Обобщающий урок "Действие с обыкновенными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели: обобщение знаний учеников об обыкновенных дробях: закрепление навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; способствовать развитию мышления и навыков устного счёта, расширение знаний об окружающем мире.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя (объясняются правила урока-соревнования, весь класс делится на 3 группы и работают в группах

Рассказывает ученик.История возникновения дробей.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встречались с необходимостью ввести дроби. Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для  этого числа      у них был специальный значок. Между прочим, эта была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой   в числителе стояла единица , все остальные дроби, непременно имели в числителе

Если египтянину нужно было использовать  другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.
Действия  над дробями  в средние   века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дробь» 

I. Этап игры «Разминка»

(Устные упражнения для всех 3 команд) . 
1 .Прочти дроби, назови числитель и знаменатель  
2.Какие из данных дробей правильные? 
3.Какие из данных дробей неправильные?
4.Сравните эти дроби с единицей? 
5.Какие значения может принимать числитель, чтобы дробь  была правильной?         
6.Какие значения может принимать знаменатель, чтобы дробь     была неправильной?

7.а) сравните    

б) выделите в этих дробях целую часть.

8. Вычислите:     

II. Этап «Собери картинку»

(Задание общее для всех групп. Необходимо собрать картинку - мозаику «Тюльпаны», состоящую из разрезных карточек заданий. На доске лист с ответами, необходимо собрать мозаику решив правильно 15 карточек-заданий )
Задания к карточкам:

Вопросы  учителя:
Какая картинка собралась?
Что вам известно о тюльпанах?
Почему они занесены в «Красную книгу»?

Этап игры «Расшифруй слово»
 (Работа в 3 группах. Каждая группа получает задание и к заданию карточку, в которой  зашифровано название редких животных или птиц, решив задание, узнают это слово).
Задание к карточке №1

Физминутка
Затем из каждой группы 1 ученик читает отрывок об этом животном или птице, которую они разгадали.

  1. группа. Барсук - имеет интересный окрас, тело клинообразно суживается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается  в спячку. Охота на барсука запрещена.
  2. группа. Беркут   - крупная птица. Строит огромное до 3 метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесён в «Красную книгу».
  3. группа. Выхухольодно из самых древних сохранившихся на земле видов млекопитающих, она считается  современником мамонта и шерстистого носорога. Этот небольшой зверёк обитает в водоёмах со стоячей или слабо проточной водой. Ведёт активный образ жизни круглый год. Занесена в «Красную книгу».

Заключение: ученик читает стихотворение А.Яшина.

Высокомерие не к лицу
Ни великану,
Ни мудрецу.
В сосновом бору,
В берёзовой роще,
Где так многогранно желание жить,
Мне, сильному, только добрей и проще,
И человечней хочется быть.
Мы видим не всё со своей горы,
Чудес неоткрытых ещё не мало,
Боюсь, чтоб кичливость не помешала
Нам постигать иные миры.

Подведение итога урока, подсеет набранных фишек по группам и у каждого, объявление оценок.
Домашнее задание: №1131,№1044,№1039.