Тип урока: приобретение новых знаний и овладение новыми способами деятельности с помощью исследовательской работы.
Цели урока:
- Образовательные: путём исследования доказать теорему о сумме углов треугольника, уметь применять её для решения задач, учить самостоятельно получать новые знания, используя имеющиеся.
- Развивающие: развивать интерес к геометрии; формировать умение собирать и обрабатывать информацию, развивать интерес к поисковой и исследовательской деятельности..
- Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство ответственности, развивать логическое мышление и речь учащихся.
Оборудование: модели равных треугольников, карточки- информаторы, карточки для решения задач, таблицы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень важный урок. Мы продолжим с вами исследовательскую работу по открытию и доказательству новой теоремы. Будьте внимательными, активными и продемонстрируйте все свои знания, которыми вы обладаете.
2. Изучение нового материала.
- На рисунке 1 BD ║ АС. Найдите сумму углов треугольника АВС различными способами
Рисунок 1
Случайно ли сумма углов треугольника оказалась равной 180о или этим свойством обладает любой треугольник?
Исследованием этой проблемы мы и займёмся сегодня на уроке.
Итак, тема урока: «Сумма углов треугольника».
- Перед вами два равных треугольника. (рисунок 2 а, б) Как убедиться, что они равны? (Наложить друг на друга.)
Отметьте равные углы треугольников одинаковыми номерами 1,2,3
Рисунок 2
- «Оторвите» углы одного из треугольников и приложите их к углам другого так, чтобы каждые соседние два угла имели общую сторону. (Рисунок 2 в)
- Что вы заметили? (Объединение всех трёх углов треугольника образует развёрнутый угол.)
- Этот опыт показывает, что сумма углов треугольника, по-видимому, равна 180о.
- А как ещё можно убедиться, что сумма углов треугольника равна 180о? (Измерить все углы треугольника и сложить их.)
- Итак, мы сделали предположение, что сумма углов треугольника должна быть равной 180о. Докажем теперь это предположение. Доказательство будет основано на складывании углов.
- Нам дан произвольный треугольник АВС. Нарисуем его.
Рисунок 3
- Отложим углы А и В от сторон угла С «по разные стороны от него»
- Получим угол МСN. Нам нужно доказать, что он будет являться развёрнутым, т.е. он будет равен 180о.
- Что вы заметили на рисунке? (угол А и угол МСА равные накрест лежащие углы при прямых МС и АВ и секущей АС. Следовательно, МС ║ АВ. Аналогично, СN ║ АВ)
- Сколько же прямых, параллельных прямой АВ, проведено через точку С? (Две.)
- А это верно? (Нет, это противоречит аксиоме параллельных прямых.)
- Сделайте вывод. (Прямые СМ и СN совпадают и являются одной прямой МN)
- Что вы можете сказать об угле NСМ. (Этот угол развёрнутый, он равен 180о и складывается из трёх углов, равных соответственным углам треугольника, т.е. сумма углов треугольника равна 180о.)
- Итак, в результате поиска, для того чтобы доказать данную теорему, какое дополнительное построение мы должны сделать? (Провести через точку С треугольника АВС прямую МN, параллельную АВ, и рассмотреть образовавшиеся углы.)
Задание.
Составьте план доказательства теоремы, записать его в тетради, сделать рисунок.(Два ученика самостоятельно на переносных досках) (Рисунок 3)
План доказательства:
- Построить MN║АВ через вершину С.
- Доказать, что ∠ А=∠1, ∠ В=∠3.
- Доказать, что если ∠1+∠2+∠3=180о , значит ∠А+∠2+∠В=180о
- На основании каких положений проведены все соответствующие рассуждения? (Мы использовали аксиому параллельных прямых, признак параллельности прямых)
3. Закрепление изученного материала.
1.Устное решение задач. (Задачи № 223(а, б, г) Учебник Геометрия 7- 9. Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.)
2.Повторить определение равнобедренного и равностороннего треугольников.
