Волшебные сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:
- показать красоту и богатство сказки, её актуальность в наше время;
- учить различать сказки волшебные, бытовые, о животных;
- учить высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- учить работать с текстом;
- отрабатывать читательские умения;
- учить высказывать свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному и воссоздавать в своём воображении художественные образы;
- учить находить и объяснять реальные события и вымышленные;
- продолжать работу над выразительностью речи;
- формировать нравственные понятия: «труд-лень, добро-зло»;
- развивать учебные и читательские умения: выделять голосом главную мысль произведения, делить текст на части, наблюдать за тоном, рифмой (учить слышать тон автора – восхищение, гордость и т. д.);
- учить находить в тексте, объяснять фразеологизмы, которые вошли в нашу речь и  использовать в своей речи;
- учить ориентироваться в литературоведческих представлениях и понятиях (литературное произведение, авторские и народные сказки, герой, персонаж, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие);
- воспитывать в детях трудолюбие, скромность, терпеливость; ненавдеть жадность, скупость, зло, грубость, лень;
- воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям.

Оборудование:
- учебник «Литературное чтение», 2 класс, авт. Ефросинина Л.А.;
- рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2ая часть, авт. Л. А. Ефросинина;
- рисунки детей;
- Книжки А. С. Пушкина для выставки.

Ход урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы снова отправляемся в волшебную страну, где живут сказки А.С. Пушкина, в мир Пушкина! Сегодня мы проводим урок для того, чтобы поделиться своими знаниями и узнать что-то новое.
А тема урока звучит так «Что за прелесть эта сказка!»
На прошлом уроке мы знакомились с содержанием сказки, а на сегодняшнем уроке будем работать над образами героев, будем анализировать эту сказку. А начнём наш урок с того, что грамотно назовём сказку А.С.Пушкина, которой в этом году исполняется 179 лет (1833 год).
Дети. Сказка о рыбаке и рыбке.
Учитель. Правильно. Это моя самая любимая сказка. Вдумайтесь в название сказки. О рыбаке и рыбке! Кого автор не включил в название сказки?
Дети. Старуху.
Учитель. Почему? Как вы думаете?
Дети. Она не достойна, т. к. была очень жадная, злая, жестокая, грубая. Старуха – отрицательный герой произведения.
Учитель. А начнём наш урок с проверки домашнего задания. Что было задано на дом? Напомните.

Дети. Выучить наизусть понравившийся отрывок.
Учитель. Вот я и проверю ваши отрывки с помощью рисунков. Озвучим рисунки, которые висят на доске.
Пусть сегодня на уроке звучит замечательная сказка А.С. Пушкина! У кого из вас подходит отрывок к первому, ко второму, третьему … рисунку? (2-3 человека наизусть читают отрывки из сказки, выбрав подходящий рисунок на доске). Если таких отрывков нет, то попробуйте озвучить рисунки с помощью текста (выразительное чтение отрывков по учебнику). Обратите внимание на выразительность при чтении (паузы, логическое ударение и т.д.)
Молодцы! Все хорошо справились с заданием! (выставление оценок).

2. Работа над образами героев сказки, анализ сказки.

Учитель. А сколько всего действующих лиц в нашей сказке? Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд, разгадав который мы назовём всех действующих лиц.

  1. Кто самый добрый, внимательный, отзывчивый?
  2. Кто хотел поменять старое корыто на новое, избу на новый дом?
  3. Кто выполнял все желания старика?
  4. Кто верой и правдой служил старухе, кроме старика?
  5. Человек, который рассказывает нам сказку?

Учитель. А кто автор этой сказки?
Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель. Значит, сказка литературная или авторская?
Дети. У сказки есть автор, А.С. Пушкин, значит сказка авторская или литературная.
Учитель. Ребята, а что вы можете рассказать интересного из жизни А. С. Пушкина?
Дети. Родился он в Москве, в богатой семье. Для мальчика были приглашены учителя-гувернёры, иностранцы, которые занимались его воспитанием, учили его. Первым маленький Пушкин выучил французский язык, так было принято в то время. Все разговаривали на французском языке. Русскому языку его научил немец – Шиллер. В доме отца было много книг. И страсть к чтению развилась в нём рано – лет с восьми или девяти. Будучи воспитан на французском языке,Пушкин принялся за французские книги, которых у отца было очень много.  А.С. Пушкин с жадностью бросался на книги, читал без  устали день и ночь. В 9 лет мальчик уже сочинял стихи на французском языке. С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня  знала  много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала сказки. Но при всём при этом Пушкин был очень ленивым мальчиком. Но его любознательность, страсть к чтению сохранилась до конца жизни. Потому и не удивительно, что он был одним из самых образованнейших людей своего времени, хотя в школе считался посредственным учеником.
Учитель. Так сколько же всего действующих лиц в сказке? Посмотрите на кроссворд?
Дети. Пять.
Учитель. А кто вам понравился больше всего? Какой герой сказки? Ответ обоснуйте.

