Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Цель: усвоение знаний учащимися, создание условий для систематизации и обобщения изученного страноведческого материала.
Задачи:
- Знакомство с культурой и традициями Германии.
- Формирование фонетических навыков.
- Обобщение и закрепление изученного материала.
- Развитие умения работать в команде.
- Формирование мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, 2 комплекта цветных карандашей (красный, зелёный, жёлтый, голубой, серый, чёрный, коричневый), бумажные заготовки с контурами яиц, бумажные заготовки с разрезанными словами, 2 деревянных яйца, пластилин.
Наглядность: украшенный к Пасхе кабинет, костюмы ведущих (пасхальные зайчики), презентация.
Время проведения урока: 45 минут.
Этапы урока.
1. Начальный этап:
1.1. Организационный момент.
1.2. Введение страноведческого материала.
2. Основной этап:
2.1. Систематизация и обобщение (игра).
3. Заключительный этап:
3.1. Подведение итогов.
3.2. Оценка деятельности учащихся.
ХОД УРОКА
1. Начальный этап
1.1. Организационный момент
– Guten Tag, liebe Kinder! Setzt euch bitte! Heute feiern wir Ostern! Unsere Gäste erzählen uns über dieses Fest.
1.2. Введение страноведческого материала
Два ученика старших классов в костюмах пасхальных зайчиков по очереди рассказывают о немецкой Пасхе. Учитель показывает презентацию. Как альтернативный вариант можно запустить заранее озвученную презентацию.
Ученик 1: У всех народов свои традиции. Сегодня мы расскажем вам много интересного о немецкой Пасхе. Немцы всегда празднуют Пасху в воскресенье в марте или апреле.
Ученик 2: Пасха – это старейший и прекраснейший праздник Христиан. Это праздник воскресения Иисуса Христа. Это праздник новой жизни. Наступает весна. В садах, на лугах и полях всё зеленеет и цветёт.
Ученик 1: Существует много символов Пасхи. Одним из символов является костёр. Люди разводят костры в пасхальную ночь на горах и перед церквами. Костёр является символом надежды. Этот огонь проносят домой и им зажигают пасхальные свечи.
Ученик 2: Ягнёнок символизирует невиновность Христа. Раньше его клали на Пасху перед алтарём в церкви. Там его освящали и потом делали из него кушанья. Цыплёнок и яйца являются символом новой жизни.
Ученик 1: Колодец тоже является символом Пасхи. Раньше немецкие крестьяне украшали на Пасху свои колодцы зелёными ветками деревьев, яркими пасхальными яйцами и лентами. Вода, как и пасхальные яйца, является символом жизни.
Ученик 2: Дерево тоже символизирует жизнь. Весной деревья зеленеют, возрождаясь к новой жизни. В немецких деревнях деревья, растущие у домов, украшали гирляндами из ярких яичных скорлупок и лент. Это было не просто, поэтому друзья и знакомые делали это вместе.
Ученик 1: Яйцо – самый старый символ Пасхи, символ возрождения жизни. Раньше люди красили яйца соком лука, шпината, свёклы. В 13 веке яйца начали расписывать разноцветными красками. По легенде заяц, символ плодородия, приносит яйца в сад и прячет их там в гнёздах из травы.
Ученик 2: Немецкие дети очень любят Пасху. Их родители, бабушки и дедушки прячут для них разноцветные яйца и сладости в саду. Дети с удовольствием ищут пасхальные гнезда, в которых обязательно сидит шоколадный пасхальный заяц. Дети не просто лакомятся шоколадом, но и играют с яйцами в разные игры.
2. Основной этап:
2.1. Систематизация и обобщение (игра)
Ученик 1: Давайте поиграем и мы! Разделимся на две команды и устроим веселое соревнование! Одну команду назовём «Küken» (цыплята), вторую – «Häschen» (зайчики)!
Ученик 2: Готовы? Тогда начнём! Первое задание покажет, кто быстрее и правильнее умеет читать!
Каждый член обеих команд должен прочитать скороговорку и сделать при этом как можно меньше ошибок. Первая пара учеников читает первую скороговорку, вторая пара – вторую и т.д. Балл для команды получает тот игрок, кто прочитает лучше.