3.Письменная дифференцированная самостоятельная работа с последующей проверкой (два ученика решают карточки на переносных досках):
-Карточки- информаторы (для слабых учеников)
-Карточки с индивидуальными заданиями (для средних и сильных учеников)
Карточка- информатор:
1. Продолжить предложение
Сумма углов треугольника равна………….
2. Решить задачу
Рисунок 4
Дано: ∆АВС: ∠ А= 70о , ∠ В=30о
Найти: ∠ С.
Решение:
∠А+∠В+∠С=180о ( по т. о сумме углов треугольника);
∠С= 180о – ( ∠А+∠В);
<∠С= 180о – (70о +30о);
∠С = 80о
Ответ: ∠С = 80о
3.Решить задачу самостоятельно:
По рисунку найди угол N.
Рисунок 5
Карточка для учащихся на «4» и»5»:
1. Начертите два неравных треугольника с соответственно равными углами.
2. Один из острых углов одного прямоугольного треугольника равен одному из острых углов другого треугольника. Как выяснить, равны ли эти треугольники?
3. По рисункам (рисунок 6 а,б,в,г)найди неизвестные углы треугольников.
Рисунок 6
Проверка выполненных заданий.
4. Вопросы к классу:
- Исследуйте, может ли треугольник иметь два прямых угла? Два тупых угла? Один прямой и один тупой угол?
- Исследуйте, какими могут быть углы в равнобедренном треугольнике? Сделайте вывод. (В любом треугольнике либо все углы острые, либо два угла острые, а третий прямой или тупой.)
5.Письменное решение задач.
Задача №228 (Учебник Геометрия 7- 9. Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др) (задачи а,в; а- решить на доске; в-разобрать устно, оформить решение самостоятельно) (Один ученик на переносной доске)
Задача №228(а). Исследуйте, сколько решений может иметь задача?
Задача №228(в). Исследовать, какой угол равен 100о? Сколько решений имеет задача?
6. Решение задачи, записанной на доске (дополнительное задание, для тех кто справился с №228 )
«Один из углов треугольника равен 50о. Исследуйте, при каком условии этот треугольник окажется равнобедренным? (Чтобы треугольник был равнобедренным, углы при основании должны быть равными и должно выполняться условие: или все углы острые, или два острых при основании, а третий или прямой или тупой, так как дан угол 50о . то задача имеет два решения:
- Углы при основании по 50о , при вершине 80о.
- Угол при вершине 50о , а при основании по 65о .
7. Рассмотрите таблицу (рисунок 7) (лежит на столе у каждого ученика). Рассмотрите её внимательно, исследуйте все треугольники, которые в ней есть, дайте им двойные названия, поясните эти названия
Рисунок 7
Сделайте вывод о классификации треугольников.( Ученики делают вывод)
Итак, исследовав все треугольники, мы пришли к выводу, что существует три вида треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные.
4. Задание на дом.
Изучение П.30, 31. Учебник Геометрия 7- 9. Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др
Задача № 116-для «слабоуспевающих учеников»;
Задача № 117- для «средних» и «сильных». (тетрадь с печатной основой Геометрия. Рабочая тетрадь 7 класс. Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.)
5. Итог урока.
- Выставляются оценки.
- Вопросы к классу:
а) О чём мы говорили на уроке?
б) Узнали ли вы для себя что- нибудь нового и полезного?
в) Что на ваш взгляд мешало Вам в работе?
г) Что помогло преодолеть эти трудности?
Урок окончен, всем спасибо!
Литература:
1.Геометрия, 7- 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-13-е изд.-М.: Просвещение, 2012-384 с.
2.П.М.Эрдниев. Математика: Учеб. для 5-6 кл. сред. шк.- Ю.А. .-М.: Просвещение, 1993 - 383 с.
3.Геометрия. Рабочая тетрадь 7 класс.Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.-9-е изд.-М.: Просвещение, 2012-384 с.