Роль музея в патриотическом воспитании учащихся

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь даёт воспитанию верный ключ
к сердцу человека и могущественную опору
для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями.

К.Д.Ушинский

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Наш педагогический коллектив уделяет пристальное внимание патриотическому воспитанию обучающихся, в котором большую роль играет экскурсионная деятельность.

В рамках реализации патриотического воспитания молодежи мы тесно сотрудничаем со многими музеями города Омска: государственным историко-краеведческим музеем, музейным комплексом воинской славы омичей, омским музеем просвещения, музеем нашего базового предприятия – завода им. П.И. Баранова. Все группы обучающихся первого и второго курсов неоднократно посещают различные выставки и экспозиции в этих музеях.

Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности подростка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.

Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах наших великих предков.

Большое значение в реализации патриотического воспитания обучающихся имеет Музейный комплекс воинской славы омичей, основанный в год 40-летия Победы. В музее собраны сотни экспонатов. И все они, от боевого миномета до детских рисунков на военную тему, свидетельствуют о мужестве омичей. Большая часть фронтовых реликвий была передана в музей из семейных архивов ветеранов ВОВ. В выставочных залах “Это день Победы...”, “Подвиг солдата” наши ребята узнают, какой ценой досталась Победа советскому народу, о воинах-омичах и жителях области, которые защищали родину в годы Великой Отечественной войны. С особым интересом мальчишки рассматривают оружие и боевую технику времен войны.

Не меньший интерес вызывают выставки военной тематики Омского музея просвещения. Так, например, музейный урок “Дети войны” знакомит нас с жизнью детей Омской области в военный период. Обучающиеся узнают о тимуровском движении, о сборе средств на танк “Малютка” и его инициаторе Аде Занегиной и о многих других малоизвестных фактах из жизни омских детей в годы Великой отечественной войны. Выставка Место детства – война” основана на воспоминаниях омичей, чье детство совпало с военным временем. В центре внимания авторов выставки – история повседневной жизни детей во время войны: во что играли, какие книги читали, во что одевались, что ели, о чем мечтали. Поколение детей, живших во время войны, само по себе уникально. Это маленькие взрослые, философы жизни, которые прошли лишения, невзгоды, смерть близких, но познали и маленькие радости, и счастье окончания войны. Детские фотографии, рисунки, отцовские письма с фронта, хлебные карточки, тряпичные куклы, предметы мебели составили основу выставки. Среди этих предметов есть один особый экспонат – картофелечистка, вывезенная маленькой девочкой из блокадного Ленинграда. Один из разделов выставки представляет школу военного времени. Из сорока четырех школ Омска тридцать одна стала заниматься в три смены, остальные - в две смены. Не хватало учебников и учебных пособий - их распределяли по группам на 5-10 человек, писали на газетах, между строк, чернилами из сажи и свекольного сока. Все увиденное на этой выставке позволило нашим ребятам окунуться в атмосферу трудного военного времени, почувствовать глубину трагедии советского народа.

В связи с юбилейной датой 200-летия Отечественной войны 1812 г., мы посетили выставку Государственного историко-краеведческого музея “Казаки в Париже”, которая продемонстрировала завершающий этап торжественного входа русских войск в Париж. На выставке были представлены вооружение, униформа, бытовые предметы, памятные медали, иконы, портреты Наполеона Бонапарта. Бюсты героев войны (императора Александра I, фельдмаршала М.И. Кутузова), подлинные вещи того времени (кремниевое ружье, кремниевые пистолеты, палаш, эполеты) помогли нашим обучающимся наглядно представить события войны 1812 года. Можно назвать это настоящим виртуальным путешествием в героическое и невероятное по своему эмоциональному накалу и значению время, которое “недаром помнит вся Россия”.

В сентябре 2012 года наши обучающиеся побывали на новой выставке историко-краеведческого музея “Год Российской истории”. На выставке представлены три вехи, значимые для России: 1150-летие зарождения российской государственности, 400-летие изгнания из Москвы интервентов ополчением под командованием князя К. Минина и Д. Пожарского, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года.

