Цель: обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни; показать единство многих компонентов здоровья; воспитывать желание быть здоровым и понимание необходимости заботы о своём здоровье и здоровье окружающих.
Задачи:
1.Закрепление знаний о разных специальностях врачей (лор, стоматолог, дерматолог, хирург, окулист) и правилах профилактики заболеваний.
2.Обобщение и систематизация знаний о привычках(плохих и хороших) их пользе и вреде.
3. Моделирование опасных для детей ситуаций. Развитие умений быть бдительным и осторожным.
4. Учить вызывать экстренные службы помощи. Закрепление умений называть свой домашний адрес.
5. Развитие навыков анализа, синтеза и умения продемонстрировать свои знания, делая выбор в пользу полезных продуктов.
6. Закрепление знаний о пользе для человека чистой воды и воздуха
7. Учить распределять виды спорта на зимние и летние.
8.Активизтровать знания детей о спорте и об Олимпийских играх.
Оборудование:
1.Smart-доска
2.Деревянные палочки для подсчёта заработанных каждой командой баллов.
3.Телефон -2 шт.
4.Карточки с загадками
5. Флажки (2шт.) на каждого ребёнка для физ.минутки
6.Контур воздушного шара на картоне с корзиной (в корзине фотографии всех детей группы + 7 бумажных полосок разных цветов радуги для заполнения пустого контура шара.
Ход занятия:
На Smart-доске включаетсяпрезентация к занятию (см. Приложение 1)
Слайд 1
Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в страну Здоровья. Мы полетим туда на воздушном шаре (воспитатель демонстрирует детям аппликацию с изображением огромного воздушного шара, а в корзине которого фотографии детей данной группы). Смотрите, шар несёт корзину, а в корзине мы с вами. Все радостные, весёлые и здоровые. Но наш шар, к сожалению, не раскрашенный, он имеет только контур, а для того, чтобы лететь в страну Здоровья и оставаться здоровым всегда, нам надо раскрасить его разными цветами. Цветов, как у радуги будет семь. Каждый цвет будет обозначать что-то очень важное для нашего здоровья, что-то без чего человеку нельзя до конца быть здоровым.
-Ребята, а что такое быть здоровым?
Ответы детей.
- Здоровье – это счастье и очень часто мы это не замечаем.
Итак, начнём наше путешествие. Мы разделимся на 2 команды, будем выполнять разные задания, соревноваться, а справившиеся с заданиями будут получать полоску нужного цвета для нашего воздушного шара Здоровья. А за правильный ответ – деревянную палочку. Чья команда наберёт больше палочек, та и победит.
Ребята делятся на 2 команды (дают названия командам)
Слайд 2
На экране красный цвет и карета скорой помощи. Звучит сирена.
Общие вопросы к командам:
-кто ездит на такой машине?
-почему она раскрашена в белый и красный цвета?
- для чего на её крыше «мигалка»?
Ребята обсуждают и наклеивают на шар красную полоску.
Слайд 3
- ребята, какие специальности врачей вы знаете?
-какие вам известны медицинские инструменты?
Слайд 4
Задание для 1 команды.
-объясни опасное поведение детей и проведи соединительные линии так, чтобы каждый ребёнок попал к нужному врачу (хирург, стоматолог, дерматолог). Дети выходят и выполняют задания на Smart-доске.
Слайд 5
Задание аналогичное для 2 команды.
Ребята выполняют задание по одному человеку, выходя к Smart-доске и проводя линии от картинки с проблемной ситуацией до нужной специальности врача (лор, окулист).
За правильный ответ командам даётся палочка для подсчёта очков.
Слайд 6
На картинке «рентгеновский снимок» мальчика.
Задание для 1 команды: раскрась (на Smart-доске) пищевод и желудок.
Задание для 2 команды: раскрась лёгкие и сердце.
За каждый правильный ответ или действие вся команда получает деревянную палочку.
Слайд 7
На картинке изображена девочка, показывающая язык и символизирующая плохие привычки, и звучит капризный плач ребёнка.
Общие вопросы к командам:
-Что такое плохие привычки?
-Почему их называют плохими, почему они вредят?
-Назовите какие-нибудь плохие привычки( грызть ногти, орать, ходить грязнулей, ковырять в носу, лениться, драться…)
-Придумайте хорошие привычки, которые помогают нам жить (соблюдать режим дня, чистить зубы, убирать игрушки, вовремя ложиться спать, ухаживать за своей одеждой, быть приветливым и добрым к людям…)
Ребята вместе приклеивают на шар здоровья оранжевую полоску, символизирующую привычки человека.
Слайд 8
Задание «Лото» для 1 команды:
Разбираем проблемные ситуации и передвигаем (или соединяем) картинки с разным поведением детей (плохие привычки – справа, хорошие – слева). Задание выполняют 3 ребёнка на Smart-доске.
Ситуации:
Поведение за столом
Обращение детей с аквариумом
Обида младшего ребёнка
За каждый правильный ответ ребёнок получает деревянную палочку.
Слайд 9
Аналогичное задание «Лото» для 2 команды.
Ситуации:
Опасная ситуация на дороге
Поведение ребёнка в зоне отдыха
Жестокое обращение с животными
За правильные ответы ребята получают палочку.
Слайд 10
Картинка с изображением ребёнка опасно прыгающего на диване. Звучит озорная музыка. Ребята обсуждают поведение девочки, обсуждают цвет (фон) картинки, его символичность – остановись!!! и подумай!!! Может быть это опасно. Вместе приклеиваем жёлтую полоску к шару здоровья.
Слайд 11
Опасное поведение детей при пожаре, при встрече с незнакомцем, при травме.
Задание для команд:
Выбрать по желанию любую опасную ситуацию, соединить на Smart-доске с нужным номером экстренного телефона 01, 02. 03.