Дети. Мне понравилась золотая рыбка. Рыбка говорит ласково, выполняет все желания, уступает старику, она мудрая, добрая, благородная, воспитанная.
Учитель. Ребята, а если бы вы поймали золотую рыбку, то какие бы 3 желания загадали?
Дети. Я хочу, чтобы на Земле был мир, чтобы люди никогда не болели, чтобы люди были добрее, милосерднее, чтобы я учился на одни пятёрки.
Учитель. А какой вы представляете себе рыбку? Пофантазируйте!
Дети. Чудесная, переливающаяся в лучах солнца, искрящаяся в бликах и переливах воды, воздуха.
Учитель. А какой дедушка? По характеру?
Дети. Приветливый, терпеливый, скромный, добрый, безропотный, покорный, внимательный, трудолюбивый, чуткий, совестливый, бескорыстный.
Учитель.  А как вы понимаете слово бескорыстный?
Дети. Бескорыстный – это значит ему ничего не надо, не для себя просил старик.
Учитель. Докажите словами из текста.

Дети.   «Отпустил он рыбку
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо…»

По первой просьбе отпускает рыбку, отказывается от выкупа, даёт ей доброе напутствие, с пониманием относится к беззащитности рыбки, и не воспользовался её положением.
Просит не он, он только жалуется на старуху и поясняет рыбке, чего хочет старуха.
Учитель. А как вы думаете, ребята, если на месте старика оказался другой человек (жадный, грубый), выполнила ли рыбка его просьбы?
Дети. Я думаю, что не выполнила бы.
Учитель. А кто из вас  мог так же, как и старик, отпустить рыбку в море и ничего не попросить у неё? (В классе все поднимают руку).
Какую черту характера вы больше всего цените в старике?
Дети. Трудолюбие.
Учитель. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из одного известного вам мультфильма. Посмотрите внимательно, потом я вам задам вопросы. Дети смотрят фрагмент из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Учитель. (после просмотра фрагмента)
Кто догадался, из какого мультфильма этот фрагмент?
Дети. Из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Учитель. Почему рыбка не выполнила желание Вовки, а просьбы старика выполнила?
Дети. Вовка не трудился, сети не плёл, рыбку не поймал, разговаривал грубо.
Учитель. А теперь посмотрим продолжение  мультфильма и послушаем, как на этот вопрос  отвечает сама рыбка.
Так что же воспитывает эта сказка?
Дети. Трудолюбие.
Учитель. Только трудом, своим ежедневным трудом можно достичь, добиться каких-то  результатов. Сказка была написана 180 лет назад, а ничего не изменилось с тех пор – труд и в наше время остаётся главным  в достижении каких-либо целей. Вспомните пословицу о труде.
Дети. «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Учитель. Теперь вы знаете, из какого произведения появилась эта пословица. Подумайте и скажите, что будет делать старик потом, когда рыбка их снова накажет?
Дети. Он, как и прежде будет жить у синего моря, и если рыбка снова попадётся в сети, то он поступит так же, как и в первый раз, отпустит её, но теперь уже ничего не скажет своей старухе.
Учитель. Рыбак и природа едины, и в этом счастье рыбака. Человек – часть природы, и природа придёт к человеку на помощь, если он живёт в согласии с её мудростью.
Ребята, а какая у нас старуха? Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте небольшой отрывок.
Инсценирование отрывка из сказки.

Автор.     «Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
Старик.   Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство.

Автор.     Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.

Старуха.  Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут  поневоле».

Учитель. Так какая же старуха?
Дети. Грубая, жестокая, сварливая, упрямая, неблагодарная, стремящаяся к богатству. Она всегда ругает мужа, бьёт и таскает за чупрун усердных слуг, она не вызывает симпатии и восхищения, даже в богатом наряде.
Учитель. Найдите и прочитайте отрывок, где старуха предстаёт перед нами в богатом наряде.

Дети. «Воротился старик ко старухе,
Что же он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.»

Учитель. А кто может объяснить значение следующих словосочетаний:
- соболья душегрейка;
- парчовая кичка;
- жемчуги огружили шею?
Дети. Соболья душегрейка – тёплая женская кофта без рукавов.
Парчовая кичка – старинный головной убор из нарядной дорогой блестящей ткани.
Жемчуги огрузили шею – жемчужное ожерелье, тяжёлое, в несколько рядов висит на шее тяжёлым грузом.
Учитель. Ребята, вспомните пословицу, в которой говорится, за что мы ценим людей.
Дети. Мы ценим людей за душу, ум, за красоту душевную, а не за внешнюю красоту. А пословица такая «Встречаем по одёжке, провожаем по уму».
Учитель. Это вам ещё один урок из жизни. Пусть у вас будет красивая душа!

3. Анализ сказки.