В ходе этой экскурсии наши ребята смогли проникнуться чувством национальной гордости за доблесть, мужество и верность Родине, проявленные нашими предками в те далекие.

Следующий музей, с которым мы тесно сотрудничаем – это музей нашего базового предприятия – завода им. П.И. Баранова. История завода, с момента его появления на Омской земле по настоящее время, представлена в экспонатах заводского музея. Все наши обучающиеся обязательно посещают здание из стекла и бетона, которое обрамляет правую границу заводской площади. Ведь не зная прошлого коллектива, в который ты вливаешься или с которым знакомишься, нельзя хорошо понять его настоящий день и увидеть завтрашний. Обучающиеся видят портреты людей, являющихся гордостью предприятия - ветеранов Великой Отечественной войны и труда, новаторов производства, фоторепортажи с важнейших событий жизни коллектива, фотогазеты, фотоиллюстрации в технических альбомах, на которых можно увидеть, как в разное время шла подготовка рабочих кадров.

Ребята узнают, о том, что омские моторостроители, в том числе учащиеся нашего училища, внесли весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Об этом свидетельствуют высшие награды Родины, которыми коллектив завода был награжден за образцовое выполнение заданий правительства по серийному производству авиамоторов в годы войны. В музее представлена почти вся номенклатура продукции, которую выпускал и выпускает сегодня флагман омского машиностроения.

На базе музея проводятся экскурсии, встречи со специалистами ведущих профессий завода, с ветеранами Великой Отечественной войны и их семьями, беседы с тружениками тыла, ветеранами труда. Такие беседы дают возможность обучающимся почувствовать значимость своей профессии, лишний раз убедиться в правильности её выбора. Это способствует самоутверждению, быстрому профессиональному и общественному росту обучающихся. Многие из обучающихся становятся впоследствии мастерами своего дела, руководителями бригад, смен, цехов, после окончания учебы продолжая свою трудовую деятельность на заводе Баранова. Так, например, В.П. Медведко выпускник ПУ № 22 долгое время работал начальником цеха № 12, П.Н. Орлов - заместителем главного энергетика объединения, Н.П. Зубарев в настоящее время работает мастером цеха № 44.

Важное место во всей этой работе занимает рефлексия. После посещения музея обязательно осуществляется обратная связь. На учебных занятиях и классных часах проводится обсуждение и анализ информации полученной в ходе проведения экскурсии. Ребята пишут рефераты, готовят доклады по темам экскурсий: “Наши земляки - участники ВОВ”, “Труженики тыла в годы ВОВ”, “История завода”, “Дети войны” и др. Иногда после обсуждения экскурсий, во время бурных дискуссий у обучающихся зарождается идея исследовательской работы. Так например, заинтересовавшись вопросом “Какую роль сыграли омичи в Отечественной войне 1812 года”, возникла идея выполнения поисково-исследовательской работы “Они сражались за Родину”, которая была представлена на областном телекоммуникационном проекте и удостоена диплома второй степени.

Иногда идея исследовательской работы появляется еще в ходе музейной экскурсии. Так, например, во время посещения заводского музея нашего базового предприятия, ребятам рассказали о том, как омские моторостроители, в том числе и ученики нашего училища, помогали фронту в годы войны. Заинтересовавшись этой темой трое наших обучающихся выполнили исследовательскую работу “Вклад коллектива завода им. П.И. Баранова в победу в Великой Отечественной войне”, которая на региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи была удостоена диплома лауреата. Другие ребята разработали компьютерную презентацию об истории завода с момента его появления на Омской земле по настоящее время.

У музеев большие возможности для решения задач патриотического воспитания обучающихся. Музей можно назвать “волшебной машиной времени”. В ней за короткое время, отведённое на занятие или внеучебное мероприятие, подросток может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомится с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея сил. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можем быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.