По телефону-аппарату смоделировать и проиграть ситуацию необходимости вызова экстренной службы. Участвуют 2 человека из команды. Один ребёнок попал в беду, другой принимает вызов. Например:
-Алло, это пожарная часть?
-Да, что случилось? Говорите.
- У меня от плиты загорелась штора.
-Назовите свой адрес.
- Г. Москва, ул. Большая Академическая д. 15 кв. 4
-Ждите, машина выехала.
Похожее задание с другой проблемной ситуацией решают ребята из другой команды. За правильные ответы и чёткое знание своего домашнего адреса команды получают палочки.
Физкультминутка под слова стихотворения:
Чтоб расти нам сильными, ловкими и смелыми
Ежедневно по утрам мы делаем зарядку.
К солнцу руки поднимаем, дружно весело шагаем.
Приседаем и встаём, и ничуть не устаём!
Быстрый бег нам помогает, силы в жизни прибавляет.
Для здоровья по порядку, вот так делаем зарядку!
Слайд 12
На картине изображены дети с овощами в корзинках. Звучит музыка…Фон картинки – зелёный. Это цвет растений и природы. Вместе с ребятами наклеиваем зелёную полоску «Полезные продукты» на шар здоровья.
Общие вопросы к детям:
- Все ли продукты полезны?
-Что дают человеку полезные продукты?
-Назовите продукты, которые не надо есть людям?
-Что такое витамины?
Овощи, фрукты, злаки для каш – пропитаны солнечными лучами, солнечной энергией – полезны для человека.
Обсуждаем пословицу «Щи да каша – еда наша»
Слайд 13
Задания для команд:
Отгадайте «полезную загадку» и «сложите» отгадку в корзинку (на Smart –доске).
Для 1 команды загадки:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы. (гриб)Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
И имя дала мне родная землица. (земляника)Закутан ребёнок,
В сорок пелёнок (капуста)Для 2 команды загадки:
Я длинный и зелёный, вкусен и солёный.
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться сумели. (лук)Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать стали под осень,
Не одну нашли, а восемь. (картошка)
За каждую правильную отгадку ребята каждой команды получают деревянную палочку.
Слайд 14 (по желанию)
Сложи полезный продукт на тарелку, неполезный в корзинку.
Слайд 15
На экране голубой фон, изображён воздух (небо, облака, мыльные пузыри).
Общие вопросы к детям:
-Может ли человек жить без воздуха?
-Чем мы дышим?
-Что значит чистый и грязный воздух?
Вместе приклеиваем голубую полоску «Воздух» на шар здоровья.
Слайд 16
Задание командам: Сравни и объясни поведение людей, портящих природу и людей помогающих природе.
Слайд 17
Аналогичное задание с другим сюжетом для 2 команды. Основная мысль: когда болеет природа, болеет и человек.
Слайд 18
На экране синий фон – вода и капли воды.
Общие вопросы к детям:
-Может ли человек жить без воды?
-Какой должна быть питьевая вода? Чистой
-Где мы можем встретить самую полезную воду? В роднике
-Можем ли мы пить воду из моря? Почему?
Подвести к пониманию того, что пресную воду надо беречь. Человек без воды погибнет.
Вместе наклеиваем на шар здоровья синюю полоску «Вода».
Слайд 19
На экране задания для обеих команд. Назовите разные виды взаимодействия человека с водой (купание, закаливание, мытьё, стирка, приготовление пищи, утоление жажды…)
Слайд 20
На экране мальчики, играющие в футбол. Фиолетовый фон. Звучит спортивный марш. Дети обеих команд маршируют. Садятся.
Общие вопросы:
-Для чего человеку спорт?
-Что такое олимпийские игры?
-Какие вы знаете виды спорта?
Вместе наклеиваем на шар здоровья фиолетовую полоску «Спорт»
Выполняем задания по командам.
Слайд 21
Задания для 1 команды: проведи линии от каждого спортсмена к нужному символу (снежинка- зимние виды спорта, солнышко- летние) и объясни свой выбор. Для 1 команды: хоккеист, спортсмен по лёгкой атлетике, биатлонист, боксёр, фигуристка, баскетболист.
Слайд22
Задания для 2 команды - аналогичные. На экране спортсмены: горнолыжник, футболист, гимнастка, конькобежец, кёрлингист, спортсмен-тяжелоатлет. За правильный ответ ребята получают палочки.
Подведение итогов, подсчёт палочек, объявление победителей.
Полученный готовый воздушный шар Здоровья (аппликация на стене) рассматриваем ещё раз, проговариваем названия и цвета всех полосок его составляющих. Без них человек не сможет себя чувствовать полностью здоровым.
Слайд 23
Ребята, посмотрите на картинку «Спешите делать добро». Добро и здоровье живут вместе. Будьте приветливы и ласковы. Доброму - все друзья!!!
Слайд 24
На экране разноцветный воздушный шар. Он уносит нас в страну Здоровья. Мы должны знать, что мы сами можем помогать себе беречь своё здоровье: укреплять его, закалять и быть бдительным и осторожным.
В конце викторины ребята встают в большой круг, и все поют песню «Большой хоровод».
Аппликация шара здоровья перемещается в группу и служит напоминанием о важности быть Здоровым!
В создании презентации к данному занятию использовались иллюстрации из следующих источников:
1. Игра-лото для детей «Хорошо или плохо». Серия «Зеркало», ИП Бурдина С.В.
г. Киров 2011г.
2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй мир» 2 часть; пособие для дошкольников по ознакомлению с окружающим миром. «Баласс», 1999г.
3. Л.В. Баль, В.В. Ветрова; «Букварь здоровья»; издательство «Эксмо», 1995г.