Учитель. Ребята, скажите, почему это произведение названо сказкой? Что здесь сказочного?
Дети. Начало сказки, зачин.
Учитель. Прочитайте.
Дети. «Жил старик со своею старухой
У самого синего моря».
Учитель. А какие зачины вы ещё знаете?
Дети. « В некотором царстве, в некотором государстве…
             Жили – были…
              Однажды… и т. д.»
А ещё в жизни не бывает золотой рыбки, не умеют рыбки говорить человеческим голосом, не исполняют желания.
Учитель. Докажите словами из текста.
Дети. «Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим…»
Учитель. А какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?
Дети. Это сказка волшебная, т.к. в ней исполняются все желания и без особых усилий, без труда.
А какое главное волшебство в сказке?
Дети. Золотая рыбка, т. к. без неё невозможно было исполнения желаний.
Учитель. Запишите это чудо в тетрадь.
Дети. Записывают в тетрадь.
Учитель. Как заканчивается сказка? Прочитайте.

Дети. «Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто».

Учитель. Как сказать одним словом, как заканчивается сказка?
Дети. Справедливо. Наказано зло, жадность, несправедливость.
Учитель: А что в сказке несказочного?
Дети. Труд.
Учитель. Что же прославляет, а что осуждает автор, А. С. Пушкин?
Дети. Прославляет: трудолюбие, труд, скромность, терпеливость.
Осуждает: жадность, зло, скупость, жестокость, грубость, лень.
Учитель. А какую вы знаете пословицу о терпении?
Дети. «Терпение и труд всё перетрут».
Учитель. А теперь составим с вами схему желаний старухи.
Что хотела получить старуха сначала?
Прочитайте.

Дети. «Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».

На доске учитель записывает слово корыто и т. д.
КОРЫТО-ИЗБА-СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА-ВОЛЬНАЯ ЦАРИЦА-ВЛАДЫЧИЦА МОРСКАЯ
Учитель. А теперь проверим, насколько хорошо вы поняли, запомнили сказку. Сколько лет     рыбачил старик? Прочитайте.
Дети. «Он рыбачил тридцать лет и три года».
Учитель. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать рыбку?

Дети. Два раза.
«Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою».

Учитель. Кем предстала перед стариком старуха в первый раз? Прочитайте.
Дети. Столбовою дворянкой (дети читают по тексту).
Учитель. Сколько времени была царицей старуха? Прочитайте.
Дети. «Вот неделя, другая проходит…»
Учитель. Когда народ посмеялся над стариком?

Дети. Когда пришёл он кланяться старухе.
Учитель. Докажите.

Дети. «Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Учитель. Сколько просьб старика выполнила рыбка?
Дети. 4 просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.
Учитель. Докажите. Дети читают отрывки и доказывают.
Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами?
Дети.  Пять раз.
Учитель. Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами?
Прочитайте.

Дети. « … Море слегка разыгралось;
… помутилося синее море;
… неспокойно синее море;
… почернело синее море;
… на море чёрная буря».

Учитель. Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою?
Дети. Рыбка не хотела, чтобы старуха командовала ею в море и всегда что-то просила.
Учитель. За что рыбка наказала старика и старуху?
Дети. За жадность.
Учитель. Ребята, а какие цвета вы увидели в сказке?
Дети. Синее (море), золотая (рыбка), чёрная (буря), морская (владычица).
Учитель. А ещё в сказке много фразеологических оборотов, которые вошли в нашу повседневную жизнь. Давайте попробуем их найти и объяснить, что они обозначают.
Дети.  Бог с тобою – пожелание удачи, примирения, удач.
Нет уж и следа – пропала, исчезла.
           На чём свет стоит – сильно ругает.
Белены объелась – обезумела.
Остаться у разбитого корыта – ни с чем.
Чай теперь твоя душенька довольна? – всё тебя устраивает?

Выводы по уроку.

Учитель. Чему учит эта сказка?
Дети. Добру, справедливости, тому, что нельзя быть жадным, это очень плохое качество человека, нужно быть трудолюбивым, скромным.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали на уроке.
Я надеюсь, что вы полюбите А. С. Пушкина и его произведения.
О Пушкине можно говорить очень долго, восхищаться его произведениями, переживать вместе с его героями. Что можно сказать в заключение?
Читайте Пушкина,
учите Пушкина,
а главное – любите Пушкина!
Я надеюсь, что вы и дальше будете идти по тропинкам сказок и стихов Пушкина, и как сказочные богатыри расти день ото дня! А Александр Сергеевич Пушкин останется с вами на всю жизнь!
И закончу я урок словами из песни! «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!»
Пусть ваша жизнь будет похожа на сказку! Удачи вам!

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение (3-4 предложения), письмо другу, маме, бабушке, учительнице на тему «Чему учит нас сказка А. С. Пушкина?», «Что мне особенно понравилось в сказке?».