Auf dem Rasen rasen Hasen,
atmen rasselnd durch die Nasen.Gelbe Blumen blühen beim Birnbaum
Blühen beim Apfelbaum blaue Blumen?
Ученик 1: Ребята, сегодня мы узнали, что традиция красить яйца на Пасху пришла к нам из глубокой древности. Давайте и мы, раскрасим яйца и определим, кто из вас лучше знает названия цветов. По очереди вы подходите к столу, и раскрашиваете по одному яичку в тот цвет, который вам скажет учитель. Сколько правильно раскрашенных яиц, столько баллов получает команда. (rot, grau, blau, gelb, braun, grün, weiß, schwarz)
На двух столах лежат комплекты карандашей и бумажные заготовки с 8 контурами яиц.
Ученик 2: Пасха – это семейный праздник. А какие немецкие названия членов семьи знаете вы? Наш следующий конкурс покажет это. Вам нужно сложить разрезанные кусочки так, чтобы получились названия родственников. Команда получит столько баллов, сколько слов соберет верно. Игра прекращается, как только одна из команд справится с заданием целиком.
Mu tt er Va ter
O ma O pa
Sch wes ter B ru der
Ta n te On k el
Ki nd So hn
Ученик 1: Пасхальные традиции предусматривают не только праздничную трапезу, но и различные игры и развлечения. В основном пасхальные игры и забавы связаны с пасхальными яйцами. Одна из самых известных игр на Пасху — это катание яиц. Обе команды по сигналу толкают яйца. Чьё яйцо дальше укатится, тот получает балл.
Ученик 2: Другая игра – это раскрутка яиц. По сигналу нужно одновременно раскрутить яйца на ровной поверхности. Чье яйцо будет крутиться дольше, тот получает балл для своей команды.
Ученик 1: В следующем конкурсе участвует вся команда сразу! Вам нужно слепить из пластилина по одному пасхальному зайчику от команды! Кто сделает это быстрее и аккуратнее, получает балл.
3. Заключительный этап
3.1. Подведение итогов
Ученик 2: Теперь подсчитаем баллы. Сегодня лучшей оказалась команда … Ну, а победила – ДРУЖБА! И каждый получит на память небольшой сувенир и сладкое угощение!
Раздать ученикам небольшие открытки в форме яйца и конфеты.
Ученик 1: Ребята, давайте в завершение нашего праздника споём весёлую песенку!
Stups der kleine Osterhase
fällt andauernd auf die Nase
ganz egal wohin er lief
immer ging ihm etwas schiefNeulich legte er die Eier
in den Schuh von Fräulein Meyer
Früh am Morgen stand sie auf
da nahm das Schicksal seinen Lauf
Sie stieg in den Schuh hinein
schrie noch einmal kurz "Oh nein!"
Als sie dann das Rührei sah
wußte sie schon wer das warRefrain
In der Osterhasenschule
wippte er auf seinem Stuhle
mit dem Pinsel in der Hand
weil er das so lustig fand
Plötzlich ging die Sache schief
als er nun noch "Hilfe" rief
fiel der bunte Farbentopf
ganz genau auf seinen KopfRefrain
Bei der Henne Tante Berta
traf das Schicksal ihn noch härter
denn sie war ganz aufgeregt
weil sie grad ein Ei gelegt
Stups der viele Eier braucht
schlüpfte unter ihren Bauch
Berta um ihn zu behüten
fing gleich an ihn auszubrütenRefrain
Paps der Osterhasenvater
hat genug von dem Theater
und er sagt mit ernstem Ton:
Hör mal zu mein lieber Sohn
Deine kleinen Abenteuer
sind mir nicht mehr ganz geheuer
Stups der sagt: Das weiß ich schon,
wie der Vater so der Sohn!Refrain
Ученики старших классов поют песню целиком. Ученики 2 класса подпевают выученный заранее припев:
Stups der kleine Osterhase
fällt andauernd auf die Nase
ganz egal wohin er lief
immer ging ihm etwas schief
3.2. Оценка деятельности учащихся.