“Уважаемые родители! Все вы, наверное, знаете, что период адаптации ребенка к школе, к ее требованиям, режиму, новым людям вызывает у детей перестройку всего образа жизни. Школа для первоклашки это новый неизведанный мир, где ему еще предстоит найти свое место.
В период адаптации ребенка к школе трудности испытывают не только дети, но и конечно же вы, их родители. Ведь вам необходимо перестроить свои взаимоотношения с ребенком, предоставить ему возможность стать более самостоятельным и ответственным. Для того, чтобы понять, а готовы ли вы позволить своему ребенку быть “взрослым”, самостоятельным, нести ответственность за свои решения, и готов ли к этому ваш ребенок, предлагаем выполнить одно упражнение.
Упражнение “Мой взгляд на мои отношения с ребенком”
Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении со своими детьми и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.
Материалы: лист бумаги, карандаш, ластик.
Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и своего ребенка в виде правильных или неправильных геометрических фигур, фигуры подписать. Когда работа закончена, ведущий задает вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге.
- Как расположены на вашем рисунке фигуры: на одном уровне или на разных? (кто выше, кто ниже, почему?) Что значит для вас “выше” или “ниже”?
- На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
- А может быть одна фигура вписана в другую фигуру? Почему?
- Сколько места на листе занимают: ваша фигура. Фигура вашего ребенка?
- Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и ребенка?
- Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с ребенком, то, как бы вы изменили свой рисунок? Если бы не изменили, то почему?
На какие еще размышления наводит вас ваша картинка? Кого бы вы хотели еще изобразить на рисунке и почему?
- Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с ребенком? Что для этого вы можете сделать?
Мы надеемся, что вы смогли взглянуть на свои отношения с ребенком как бы со стороны и сделали для себя какие-то выводы.
В любом деле хороша золотая середина. Но найти ее порой так нелегко! Вот и помогая своему ребенку делать уроки, нередко родители впадают в “крайности”. Рассмотрим типичные ситуации.
В первой ситуации – родители практически сразу, как только ребенок пошел в школу предоставляют ему полную самостоятельность в приготовлении домашних заданий: “Уроки заданы тебе, а не мне ты и делай”. Во второй ситуации родители чрезмерно ответственно подходят к выполнению уроков. Нередко складывается впечатление, что учится не ребенок, а сами родители. Ребенок выполняет уроки только в присутствии родителей и под их диктовку.
И те и другие родители не правы. В первом случае возникает обида на равнодушие взрослых и может снизиться качество выполняемых заданий, а во втором – может сформироваться безответственность, привычка перекладывать все на родителей.
Помогать ребенку, делать уроки, безусловно, надо! Помогать (!), но не делать их вместе с ним, а то и за него. Но как найти эту “золотую середину”?
Несколько практических рекомендации:
- Прежде всего, правильно организуйте рабочее место своего маленького школьника: удобный стол, правильное освещение (не забывайте, если ваш ребенок левша свет должен быть справа), тишина (но не обязательно! Есть дети-аудиалы, которым, негромкий звук телевизора, плеера помогает собраться и сосредоточиться на работе), уберите со стола все яркие, не нужные на данный момент вещи, которые будут отвлекать ребенка от работы.
- После школы не торопите ребенка садиться за уроки, ему необходимо 1,5-2 часа отдыха для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
- Помогите определить в какой последовательности лучше делать уроки. В начале, когда ребенок только начинает включаться в работу, идет мобилизация сил, концентрация внимания, лучше предложите ему сделать уроки средней сложности (например: письмо, чтение); затем, когда ребенок максимально сосредоточен, начинается активная работа головного мозга, но утомление еще не наступило – предложите ребенку сложные предметы (например: математику); а когда ребенок уже начинает уставать, его работоспособность идет на спад и он становиться менее внимательным – предложите ребенку легкие задания, не требующие большого сосредоточения и напряжения (например: рисование).
- Не заставляйте ребенка делать все уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные “переменки”, лучше, если они будут подвижными.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижается работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти, первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребенка.
- Присутствуя при выполнении ребенком домашнего задания, подбадривайте его, оказывайте ему эмоциональную поддержку, объясните, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.
Что нельзя делать родителям, пока их дети готовят уроки:
- Не делайте замечаний, которые могут сбить с мысли: “Не сутулься!”, “Не грызи ручку”.
- Не задавайте вопросы, если это не срочно.
- Не поучайте, а выслушайте и посочувствуйте: “Это в самом деле не простая задача...”, “Письмо и мне сначала давалось не легко, а затем все пошло намного лучше...”.
- Не используйте замечания: “Это же так просто!” Это вам просто, а ребенок начинает чувствовать свою несостоятельность, у него снижается самооценка и желание преодолевать возникающие трудности. Лучше подбодрите: “У тебя получится, я в тебя верю!”, “Давай чуть-чуть отдохнем, а потом ты снова попробуешь решить”.
И в заключение хочется напомнить вам, уважаемые родители. Школа сделает вашего ребенка образованным, а счастливым его делает ваша вера в него и поддержка. Позвольте вашему ребенку стать более взрослым и самостоятельным! И вы увидите, что у него это обязательно получится!