятельность на грядке в огороде (полив, рыхление, посев семян) |
Подпроект №3
«В гостях у красоты»
(4 неделя июня – 2 неделя июля)
Месяц/неделя | Мероприятие | Цели мероприятия | Форма и место проведения |
Июнь, 4 неделя | «Красавцы салаты» | Познакомить детей с разными видами салатов (кочанный, листовой, с листьями разных цветов), растущими на грядке | Наблюдения в огороде, полив и рыхление грядки, зарисовка прорастания салатов. |
Июль, 1 неделя | «Ароматные друзья» | Познакомить детей с пряными растениями (петрушка, укроп, базилик, лук). Заинтересовать детей рассказом о данных растениях. Вызвать желание создать совместно с родителями небольшое творческое сочинение о растениях. | Домашнее задание, беседа, печатная
информация из различных источников, сочинение
сказки о растениях, выпуск сборника сказок
«Чудесная грядка» (Приложение 2) |
Июль, 1-2 неделя | Представление проекта – организация выставки поделок из пряных растений «Красота на тарелке», подготовка папки-передвижки «Наше лето» | Вызвать у детей желание поделиться информацией с детьми другой группы. Развивать творческую активность | Холл детского сада (Приложение 1) |
Диагностическое задание (Приложение 3)
Цель: выявить уровень представлений детей об овощах, пряных растениях и фруктах.
Материал: кукла Лесовичок.
Картинки:
- овощей (картофель, морковь, огурец, томат),
- пряных культур (листья лука, петрушки, укропа, салата, фиолетового базилика);
- фруктов (ананас, яблоко, груша, апельсин),
- по две корзинки на каждого ребенка.
Инструкция по проведению
Задание дети могут выполнять на занятии
индивидуально или по подгруппам. Одновременно
могут участвовать до пяти ребят. Дети сидят за
отдельными столами. Воспитатель фиксирует
результаты задания[1]
Взрослый раскладывает перед детьми муляжи или
картинки с изображением овощей, зеленных и
фруктов и говорит: «Лесовичок просит прийти на
помощь. Он не знает, что можно посадить в
огороде». Предлагает детям взять по две корзинки
и сложить в одну все, что растет в огороде.
Лесовичок каждому задает ребенку вопросы:
– Почему ты считаешь, что морковь, помидор, лук,
петрушка – это овощи, а яблоко, груша, апельсин –
это фрукты?
– Где растут овощи, а где фрукты?
– У каких овощей съедобны «вершки» – верхняя
часть растения, а у каких «корешки» – подземная
часть растения? Что можно из них приготовить.
– Назови, пожалуйста, как называются эти
растения.
Оценка результатов
Высокий уровень
Ребенок без особого труда сортирует представленные муляжи или картинки с изображением овощей, пряных растений и фруктов. Знает их названия (4 и более) и характерные признаки. Знает, как можно употреблять в пищу данные овощи и фрукты.(3 балла)
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при определении овощей и фруктов. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки овощей и фруктов, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос: «Где растут овощи, а где растут фрукты?». Иногда затрудняется сказать, как отдельные овощи, зеленные, фрукты можно употреблять в пищу. Дает правильные названия до трех растений в каждой группе.(2 балла)
Уровень ниже среднего
Ребенок допускает частые ошибки при сортировке
овощей и фруктов. Затрудняется назвать их
характерные признаки. Не знает, где растут овощи,
зеленные и где растут фрукты. Затрудняется
сказать, как отдельные растения из
представленных, можно употреблять в пищу, как
называется растение, или называет 1 растение. (1
балл)
Диагностика уровня представлений детей об
овощах, пряных растениях и фруктах проводилась
на начальном и завершающем этапах проекта.
Дети улучшили свои знания , стали меньше давать
неточных ответов, определяя группу растений,
расширили словарный запас названиями пряных
растений. При выполнении заданий правильно
аргументировали свой выбор.
Длительность проекта
Проводился в средней группе в летний период,
его длительность составляет 6 недель с
июня по июль 2012г.
Результатом проекта стало повышение уровня
знаний детей об огородных растениях, о
необходимых условиях для их успешного
выращивания, совершенствование владения
трудовыми навыками для работы на огороде. В ходе
проекта реализовалась потребность детей в новых
впечатлениях средством активизации
исследовательской и познавательной
деятельности. Совместная деятельность со
сверстниками способствовала совершенствованию
коммуникативных качеств личности дошкольников.
Немаловажной частью стало вовлечение
родителей в нашу деятельность, что
повысило значимость детских наблюдений,
исследований и способствовало упрочению
детско-родительских отношений.
Список литературы
1. Соломенникова О.А. Занятия по
формированию элементарных экологических
представлений в средней группе детского сада.
Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
2. Экологические проекты в детском саду/
О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград:
Учитель, 2009.
3. maaam.ru/detskijsad/kondrateva