Проект "Образ крокодила в сказках К.И. Чуковского"

Разделы: Начальная школа


ВВЕДЕНИЕ

Я очень люблю читать. Эту тему я выбрала потому что, читая сказки Чуковского с раннего детства, я заметила, что во многих сказках присутствует Крокодил. Не все, читая сказки Чуковского К. И. это замечают. Мне стало интересно, какой же он Крокодил разный или один и тот же. Я начала перечитывать сказки и сравнивать образы крокодила. Так же мне стало любопытно, какова же роль Крокодила в произведениях.

Цель проекта: проанализировать образ Крокодила в сказках К.И. Чуковского.

Задачи:

  • выявить роль Крокодила в сказках Чуковского;
  • сравнить образ Крокодила в разных произведениях Чуковского К. И.;

Объект: сказки К. И. Чуковского.

Предмет: образ Крокодила в сказках К. И. Чуковского.

Методы: анализ сказок; сравнение образов ( слайд 2).

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Презентация.

1. Краткая биография К. И. Чуковского

Корней Иванович Чуковский – псевдоним поэта Николая Васильевича Корнейчукова. Он родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге, а умер 28 октября 1969 года. Детство и юность писателя прошли в Одессе. Он учился в гимназии. Сначала он работал корреспондентом, а позже стал переводчиком и писателем. Его с юных лет интересовали художественные переводы. Он перевёл “Сказки” Киплинга, “Робинзон Крузо” Дефо, “Том Сойер” Марка Твена, “Геккельбери Финн” и т.д (слайд 3).

Он по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии.

Свои наблюдения за детьми он отразил в книге “ От двух до пяти”, которая конечно никогда не была бы написана если бы у него не было детей, внуков и правнуков.

Главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие “неотъемлемым атрибутом детства”. Однажды у К.И.Чуковского заболел сын. Чтоб его развлечь он стал рассказывать ему сказку: “Жил да был крокодил, он по улицам ходил…”. Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, он попросил рассказать ему новую сказку. Так появился “Крокодил”. Эта сказка была самой первой, затем стали появляться все новые и новые сказки : “Мойдодыр” (1923 г.), “Тараканище” (1923 г), “Муха-цокотуха” (1924 г. под названием “Мухина свадьба”), “Бармалей” (1925 г.), “Фелорино горе” (1926 г.), “Телефон” (1926 г.), “Айболит” (1929 г., под названием “Приключения Айболита”). А замечательную сказку “Чудо-дерево” , написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза (слайд 4).

Корней Чуковский в своих сказках в легкой манере рассказывает ребенку о серьёзных и сложных вещах.

2. Образ крокодила в сказках К. И. Чуковского

Самый живой образ Крокодила в русской литературе был создан пером выдающегося русского писателя и поэта К.И. Чуковского. Крокодил красной нитью проходит через все его творчество. Ему посвящено одноименное, самое длинное произведение Чуковского. Ни один другой персонаж, не играет такую важную роль в его произведениях. Присутствие в сказках акулы, бегемота, льва обычно обусловлено сюжетной канвой – Африка, зоопарк и т.д. Крокодил появляется даже в таких сказках, где ему, казалось бы, неоткуда взяться – например, Мойдодыр, сказка о гигиене. Даже в сельскохозяйственном сказке, Путанице, есть для него эпизодическая роль пожарного. Без преувеличения можно сказать, что Крокодил это тотемное животное сказочного мира Чуковского.

Большинство персонажей Чуковского одномерны: либо безусловно хорошие (Ваня Васильчиков, бегемотики) , либо безусловно плохие (Бармалей, акула Каракула). Образ Крокодила отличается своей разнообразностью (слайд 6, 7).

1. Иногда – как воплощение абсолютного зла: “Краденое солнце”. (Горе, горе! Крокодил /Солнце в небе проглотил. ) (слайд 8).

2. Интереснее всего, однако, что во многих сказках отношение к Крокодилу меняется с отрицательного на положительное, и обратно. Это заметно, например, в “Бармалее” (В Африке большие, злые крокодилы . Ты нас, ты нас от смерти спас, ты нас освободил / Ты в добрый час увидел нас, о добрый Крокодил) (слайд 9).

3. Даже в своей положительной роли Крокодил выступает как “добро с кулаками”, разрушительная сила, которая может обратиться как на пользу, так и во вред главному герою и окружающему миру “Мойдодыр”(И мочалку, словно галку, / словно галку проглотил / А потом как зарычит на меня, / Как ногами застучит на меня…) (слайд 10).

4. “Тараканище”. Бедный: (Бедный крокодил/Жабу проглотил…)(слайд 11).

5. “Мойдодыр”. Любимый, хороший, строгий, справедливый: (Вдруг навстречу мой хороший/Мой любимый Крокодил… И мочалку словно галку, словно галку, проглотил.)

6. “Путаница”. Пожарный: (Долго,долго кродил/Море синее тушил…)(слайд 12).

7. “Крокодил”. ” (Жил да был Крокодил/ Он по улицам ходил…)

8. “Телефон” (А потом позвонил/ Крокодил…И со слезами спросил…)

9. “Доктор Айболит” - (Да, это Африка! – закричал Крокодил./ - Африка! Африка!)

На первый, поверхностный взгляд может показаться, что главное и единственное предназначение Крокодила – поедать хороших и плохих, несъедобные объекты (мочалку, калоши, Солнце)… Но при внимательном чтении заметно что ни один из Крокодилов Чуковского ничего не поглощает навсегда – кроме, разве что, калош. Каждый из съеденных предметов возвращается в целости и сохранности (слайд 13).

Ключ к истинной природе Крокодила лежит в том, что возвращенные предметы часто оказываются лучше, чем до съедения. Сравните,: Нехороший Барбос, невоспитанный! / И Дружок в один прыжок / Из пасти Крокодила скок ( Сказка “Крокодил”). Меняется даже имя пса. И конечно, триумфальное окончание Бармалея: И оттуда [из пасти Крокодила], улыбаясь, вылезает Бармалей / А лицо у Бармалея и добрее, и милей… (слайд 14). Чтобы вернуть съеденный объект, часто достаточно попросить Крокодила, хотя иногда приходится приказать или пригрозить (Но тебя, кровожадную гадину / Я сейчас изрублю, как говядину), а иногда приходится с ним сражаться с угрозой для жизни (Краденое Солнце).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что сказки К. И. Чуковского это самостоятельный мир, Крокодил в этом мире ось, вокруг которой этот мир вращается. Не один из других персонажей, не играет такую важную роль в произведениях Чуковского. Образ Крокодила встречается во многих сказках Корнея Ивановича и он разнообразен. Он добрый, злой, справедливый бедный и т.д. Если разбирать сказки более подробно, то можно заметить что Крокодил во многих сказках выступает в роли некого божества, т.к. он съедает разные объекты, а потом они возвращаются, но уже другими. Этот момент можно рассматривать как своеобразную ритуальную смерть и последующее перерождение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чуковский К. И. Сказки. – М.: Издательство “Омега”, 2005. – 146 с.

2.http://www.chertyaka.ru/detskie_skazki/chukovskii/chukovskii_biografia.php

3. http://www.solnet.ee/parents/kn_01_19.html