Итоговое мероприятие исследовательско-творческого проекта "Экосистема "Лес"". Совместная деятельность в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи

Образовательные:

  • Формировать представления детей об экосистеме “Лес”.
  • Конкретизировать представления детей о животном и растительном мире.
  • Развивать логическое мышление, умение сравнивать.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи, используя для обобщения предметно-схематические модели.

Коррекционные:

  • Развивать ориентировку на плоскости (справа, слева, вверху, внизу, посередине и т.д.).
  • Активизировать сохранные анализаторы детей (слух, осязание, обоняние)

Воспитательные:

  • Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе. Показать значимость каждого человека в её сохранности.
  • Усилить эмоциональное восприятие природы, окружающего леса, животных через музыку.

Пособия и материалы: коллаж “Лес” (с иллюстрациями и моделями растений, зверей, птиц), клубочек, ингалятор, красивый лёгкий плащ, кукла Лесовичок, лесные птицы и звери, грибы), “чудесный” мешочек с дарами леса, корзиночки с клюквой и орехами, музыкальный фрагмент “Звуки леса”.

Ход совместной деятельности

1. Игровой момент.

Воспитатель: - Ребята, что я держу в руках?

Дети: - Клубочек.

Воспитатель: - Кто принес?

Воспитатель бросает клубочек.

Воспитатель: - Пойдемте по дорожке за клубочком. Куда он нас приведет? Ой, кто это?

Дети: - Это – лесовичок.

Воспитатель: - Он пришел из леса, приглашает нас в гости. Вы готовы отправиться в путь?

Дети: - Да!

2. Работа с коллажом.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что растет в лесу, кто там живет и как мы должны вести себя в гостях у Лесовичка.

Работа по коллажу. Дети сидят перед коллажом.

Воспитатель: - Ребята, скажите, что такое лес?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, лес – это место, где растут растения и живут разные животные. Растений и животных очень много, но все они отличаются друг от друга.

- Скажите, пожалуйста, чем отличаются деревья от других растений? Какие части есть у дерева?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей, опираясь на предметно-схематичную модель дерева.

Воспитатель: - Да, у всех деревьев есть корень, ствол, ветви, листья, цветок.

Дети прикрепляют модель силуэта дерева.

Воспитатель: - Назовите деревья, которые вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: - Теперь давайте вспомним: чем отличаются кустарники от других растений?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей, обращая внимание детей на модель куста.

Воспитатель: - Назовите кусты, которые знаете.

Воспитатель показывает иллюстрации, дети – называют.

По аналогии выделяем отличия травянистого растения от других растений.

Воспитатель: - Молодцы! Вы много знаете о растениях.

- Осенью в саду люди собирают урожай фруктов и ягод, в огороде – урожай овощей. А в лесу на деревьях и кустарниках созревают плоды? Давайте вспомним какие.

- Что созревает на дубе? На клене? На рябине? На ели, сосне?

- А теперь поговорим о животных, которых можно встретить в лесу. Кто живет в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей:

Воспитатель: - В лесу живут звери и птицы, насекомые. Как мы отличаем зверей от других животных? Что есть у всех зверей?

Работа по модели “Звери”. Воспитатель обобщает ответы детей:

Воспитатель: - У всех зверей тело покрыто шерстью, есть 4 ноги, пасть, все звери своих малышей вскармливают молоком.

Дети прикрепляют силуэт зверя к модели.

Воспитатель: - Назовите зверей, которые живут в лесу? Как мы отличаем птиц от других животных? Что есть у всех птиц?

Ответы детей.

Работа по модели “Птицы”. Воспитатель обобщает ответы детей:

Воспитатель: - У всех птиц тело покрыто перьями, есть 2 ноги и 2 крыла, на голове клюв, малыши-птенцы появляются из яйца.

Дети прикрепляют силуэт птицы к модели.

Воспитатель: - Ребята, лес – это общий дом для всех растений и животных. Но каждое животное сооружает для себя свое жилище. Назовите их.

Дети рассматривают иллюстрации и называют жилища животных. Уточняем, кто где живет: белка – в дупле, медведь – в берлоге, лиса – в норе.

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! Очень много знаете про лес: что в нем растет, кто в нем живет.

- А знаете ли вы о правилах поведения в лесу? Как мы должны вести себя в лесу? Что нельзя делать в лесу?

Рассматриваем иллюстрации. Дети проговаривают действия, которые нельзя совершать в лесу.

Воспитатель: - Вот теперь вы готовы отправиться в путешествие.

3. Аромотерапия.

Воспитатель: - Лесовичку очень понравились ваши ответы. Молодцы, ребята!

- Вы видите на мне красивый плащ, я так неожиданно оказалась в нем!

- Может он волшебный? Давайте спрячемся под плащом!

В это время включается ингалятор. Воспитатель накрывает плащом детей.

- Вы чувствуете, какой запах!

Дети: - Да.

Воспитатель: - Где мы оказались?

Дети: - В лесу.

Воспитатель: - Чем так может пахнуть?

Дети: - Ёлкой, хвоей, грибами.

4. Прослушивание музыкального фрагмента.

Воспитатель: - Ребята, лесовичок предлагает послушать звуки леса и просит определить, что или кто может издавать тот или иной звук.

Дети слушают музыкальный фрагмент (звуки грома, дождя, комара, дятла, сороки, кукушки, лягушки). Воспитатель обобщает ответы детей.

5. Физминутка под музыку.

“Все спортом занимаются”

6. “Чудесный мешочек”

Воспитатель: - Ребята, лесовичок принёс из леса мешочек с дарами и просит вас определить на ощупь, что в нём лежит.

Дети на ощупь определяют предметы, находящиеся в мешочке

(шишки – сосновая и еловая, гриб, желудь, орех, гроздь рябины).

7. Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Ребята, клубочек снова появился и куда-то покатился.

Дети идут за клубочком и находят две корзинки с клюквой и орешками. Лесовичок вручает детям корзинки с дарами леса.